Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 186–199
УДК: 
811+316.44+378

Межвузовское взаимодействие как импульс для повышения качества языкового образования и развития академической мобильности

Мартыненко И. А. 1 (Москва, Россия), Алешко-Ожевская С. С. 2 (Москва, Россия)
1 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы значимости и целесообразности организации межвузовского взаимодействия в режиме онлайн в рамках учебного процесса. Цель статьи – выявить основные преимущества и недостатки организации межвузовского взаимодействия на занятиях по иностранному языку, предложить варианты устранения факторов, негативно влияющих на внедрение такого взаимодействия.
Методология. При проведении исследования использовался метод анализа научных трудов по методике преподавания иностранных языков в вузе, анализа эмпирического опыта, метод педагогического эксперимента и метод опроса участников эксперимента. Педагогико-экспериментальный метод позволил проанализировать уровень владения студентами практическими навыками общения на иностранном языке, а также систематизировать информацию, полученную в результате сбора эмпирических данных и анализа исследований отечественных и зарубежных специалистов.
Результаты. В ходе исследования выявлены преимущества организации межвузовского взаимодействия на занятиях по иностранному языку. Межвузовское взаимодействие положительно влияет на развитие коммуникативных навыков студентов, улучшает навыки поиска, отбора, обработки и грамотного представления информации на иностранном языке, способствует успешной работе в группах, вовлечению менее активных студентов в общую работу.
Межвузовские языковые семинары позволяют повысить мотивацию студентов, их умение формулировать и аргументировать свою позицию. В то же время авторы констатируют, что отрицательными факторами являются различия в уровне владения иностранным языком, объеме знаний по теме совместного семинарского занятия, количестве участников с обеих сторон, количестве выделенных часов по предмету в разных вузах.
Заключение. Делается вывод о потребности организации межвузовских семинаров с целью повышения уровня самооценки студентов, мотивации к продолжению изучения иностранного языка и развитию академической мобильности. Практика внедрения межвузовских онлайн-семинаров способствует достижению цели развития коммуникативной, творческой, технической и прочих компетенций. Благодаря полученному опыту студенты будут более подготовлены к использованию разнообразных практик, участию в междисциплинарных командах, взаимодействию в коллективе.

Ключевые слова: 

межвузовское взаимодействие; межвузовский семинар; обучение иностранному языку; дистанционное обучение; коммуникативные навыки

Библиографическая ссылка:
Мартыненко И. А., Алешко-Ожевская С. С. Межвузовское взаимодействие как импульс для повышения качества языкового образования и развития академической мобильности // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 186–199. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.10
Список литературы: 
  1. Бартенева И. Ю., Мойсюк Т. В., Мусинова Н. Е. Межвузовский творческий семинар как форма комплексного креативного развития личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – Т. 13, № 2. – С. 268–270. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15129326
  2. Закабунин А. В., Ферябков А. В., Батурина Н. А., Филькин В. П. Особенности использования дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6, № 1. – С. 60–65. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20160109 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25781492
  3. Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Пак В. В. Совместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование физических идей на уровне проекта // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 147–151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17690396
  4. Мокрецова Л. А., Попова О. В., Швец Н. А., Довыдова М. В. Университетское взаимодействие как эффективный механизм обеспечения качества подготовки молодых ученых // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 69. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30360 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44595500
  5. Юлдашева М. М., Юлдашева М. М. Применение методов совместного обучения при проведении практических занятий // Биология и интегративная медицина. – 2021. – № 1. – С. 436–443. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44841677
  6. Coombe L. Interuniversity collaborations: a model for sustainable specialised public health education programmes // Teaching in Higher Education. – 2021. Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2021.1920576
  7. Derakhshan A., Kruk M., Mehdizadeh M., Pawlak M. Activity-induced boredom in online EFL classes // ELT Journal. – 2022. – Vol. 76 (1). – P. 58–68. DOI: https://doi.org/10.1093/elt/ccab072
  8. De Stepani P., Han L. An inter-university CBL course and its reception by the student body: reflections and lessons learned (in times of COVID-19) // Frontiers in Education. – 2022. – Vol. 7. – P. 853699. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.853699
  9. Dziuban C., Graham C. R., Moskal P. D., Norberg A., Sicilia N. Blended learning: the new normal and emerging technologies // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2018. – Vol. 15. – P. 3. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5
  10. Francis M. K., Wormington S. V., Hulleman C. The Costs of Online Learning: Examining Differences in Motivation and Academic Outcomes in Online and Face-to-Face Community College Developmental Mathematics Courses // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 2054. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02054
  11. Huang M., Shi Y., Yang X. Emergency remote teaching of English as a foreign language during COVID-19: Perspectives from a university in China // IJERI: International Journal of Educational Research and Innovation. – 2020. – No. 15. – P. 400–418. DOI: https://doi.org/10.46661/ijeri.5351
  12. Ikeda M., Fukuda A. Multiple inter-university online lesson programs in conflict areas-evaluation for improvement // Impact. – 2021. – Vol. 2021 (3). – P. 12–14. DOI: https://doi.org/10.21820/23987073.2021.3.12
  13. Lee S.-M. Factors affecting the quality of online learning in a task-based college course // Foreign Language Annals. – 2022. – Vol. 55 (1). – P. 116 –134. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12572
  14. Martynenko I. A., Pikalova V. V. Teaching legal English in Russia: Traditions and problems // International scholarly and scientific research and innovation. – 2018. – Р. 2704. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34886903
  15. Abdel Latif M. M. M.  Coping with COVID-19-related online English teaching challenges: teacher educators’ suggestions // ELT Journal. – 2022. – Vol. 76 (1). – P. 20–33. DOI: https://doi.org/10.1093/elt/ccab074
  16. Nerlich A. P., Soldner J. L., Millington M.J. Inter-university collaboration for online teaching innovation: an emerging model // Rehabilitation Research, Policy, and Education. – 2012. – Vol. 26 (4). – P. 321–344. DOI: https://doi.org/10.1891/216866512805252515
  17. Sharafutdinova R. I., Muratova G. S., Mustafayeva Sh. A., Tursunbayeva M. T. K. Collaborative learning methods and their application during practical exercises // Biology and Integrative Medicine. – 2020. – No. 4. – P. 162–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43968663
  18. Tao J., Gao X. Teaching and learning languages online: Challenges and responses // System. – 2022. – Vol. 107. – P. 102819. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2022.102819
  19. Turner D. B., Igbrude C., O’Connor J. Inter-university international collaboration for an online course // EAI Endorsed Transactions on e-Learning. – 2016. – Vol. 16 (10). – P. e1. DOI: http://dx.doi.org/10.4108/eai.11-4-2016.151148
  20. Wolfe А. Implementing collaborative learning methods in the political science classroom // Journal of Political Science Education. – 2012. – Vol. 8 (4). – P. 420–432. DOI: https://doi.org/10.1080/15512169.2012.729451
Дата публикации 30.10.2022