Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 4, С. 73–91
УДК: 
373.3/5+316.7

Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования

Андриенко Е. В. 1 (Новосибирск, Россия), Попова О. С. 2 (Минск, Беларусь), Ромм Т. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»
Аннотация: 

Проблема и цель. Автором исследуется развитие института классного руководства как элемента социального воспитания в России с учетом актуальных проблем социализации детей и молодежи, а также теоретических педагогических концептов отечественного и зарубежного школьного образования. Цель статьи – выявить особенности классного руководства в сравнительно-сопоставительном контексте анализа воспитательных подходов различных образовательных систем.
Методология. Исследование носит теоретический характер, включает анализ, сопоставление и обобщение российских и зарубежных концепций социального воспитания как части школьного образования. В качестве методологической основы выступили исторический, социокультурный, кросс-культурный и аксиологический подходы, позволяющие рассматривать специфику развития института классного руководства на основе исторического анализа с учетом социальных изменений, влияния меняющихся требований государства и общества, а также трансформации ценностных ориентаций в процессе развития образования.
Результаты. В работе раскрыты особенности классного руководства как элемента социального воспитания российских школьников в образовании на основе выявленных тенденций развития данного процесса в историческом аспекте, определена специфика отечественных воспитательных подходов по сравнению с аналогичными явлениями в зарубежном школьном образовании, выявлены различия профессиональной деятельности классного руководителя и тьютора как субъектов психолого-педагогической поддержки обучающихся, раскрыта взаимосвязь и противоречия нормативного воспитательного процесса и социализации обучающихся в условиях меняющегося общества.
Заключение. Специфика классного руководства как элемента социального воспитания российских школьников определяется следующим: профессиональной деятельностью педагога, осуществляющего свою работу в строгой нормативной регламентации при централизации общего процесса образования; опорой на создание относительно сплоченной группы обучающихся (школьного класса), сохраняющейся почти в неизменном виде на протяжении всего периода общего образования; стремлением классного руководителя к созданию высокоорганизованной группы – коллектива, основанного на общей деятельности, ценностях и отношениях всех субъектов образовательного процесса; сохранении баланса между тенденциями индивидуализации и коллективизма для создания оптимальных возможностей самореализации и саморазвития личности при неизбежном влиянии группового давления.

Ключевые слова: 

социализация; образование; социальное воспитание; школа; классное руководство; школьный класс; классный руководитель; тьютор

Библиографическая ссылка:
Андриенко Е. В., Попова О. С., Ромм Т. А. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 73–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.04
Список литературы: 
  1. Филонов Г. Н. Теория воспитания: потенциал формирующего воздействия // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 12–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16909552
  2. Мудрик А. В., Никитская Е. А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 2. – С. 224–230. DOI: https://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-2-224-230  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46126369
  3. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 24–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19140571
  4. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибирск: Наука; Изд-во НГТУ. – 2007. – 380 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19663885
  5. Smith R., Wexler P. (eds.) After Postmodernism: Education, Politics and Identity. Knowledge, Identity and School Life Series: 3. – The Falmer Press. London –Washington. – 256 p. ISBN-0-7507-0442-X URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED393166.pdf
  6. Андриенко Е. В. Реализация антропологического подхода в образовании как фактор развития личности в условиях меняющегося общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2003. – № 2. – С. 125–137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13101114
  7. Pantazis V. E. The “Encounter” as an “Event of Truth” in education: An anthropological-pedagogical approach // Educational Theory. – 2012. – Vol. 62 (6). DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12002  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/edth.12002  
  8. Comitas L., Dolgin J. On anthropology and education: Retrospect and Prospect // Anthropology & Education Quarterly. – 1978. – Vol. 9 (3). DOI: https://doi.org/10.1525/aeq.1978.9.3.04x0502h  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1525/aeq.1978.9.3.04x0502h  
  9. Третьякова В. С. Ретроинновации: творческое осмысление идей А.С. Макаренко в контексте современности // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 26–34. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10303  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39244836
  10. Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. – 2011. – № 3. – С. 123–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17017377
  11. Реморенко И. М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 104–112. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1805.11  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36403777
  12. Trueblood D. L. Creative and functional: Student self-government // The Personnel and Guidance Journal. – 1954. – Vol. 32 (7). DOI: https://doi.org/10.1002/j.2164-4918.1954.tb00893.x  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/j.2164-4918.1954.tb00893.x
  13. Cottrell D. J., Mccrorie P., Perrin F. The personal tutor system: An evaluation // Medical Education. – 1994. – Vol. 28 (6). DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.1994.tb02734.x  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1365-2923.1994.tb02734.x
  14. Johnson G. M., Bratt S. E. Technology education students: E-tutors for school children // British Journal of Educational Technology. – 2008. – Vol. 40 (1). DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2007.00805.x  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-8535.2007.00805.x
  15. Bullock K., Wikeley F. Personal Learning Planning: Can Tutoring Improve Pupils’ Learning? // Pastoral Care in Education. – 2008. – Vol. 21 (1). DOI: https://doi.org/10.1111/1468-0122.00250  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1468-0122.00250  
  16. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Тьюторская система в образовательной практике Великобритании // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 6–19. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-6  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38166828
  17. Беляев Г. Ю. Актуальные направления и модели воспитания в современной зарубежной практике // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 42–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19140574
  18. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement // Education Research International. – 2020. – Vol. 2020. – P. 2471956. DOI: https://doi.org/10.1155/2020%2F2471956 URL: https://www.hindawi.com/journals/edri/2020/2471956/
  19. Longobardi K., Prino L. E., Marengo D., Settanni M. Student-Teacher Relationships аs a Protective Factor for School Adjustment during the Transition from Middle to High School // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – P. 1988. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01988 URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01988/full
  20. Sher M., King S. What role, if any, can education systems play in fostering social transformation for social justice? Prospects, challenges and limitations // European Journal of Education. – 2015. – Vol. 50 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12134  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ejed.12134  
  21. Cuyjet M. J. Student government as a provider of student services // New Directions for Student Services. – 1994. – Vol. 1994 (66). DOI: https://doi.org/10.1002/ss.37119946608  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ss.37119946608
  22. Gold J. A., Quatroche T. J. Student government: A testing ground for transformational leadership principles // New Directions for Student Services. – 1994. – Vol. 1994 (66). DOI: https://doi.org/10.1002/ss.37119946605  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ss.37119946605
  23. Motley E. L., Corts T. E. In practice: Student government: Friend or foe? // About Campus. – 1996. – Vol. 1 (3). DOI: https://doi.org/10.1002/abc.6190010307  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/abc.6190010307  
  24. Jackson W. C. The Circle of Courage: Childhood Socialization in the 21st Century // Wayne State University Dissertations. – 2014. – P. 1093. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/56686548.pdf 
  25. Rusdin N. M. Teachers’ Readiness in Implementing 21st Century Learning // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 1271–1284. DOI: https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v8-i4/4270  URL: https://hrmars.com/papers_submitted/4270/teachers-readiness-in-implementing-21st-century-learning.pdf
  26. Остякова Г. В., Ковязина И. В. Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 5. – С. 172–176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42940306
  27. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 21–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19033403
  28. Трофимов К. В. Нормативно-правовые основы государственной образовательной политики в России: проблемы и перспективы развития // Право и политика. – 2018. – № 11. – С. 15–22. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0706.2018.11.19235  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36547530
Дата публикации 31.08.2022