Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 90–112
УДК: 
373.6+37.047+001.89

Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона

Шакурова М. В. 1 (Воронеж, Россия), Пашкевич В. В. 2 (Минск, Беларусь), Аракелян А. Р. 3 (Ереван, Армения), Тарлавский В. И. 1 (Воронеж, Россия)
1 Воронежский государственный педагогический университет
2 Минский государственный лингвистический университет
3 Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме недостаточного теоретического обоснования моделирования профориентационной работы в системе образования региона, прежде всего, выбора оснований целеполагания. Цель – выявить особенности ведущих целевых установок моделирования профориентационной работы в системе образования региона и рассмотреть возможность их параллельного использования.
Методология. Методологической основой исследования стали парадигмальный, социально-педагогический и личностно ориентированный подходы. Интегрированы педагогические, психологические и социологические научные представления по проблеме исследования. Использованы методы теоретического анализа, сопоставления, обобщения, анализа инфографических представлений моделей профориентационной работы.
Результаты. В результате анализа литературы по проблеме исследования авторы выделили ведущие конструкты, используемые в качестве основы целеобразования в моделях профориентационной работы в системе образования региона (выбор профессии, профессиональное самоопределение, карьерный рост, профессионализм), конкретизировали их содержательные особенности. Конструкт «выбор профессии» ориентирует на конкретный результат личностного характера; «профессиональное самоопределение» – на процесс личностно-профессионального (профессионально-личностного) развития посредством принятия значимых решений, предполагающий как вероятное выбор (выборы) профессии; «карьерный рост» – на процесс движения к социально-личностному пониманию успеха в профессии; «профессионализм» – на самоизменение в интересах профессиональной сферы с позиций не только технологической готовности, но и личностного соответствия и морально-этического принятия. В качестве возможного прогнозного сценария авторами предложен вариант согласования основных целевых ориентиров моделирования профориентационной работы в системе образования региона: а) цель-идеал (стратегическая цель) определяется через формирование профессионализма (на личностном уровне); установка на планирование карьеры и карьерный рост (в широкой коннотации) может входить в структуру установки на формирование профессионализма; б) цель как ожидаемый результат профориентационных практик (тактическая цель) определяется через профессиональное самоопределение; выбор профессии в данном случае выступает конкретизированным результатом, достижение которого приветствуется, но адекватно оценивается как вероятностное и незавершенное.
Заключение. В результате исследования авторы пришли к выводу, что при обоснованном отборе целевых оснований модели профориентационной работы в системе образования региона приобретают качественную определенность, на основе выбора ведущего (ведущих) конструктов в целевой установке может быть составлена типология региональных моделей и оценка их результативности по качественным основаниям. Варианты комбинирования ведущих конструктов позволяют обозначить приоритеты, что задает общую направленность и конкретизирует организационно-методическое наполнение модели.

Ключевые слова: 

профориентационная работа; целевая установка модели профориентационной работы; выбор профессии; профессиональное самоопределение; карьерный рост; профессионализм

Библиографическая ссылка:
Шакурова М. В., Пашкевич В. В., Аракелян А. Р., Тарлавский В. И. Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 90–112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.06
Список литературы: 
  1. Захарова И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 120–135. DOI: https://doi.org/10.26907/esd.16.4.10  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47720191
  2. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15276591
  3. Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 4. – С. 130–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22633735
  4. Parshukov A., Bril1 A., Krolivetskaya S. Professional orientation of students as the basis of future labour motivation // E3S Web of Conferences: Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering. – 2020. – P. 12012. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016412012  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43282510
  5. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 4–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32723934
  6. Соколова А. С., Сергеева М. Г. Профессиональная карьера и «образование для карьеры» в современном социуме // Профессиональное образование и общество. – 2016. – № 2. – С. 8–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26029572
  7. Andreassen I. H., Einarsdóttir S., Lerkkanen J., Thomsen R., Wikstrand F. Diverse histories, common ground and a shared future: the education of career guidance and counselling professionals in the Nordic countries // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – 2019. – Vol. 19. – P. 411–436. DOI: https://doi.org/10.1007/s10775-018-09386-9
  8. Korna-Opincane E., Katane I. Topicality of career guidance at schools for promoting of students’ professional self-determination // Research for Rural Development. – 2018. – Vol. 2. – P. 252–258. DOI: https://doi.org/10.22616/rrd.24.2018.080
  9. Sun V. J., Yuen M. Career Guidance and Counseling for University Students in China // International Journal for the Advancement of Counselling. – 2012. – Vol. 34. – P. 202–210. DOI: https://doi.org/10.1007/s10447-012-9151-y
  10. Зеер Э. Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – № 1. – С. 36–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25949929
  11. Землянухина Н. С., Кузнецов П. С., Фурсов А. Л. Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 128–133. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38318121
  12. Boshuizen H. P. A., Vosniadou S., Lehtinen E. Conceptual changes for and during working life // International Journal of Educational Research. – 2020. – Vol. 104. – P. 101682. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101682 
  13. 13.  Amin T. G., Levrini O. (Eds) Converging perspectives on conceptual change. – New York: Routledge, 2017. – 390 p. ISBN 9781315467139 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315467139
  14. Силкина Н. А. Теоретические основания разработки корпоративной модели профессиональной ориентации учащейся молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия. Социология. Право. – 2011. – № 14. – С. 58–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19117276
  15. Аникина Г. И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника: ориентация на продолжение образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. – № 4. – С. 75–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12926849
  16. Tsvyk V. A., Tsvyk I. V. Individual professionalization in information society: challenges and prospects // RUDN journal of sociology. – 2018. – Vol. 18 (3). – P. 418–430. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-418-430 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35485944 
  17. Kunnen E. S. The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development // Education Research International. – 2013. – Vol. 5. – P. 901718. DOI: https://doi.org/10.1155/2013/901718
  18. Кармазина Н. В., Шушара Т. В., Коваль Т. В. Профессиональное самоопределение: история вопроса // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2016. – № 2. – С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26143164
  19. Кочисов В. К., Гогицаева О. У. Социально-педагогические основы исследования профессионального самоопределения старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4. – С. 90–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22896949
  20. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact: developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. – 1995. – Vol. 47 (3). – P. 269–289. DOI: https://doi.org/10.1006/jvbe.1995.0004  
  21. Nordin M. H. A., Seng H. Ch. Exploring Children’s Career Planning Through Career Guidance Activities: A Case Study // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 754–765. DOI: http://dx.doi.org/10.6007/IJARPED/v10-i2/10071
  22. Fournier V. Stories of Development and Exploitation: Militant Voices in an Enterprise Culture // Organization. – 1998. – Vol. 5 (1). – P. 55–80. DOI: https://doi.org/10.1177/135050849851004  
  23. Arnold L. Assessing professional behavior: yesterday, today, and tomorrow // Academic Medicine. – 2002. – Vol. 77 (6). – P. 502–515. DOI: https://doi.org/10.1097/00001888-200206000-00006 
  24. van de Camp K., Vernooij-Dassen M. J. F. J., Grol R. P. T. M., Bottema B. J. A. M. How to conceptualize professionalism: a qualitative study // Medical Teacher. – 2004. – Vol. 26 (8). – P. 696–702. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590400019518
  25. Adams K. F. The discursive construction of professionalism: An episteme of the 21st century // Ephemera: theory & politics in organization. – 2012. – Vol. 12 (3). – P. 327–343. URL: http://ephemerajournal.org/contribution/discursive-construction-professionalism-episteme-21st-century
  26. Иванова Е. М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. – № 2. – С. 15–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14617402
  27. Кормакова В. Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. – 2008. – № 11. – С. 91–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15257281
  28. Freidson E. Professionalism, the Third Logic; On the Practice of Knowledge. – New York: John Wiley & Sons, 2013. – P. 221–222. ISBN: 978-0-745-66629-7 DOI: https://doi.org/10.2307/3090041 URL: https://www.wiley.com/en-us/Professionalism:+The+Third+Logic-p-9780745666297
  29. Reed С. Professionalizing corporate professions: Professionalization as identity project // Management Learning. – 2018. – Vol. 49 (2). – P. 222–238. DOI: https://doi.org/10.1177/1350507617751344
  30. Щемелева Ю. Б. Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления // Образование и саморазвитие. – 2020. – Т. 15, № 4. – С. 127–136. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.4.12  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44553257 
Дата публикации 30.10.2022