Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 4, С. 92–118
УДК: 
101+316.3/.4+378+371

Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования когнитивных оснований интеллектуального потенциала личности, ее способности к рефлексии и самоанализу. Цель исследования – определить и оценить особенности развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
Методология. Методологию исследования составляют содержательный анализ и обобщение научно-исследовательских работ по проблемам когнитивного развития личности, оценке такого развития в дистанционной образовательной среде, специфике проявления рефлексивных познавательных процессов. Философия образования как методологическая основа исследования предполагает выявление, оценку и обобщение основных особенностей развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
Результаты. Авторами рассматривается рефлексия в системе образования, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, с другой – как принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание личностью себя. Представлено основное содержание рефлексивного умения личности как способности мышления к критическому самоанализу: развитые способности человека распознавать и решать сложные мыслительные задачи; развитое воображение; склонность к самоанализу, критичности мышления. Выявлены ключевые проблемы развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий (снижение качества усвоения и понимания информации и знания; сложности в удержании внимания и осуществлении рефлексии в целом; проблемы в формировании и осуществлении самоорганизации личности, развитии ее навыков самоконтроля, развитие неуверенности в положительном результате познавательной деятельности и в собственных возможностях). Отмечается, что диссонанс в развитии рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий формирует сдержанное отношение к использованию онлайн-форм обучения.
Заключение. Авторами обобщаются выявленные особенности развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: 

когнитивное развитие личности; интеллектуальный потенциал личности; способности к рефлексии; рефлексивные умения личности; дистанционное образование.

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 92–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05
Список литературы: 
  1. O’Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 437–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211 
  2. Тюменцева Е. Ю., Абрамченко Н. В., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Когнитивное моделирование уровня восприятия студентами вузов дистанционной формы обучения в условиях пандемии // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 74–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392223
  3. Marmolejo F. J., Groccia J. E. Reimagining and redesigning teaching and learning in the post-pandemic world // New Directions for Teaching and Learning. – 2022. – Vol. 2022 (169). – P. 21–37. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tl.20480  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tl.20480  
  4. Tkacová H., Pavlikova M., Jenisová Z., Maturkanič P., Kralik R. Social media and students’ wellbeing: An empirical analysis during the Covid-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (18). – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442 
  5. Pavlíkova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (18). – P. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350 
  6. Guppy N., Verpoorten D., Boud D., Lin L., Tai J., Bartolic S. The post-COVID-19 future of digital learning in higher education: Views from educators, students, and other professionals in six countries // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13212   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13212 
  7. Cui Y., Zhao G., Zhang D. Improving students' inquiry learning in web-based environments by providing structure: Does the teacher matter or platform matter? // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (4). – P. 1049–1068. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13184  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13184
  8. Topping K. J., Douglas W., Robertson D., Ferguson N. Effectiveness of online and blended learning from schools: A systematic review // Review of Education. – 2022. – Vol. 10 (2). – P. e3353. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3353 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3353
  9. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M., Dann Ch., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J., Tingley D. Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2020. – Vol. 117 (26). – Р. 14900–14905. DOI: http://dx.doi.org10.1073/pnas.1921417117 
  10. Conrad C., Deng Q., Caron I., Shkurska O., Skerrett P., Sundararajan B. How student perceptions about online learning difficulty influenced their satisfaction during Canada's Covid-19 response // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 534–557. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13206   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13206 
  11. Рылеева А. С., Стефаник Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2. – C. 97–99. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677559
  12. Ma M., Li M., Wang Q., Qiu A., Wang T. Online self-regulated learning and academic procrastination: A moderated mediation model // Psychology in the Schools. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22730 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22730
  13. Chiang F.-K., Zhu D., Yu W. A systematic review of academic dishonesty in online learning environments // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12656  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12656 
  14. Foster C., Burkhardt H., Schoenfeld A. Crisis-ready educational design: The case of mathematics // The Curriculum Journal. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.159  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/curj.159 
  15. Zhang L., Allen Carter R., Qian X., Yang S., Rujimora J., Wen S. Academia's responses to crisis: A bibliometric analysis of literature on online learning in higher education during COVID-19 // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 620–646. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13191   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13191 
  16. Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Дин Шуцзинь, Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45741071
  17. Savage A. J., McNamara P. W., Moncrieff T. W., O'Reilly G. M. Review article: E-learning in emergency medicine: A systematic review // Emergency Medicine Australasia. – 2022. – Vol. 34 (3). – P. 322–332. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1742-6723.13936  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1742-6723.13936 
  18. Stephens M. L., Lowney J., Ybarra C. M., Stephens S. Adult learning facilitators in any setting, instructional designers’ roles as the adult learner and educator, and their perceived knowledge construction when preparing graduate faculty for teaching online: An interpretive study // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. – 2022. – Vol. 34 (1). – P. 3–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/nha3.20319  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/nha3.20319 
  19. Niu L., Wang X., Wallace M. P., Pang H., Xu Y. Digital learning of English as a foreign language among university students: How are approaches to learning linked to digital competence and technostress? // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12679  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12679
  20. Liu B., Xing W., Zeng Y., Wu Y. Linking cognitive processes and learning outcomes: The influence of cognitive presence on learning performance in MOOCs // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13193  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13193
  21. Qiao S., Yeung S. S., Shen X., Wah Chu S. K. The effects of a gamified morphological awareness intervention on students' cognitive, motivational and affective outcomes // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (4). – P. 952–976. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13178   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13178 
  22. Кузнецова М. В., Пушкарёва Е. А. Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор) // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 55–75. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057195
  23. Erden Z. Ş., Aliyev R. Anxiety and psychological needs of high school students: COVID-19 period // Psychology in the Schools. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22767  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22767 
  24. Liu J. From offline learning to online learning: Moderating effect of relationship inertia and satisfaction // Computer Applications in Engineering Education. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/cae.22511 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cae.22511
  25. Qiao S., Yeung S. S., Zainuddin Z., Kit Ng D. T., Wah Chu S. K. Examining the effects of mixed and non-digital gamification on students' learning performance, cognitive engagement and course satisfaction // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13249  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13249 
  26. May R. J., Tyndall I., McTiernan A., Roderique-Davies G., McLoughlin S. The impact of the SMART program on cognitive and academic skills: A systematic review and meta-analysis // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13192  URL:  https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13192
  27. Packer R., Abbinett E., Morris E. ‘Be prepared and give it a go!’ Transitions into further education for learners with additional learning needs // British Journal of Special Education. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-8578.12409  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8578.12409 
  28. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 110–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44849696 
  29. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464
  30. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях. – Новосибирск, 2019. – 143 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
  31. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 54–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277
  32. Gu X., Ritter S. M., Delfmann L. R., Dijksterhuis A. Stimulating Creativity: Examining the Effectiveness of Four Cognitive-based Creativity Training Techniques // The Journal of Creative Behavior. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jocb.531  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jocb.531
  33. Шапошникова Н. Ю., Бережнова Е. В. Содействие преподавателям университетов Великобритании в освоении тьюторского сопровождения студентов // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 92–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44849695
  34. Clegg S., Bradley S. The implementation of progress files in higher education: Reflection as national policy // Higher Education. – 2006. – Vol. 51 (4). – P. 465–486. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-7764-8
  35. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
  36. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433775
  37. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634 
  38. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. – Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева, 2008. – 270 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299
  39. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 212–218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
  40. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 96–119. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447640
  41. Tchoshanov M. A. Learning sciences perspective on engineering of distance learning. Part 2 // Higher education in Russia. – 2021. – Vol. 30 (3). – P. 43–58. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-43-58    URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44888828
  42. Baron R. J. Digital Literacy. The International Encyclopedia of Media Literacy. – 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781118978238.ieml0053 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118978238.ieml0053
  43. Hobbs R., Coiro J. Design Features of a Professional Development Program in Digital Literacy // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2018. – Vol. 62 (4). – P. 401–409. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jaal.907  URL:  https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jaal.907 
  44. Detlor B., Julien H., La Rose T., Serenko A. Community-led digital literacy training: Toward a conceptual framework // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/asi.24639  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/asi.24639 
  45. Соболева Ж. С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – № 13. – С. 110–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629885
  46. Weninger C. Skill versus Social Practice? Some Challenges in Teaching Digital Literacy in the University Classroom // TESOL Quarterly. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesq.3134  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tesq.3134
  47. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271740
  48. Záhorec J., Hašková A., Munk M. Self-reflection of digital literacy of primary and secondary school teachers: case study of Slovakia // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 496–508. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.2.496
  49. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? // Reimagining Christian Education / J. Luetz, T. Dowden, B. Norsworthy. – Springer, Singapore, 2018. –   P. 175–196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13 
  50. Буров Ю. Б. Персональный познавательный стиль студента: структура и диагностика // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1. – С. 65–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42634823 
  51. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol. 11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17 
  52. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
  53. Zheng H. Y., Mayberry E., Stanley L. Building an agile data analytics environment to support university decision-making: A case study of Ohio State University's rapid development of a COVID-19 dashboard system // New Directions for Institutional Research. – 2021. – Vol. 2020 (187–188). – P. 31–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ir.20345 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ir.20345  
  54. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  55. Guo Y., Liu H., Hao A., Liu S., Zhang X., Liu H. Blended learning model via small private online course improves active learning and academic performance of embryology // Clinical Anatomy. – 2022. – Vol. 35 (2). – P. 211–221. DOI: https://doi.org/10.1002/ca.23818
  56. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 77–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057196
  57. Pujiati E., Sonhaji A. The Effectiveness of Conflict Management in Private University Management Efforts // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. – Vol. 175 (1). – P. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1/012073
  58. Živčić-Bećirević I., Smojver-Ažić S., Martinac Dorčić T. Predictors of university students’ academic achievement: A prospective study // Drustvena Istrazivanja: Journal for General Social Issues. – 2017. – Vol. 26 (4). – P. 457–476. DOI: https://doi.org/10.5559/di.26.4.01
  59. Dresden J., Thompson K. F. Looking Closely at Clinical Practice: A Clear-Eyed Vision for the Future of Teacher Education // Peabody Journal of Education. – 2021. – Vol. 96 (1). –   P. 8–21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242 
  60. Bai X., Gu X. Effect of teacher autonomy support on the online self-regulated learning of students during COVID-19 in China: The chain mediating effect of parental autonomy support and students’ self-efficacy // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12676  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12676 
  61. Khodaei S., Hasanvand S., Gholami M., Mokhayeri Y., Amini M. The effect of the online flipped classroom on self-directed learning readiness and metacognitive awareness in nursing students during the COVID-19 pandemic // BMC Nursing. – 2022. – Vol. 21 (1). – P. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s12912-022-00804-6 
  62. Lee Y.-J., Davis R., Li Y. Implementing Synchronous Online Flipped Learning for Pre-service Teachers During COVID-19 // European Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 11 (2). – P. 653–661. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.11.2.653 
  63. Чанчаева Е. А., Куриленко Т. К., Недельский В. О., Кругликова Е. В., Гржибовский А. М. Сравнительный анализ эффективности обучения по естественнонаучным дисциплинам при дистанционном и традиционном формате // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, №  3. – С.  149–168. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762166
  64. Курьян М. Л., Воронина Е. А. Внеаудиторное общение студентов и преподавателей: восприятие и фактический опыт // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.03URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538207
  65. Morris R., Perry T., Wardle L. Formative assessment and feedback for learning in higher education: A systematic review // Review of Education. – 2021. – Vol. 9 (3). – P. e3292. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3292  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3292  
  66. Yang L.-P., Xin T. Changing Educational Assessments in the Post-COVID-19 Era: From Assessment of Learning (AoL) to Assessment as Learning (AaL) // Educational Measurement: Issues and Practice. – 2022. – Vol. 41 (1). – P. 54–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/emip.12492   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/emip.12492  
  67. Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. – 2017. – Vol. 13 (5). – P. 1229–1258. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00669a
  68. Садыкова Р. А. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 9. – С. 41–56. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11063  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43989413
  69. Лешутина И. А. Мотивация к дистанционному изучению иностранных языков как вызов современности и слагаемое успеха // Русский язык за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835913
  70. Qiao S., Wah Chu S. K., Shen X., Yeung S. S. The impact of an online gamified approach embedded with self-regulated learning support on students' reading performance and intrinsic motivation: A randomized controlled trial // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12684  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12684 
  71. Cho S., Jang S. J. Nursing students' motivational and self-regulated learning during the COVID-19 pandemic: A cross-sectional study // Nursing & Health Sciences. – 2022. – Accepted Articles. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/nhs.12968  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/nhs.12968 
  72. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, №  3. – С. 7–30. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762157
  73. Шармин В. Г., Шармина Т. Н., Шармин Д. В. Определение степени влияния различных факторов на академическую успеваемость студентов на основе их самооценки, в том числе с учетом пола студента // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, №  3. – С. 92–114. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762162
  74. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 51–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392222
  75. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 65. – P. 81–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052 
  76. Wang C. J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2019. – Vol. 25. – P. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100198  
  77. Phungsoonthorn T., Charoensukmongkol P. How does mindfulness help university employees cope with emotional exhaustion during the COVID-19 crisis? The mediating role of psychological hardiness and the moderating effect of workload // Scandinavian Journal of Psychology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sjop.12826  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/sjop.12826 
  78. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence .La meditación en espacios educativos como factor protector ante la violencia // Revista Electronica Educare. – 2021. –   Vol. 25 (3). – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24 
  79. Сиврикова Н. В., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Ворожейкина А. В., Черникова Е. Г. Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 33–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392221
  80. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 65. – P. 81–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052
  81. Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 151–161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.001 
Дата публикации 31.08.2022