Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 137–161
УДК: 
330.32+378

Эффективность интерактивного метода обучения инвестированию: выявление факторов, влияющих на доходность портфеля начинающего инвестора

Бекарева С. В. 1 (Новосибирск, Россия), Гетманова А. В. 1 (Новосибирск, Россия), Иванова А. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование факторов, которые могут влиять на успешность выполнения задания по формированию виртуального портфеля финансовых активов. Цель статьи – выявление факторов, влияющих на доходность портфелей начинающих инвесторов.
Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные повышению финансовой и инвестиционной грамотности на национальном уровне, роли финансового образования в осуществлении успешных инвестиций, а также оценке факторов, влияющих на доходность инвесторов, в том числе молодых и начинающих. Наше исследование проводилось на данных результатов инвестиционных портфелей студентов, прослушавших курс «Финансовые рынки и финансовые институты». Выборку составили данные 396 портфелей студентов экономического факультета НГУ, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». Портфели были сформированы в 2020–2022 гг. Зависимой переменной в эконометрической модели явилась доходность инвестиционного портфеля. Исследуемыми факторами выступили академическая успеваемость, год, направление, возраст, пол, а также структура портфеля финансовых активов.
Результаты. В результате анализа литературы по теме исследования были выявлены следующие потенциальные факторы доходности: инвестиционная грамотность, общий уровень образования, личные поведенческие характеристики, гендерная принадлежность, шоки на финансовом рынке и кризисы в экономике. Было подтверждено влияние на доходность портфеля таких факторов, как нестабильность экономики, отражающаяся на финансовых рынках, академическая успеваемость студентов по дисциплинам финансовой тематики, что связано с инвестиционной грамотностью, личные поведенческие характеристики, отражающиеся в структуре портфеля. Исследование не выявило различий влияния возраста, направления подготовки, а также гендерного фактора.
Заключение. Выявление факторов доходности инвестиционного портфеля студента, являющегося начинающим инвестором, позволило определить направления развития финансового курса с интерактивным методом обучения инвестициям. С учетом значимости фактора нестабильности экономики необходимо более глубокое обсуждение характеристик и динамики финансовых активов в периоды экономических кризисов. Рост инвестиционной грамотности студентов в целом также положительно влияет на результат.

Ключевые слова: 

финансовая грамотность; инвестиционная грамотность; начинающий инвестор; студент; доходность инвестиционного портфеля; финансовые активы; нестабильность экономики; интерактивный метод обучения

Библиографическая ссылка:
Бекарева С. В., Гетманова А. В., Иванова А. И. Эффективность интерактивного метода обучения инвестированию: выявление факторов, влияющих на доходность портфеля начинающего инвестора // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 137–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.08
Список литературы: 
  1. Абышева А. В., Корчемкина Е. С. Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Евразийской науки. – 2018. – Т. 10, № 2. – С. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35194081
  2. Кузнецов О. В., Иванов А. В., Воровский Н. В., Шевалкин И. С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России // Финансы: теория и практика. – 2020. – Т.  24, № 1. – С. 34–45. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-1-34-45 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42672710
  3. Шерстобитова С. В., Плетнева Т. В. Повышение уровня финансовой грамотности человека с позиции обучения инвестициям // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 11. – С. 202–207. DOI: https://doi.org/10.24412/2587-8328-2021-11-202-207 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47348550 
  4. Yamori N., Ueyama H. Financial Literacy and Low Stock Market Participation of Japanese Households // Finance Research Letters. – 2022. – Vol. 44. – P. 102074. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2021.102074
  5. Halim Z. A., Zolkefli M. N., Kusairi S., Nor S. M. Investment literacy, social influence and undergraduates’ readiness to invest: dataset from Malaysia // Data in Brief. – 2021. – Vol. 34. – P. 106700. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.106700
  6. Gui Z., Huang Y., Zhao X. Whom to educate? Financial literacy and investor awareness // China Economic Review. – 2021. – Vol. 67. – P. 101608. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2021.101608
  7. Gerrans P. Undergraduate student financial education interventions: Medium term evidence of retention, decay, and confidence in financial literacy // Pacific-Basin Finance Journal. – 2021. – Vol. 67. – P. 101552. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2021.101552
  8. Mouna A., Anis J. Financial literacy in Tunisia: Its determinants and its implications on investment behavior // Research in International Business and Finance. – 2017. – Vol. 39, Part A. – P. 568–577. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2016.09.018
  9. Giofre M. Financial education, investor protection and international portfolio diversification // Journal of International Money and Finance. – 2017. – Vol. 71. – P. 111–139. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jimonfin.2016.11.004 
  10. Kim H., Kim K. T., Hanna S. The Effect of Investment Literacy on the Likelihood of Retail Investor Margin Trading and Having a Margin Call // Finance Research Letters. – 2022. – Vol. 45. – P. 102146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2021.102146
  11. Li J., Li Q., Wei X. Financial Literacy, household portfolio choice and investment return // Pacific-Basin Finance Journal. – 2020. – Vol. 62. – P. 101370. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2020.101370
  12. Jiang J., Liao L., Wang Z., Xiang H. Financial literacy and retail investors’ financial welfare: Evidence from mutual fund investment outcomes in China // Pacific-Basin Finance Journal. – 2020. – Vol. 59. – P. 101242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2019.101242
  13. Hermansson C., Jonsson S., Liu L. The medium is the message: Learning channels, financial literacy, and stock market participation // International Review of Financial Analysis. – 2022. – Vol. 79. – P. 101996. DOI: https://doi.org/10.1016/j.irfa.2021.101996 
  14. Azizah U. S. A., Mulyono H. Dataset on determinants of intention and investment behaviour amongst young Indonesian millennials // Data in Brief. – 2020. – Vol. 32. – P. 106083. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.106083
  15. Chen T.-H., Ho R.-J., Liu Y.-W. Investor personality predicts investment performance? A statistics and machine learning model investigation // Computers in Human Behavior. – 2019. – Vol. 101. – P. 409–416. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.09.027
  16. Uhr C., Meyer S., Hackethal A. Smoking hot portfolios? Trading behavior, investment biases, and self-control failure // Journal of Empirical Finance. – 2021. – Vol. 63. – P. 73–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jempfin.2021.05.006
  17. Meyer S., Uhr C. The Ulysses option: Smoking and delegation in individual investor decisions // Finance Research Letters. – 2022. – Vol. 46, Part B. – P. 102478. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2021.102478
  18. Ниворожкина Л. И., Синявская Т. Г., Новиков Д. С. Статистическая оценка подверженности студенческой молодежи финансовым рискам // Финансовые исследования. – 2014. – № 4. – С. 215–222. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23069045
  19. Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Взаимосвязь финансовой грамотности в сфере цифровых технологий и личностных характеристик студентов: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. – 2018. – № 3. – С. 104–115. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.3.10  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35647098
  20. Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Влияние личностных характеристик на финансовое поведение молодежи // Journal of Institutional Studies. – 2019. – Vol.11 (3) – P. 135–152. DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2019.11.3.135-152 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41177152
  21. Hsu Y.-L., Chen H.-L., Huang P.-K., Lin W.-Y. Does financial literacy mitigate gender differences in investment behavioral bias? // Finance Research Letter. – 2021. – Vol. 41. – P. 101789. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.101789
  22. Cupak A., Fessler P., Schneebaum A. Gender differences in risky asset behavior: The importance of self-confidence and financial literacy // Finance Research Letters. – 2021. – Vol. 42. – P. 101880. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.101880
  23. Reiter-Gavish L., Qadan M., Yagil J. Investors’ personal characteristics and trading decisions under distressed market conditions // Borsa Istanbul Review. – 2022. – Vol. 22 (2). – P. 240–247. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bir.2021.04.005
  24. Cardak B. A., Martin V. L., McAllister R. The effect of the Global Crisis on the stock holding decisions of Australian households // North American Journal of Economics and Finance. – 2019. – Vol. 50. – P. 100983. DOI: https://doi.org/10.1016/j.najef.2019.04.026
  25. Chiah M., Tian X., Zhong A. Lockdown and retail trading in the equity market // Journal of Behavioral and Experimental Finance. – 2022. – Vol. 33. – P. 100598. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbef.2021.100598
Дата публикации 30.10.2022