Дискуссии об историзме в педагогике и трансформация образовательных моделей
Проблема и цель. Статья исследует современные историцистские дискуссии в образовании. Цель статьи – определить специфику дискуссий об историзме в педагогике и показать их влияние на трансформацию образовательных моделей в высшей школе.
Методология. В работе в сочетании используются комплексный и междисциплинарный подходы, компаративные методы, перспективистский подход, диалектический метод. Источниковым материалом исследования служат монографии и научные публикации 1990‒2021 гг. в специализированных изданиях, которые отражают дискуссии о классическом историзме, анти-историзме и новом историзме в образовании.
Результаты. На основании анализа актуальных источников обобщены основные направления дискуссий в образовании по проблеме историзма. Обоснован тезис о том, что в рамках этих проблемных дискуссий новый историзм и интеллектуальная история позволили наукам отойти от линейных моделей истории и представления материала к контекстным проблемным моделям. Выделены продуктивные черты «новых историй» в образовании: возможность обсуждения конфликтных интерпретаций в диалоге, учет поликультурных механизмов исторического процесса, прикладная ориентация, выработка критического мышления и практическая ориентированность. В качестве основного итога переосмысления историзма в образовании выделен отход от теоретической направленности и обращение к практике в контексте современной ситуации с опорой на исторический анализ. Показано, что это позволило объединить в образовательном процессе науки и дисциплины.
Заключение. Продемонстрировано, что проблемные дискуссии об историзме в педагогике высшей школы имеют важное значение в процессе обновления образовательных стратегий, способствуют структурной переработке учебных планов. Они приводят к осознанию необходимости контекстного преподавания, усиления его практической составляющей, а также междисциплинаризации образовательных траекторий.
историзм; новая история; анти-историзм; педагогика; образование; междисциплинарность; историческое прошлое; историко-педагогические стратегии.
- Iggers G. G. Historicism: The History and Meaning of the Term // Journal of the History of Ideas. ‒ 1995. ‒ Vol. 56 (1). ‒ P. 129–152. DOI: https://doi.org/10.2307/2710011
- Kuntz P. G. The Dialectic of Historicism and Anti-Historicism // The Monist. ‒ 1969. ‒ Vol. 53 (4). ‒ P. 656–670. DOI: https://doi.org/10.5840/monist196953437
- Hutton S. Intellectual History and the History of Philosophy // History of European Ideas. ‒ 2014. ‒ Vol. 40 (7). ‒ P. 925‒937. DOI: https://doi.org/10.1080/01916599.2014.882054
- Власова О. А. Статус истории философии в общегуманитарном поле и университетской системе: перспектива самосознания // Science for Education Today. ‒ 2019. ‒ № 4. ‒ С. 93‒105. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256956
- Berger S. Meaning and understanding in intellectual history // Global Intellectual History. ‒ 2020. ‒ Vol. 5 (3). ‒ P. 329–354. DOI: https://doi.org/10.1080/23801883.2020.1729463
- Hunter I. The Contest over Context in Intellectual History // History & Theory. ‒ 2019. ‒ Vol. 58 (2). ‒ P. 185–209. DOI: https://doi.org/10.1111/hith.12109
- Hicking M. New Historicism // Brock Education Journal. ‒ 2018. ‒ Vol. 27 (2). ‒ P. 53‒57. DOI: https://doi.org/10.26522/brocked.v27i2.577
- Balkaya M. A. Basic Principles of New Historicism in The Light of Stephen Greenblatt’s Resonance and Wonder and Invisible Bullets // European Academic Research. ‒ 2014. ‒ Vol. 2 (5). ‒ P. 7068‒7078. URL: https://euacademic.org/UploadArticle/867.pdf
- Levinson M. Reflections on the New Historicism // European Romantic Review. ‒ 2012. ‒ Vol. 23 (3). ‒ P. 355‒362. DOI: https://doi.org/10.1080/10509585.2012.674269
- Ankersmit F. R. An Appeal From The New to The Old Historicists // History and Theory. ‒ 2003. ‒ Vol. 42 (2). ‒ P. 253‒270. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-2303.00242
- Ankersmit F. R. A Narrativist Revival? // Journal of the Philosophy of History. – 2021. – Vol. 15. – P. 215‒239. DOI: https://doi.org/10.1163/18722636-12341456
- Lovett B. J. The New History of Psychology: A Review and Critique // History of Psychology. ‒ 2006. ‒ Vol. 9 (1). ‒ P. 17–37. DOI: https://doi.org/10.1037/1093-4510.9.1.17
- Watrin J. P. The “New History of Psychology” and the Uses and Abuses of Dichotomies // Theory & Psychology. ‒ 2017. ‒ Vol. 27 (1). ‒ P. 69–86. DOI: https://dx.doi.org/10.1177/0959354316685450
- Алпатов В. М. Об историзме в языкознании // Новые Российские гуманитарные исследования. ‒ 2011. ‒ № 6. ‒ С. 48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21979401
- Никитина А. Г. Историзм социально-политического явления: отношение социологии и историографии в свете проблемы историзма // Полис. Политические исследования. ‒ 2000. ‒ № 5. ‒ С. 167‒177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=5078426
- Деркач В. В. Историзм как принцип познания современных социальных процессов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. ‒ 2006. ‒ № 4. ‒ 161‒164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9289697
- Петров К. В. Принцип историзма в исследовании истории государства и права // Ленинградский юридический журнал. ‒ 2007. ‒ № 1. ‒ С. 169‒183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15264974
- Клейн Л. С. Историзм в археологии // Археологические вести. ‒ 1993. ‒ № 2. ‒ С. 135‒144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14868745
- Ванеев А. Н. О принципе историзма и историческом подходе в библиотечных исследованиях // Библиосфера. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 5‒9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15015234
- Журавлева О. Н. Принцип историзма как феномен современного математического образования // Вестник московского государственного университета леса. ‒ 2006. ‒ № 6. ‒ С. 188‒191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11162143
- Сергеева С. В.Вагаева О. А., Козлова Е. В. Системный подход к исследованию историко-педагогических явлений // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2013. ‒ № 6. ‒ С. 247. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21162680
- Геращенко Н. В., Геращенко И. Г. Роль содержательно-исторического подхода в педагогике спорта // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ С. 65‒70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35041882
- Лобанов В. В. Историзм в педагогических дисциплинах высшей школы // Высшее образование в России. ‒ 2013. ‒ № 7. ‒ С. 90‒94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20159461
- Демченко А. И. Принцип историзма и интеграция гуманитарных дисциплин в музыкальном вузе // Горизонты музыкознания. ‒ 2009. ‒ № 1. ‒ С. 19‒21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11729980
- Худин А. А.Изучение истории архитектуры в эпоху постмодернизма // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. ‒ 2019. ‒ № 3. ‒ С. 31‒34. DOI: https://doi.org/10.25628/UNIIP.2019.42.3.006 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41265027
- Dickey J., Oliva J. L. Multiplicity and Freedom in Theatre History Pedagogy: A Reassessment of the Undergraduate Survey Course // Theatre Topics. ‒ 1994. ‒ Vol. 4 (1). ‒ P. 45–58. DOI: https://doi.org/10.1353/tt.2010.0045
- Li. S. C.Advancing Multicultural Education: New Historicism in the High School English Classroom // The High School Journal. ‒ 2015. ‒ Vol. 99 (1). ‒ P. 4‒26. DOI: https://doi.org/10.1353/hsj.2015.0015
- Власова О. А. Философия образования и история философии: трансформация диалога педагогов и философов в XXI в. // Высшее образование в России. ‒ 2021. ‒ № 10. ‒ С. 108‒116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-108-116 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47119126