Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 7–31
УДК: 
159.9.019+37.01

Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом

Федина Н. В. 1 (Липецк, Россия), Дормидонтов Р. А. 1 (Липецк, Россия), Елисеев В. К. 1 (Липецк, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема прогнозирования академической успешности учащейся молодежи. Цель – выявить основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом.
Методология. В качестве методологической основы научного анализа выступили деятельностный и системный подходы, позволяющие рассматривать различные концепции указанной проблемы в свете социальных изменений в развитии общества и систем образования. Методами исследования являются анализ научной литературы, сопоставление, конкретизация, синтез выводов и обобщение.
Результаты. Авторами обобщены и представлены тенденции и приоритеты в изучении группы предикторов, лежащих в основе академической успешности, в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях за последнее десятилетие. Основные результаты заключаются в выявлении вектора смещения акцентов в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых в сторону приоритета изучения некогнитивных предикторов академической успешности обучающихся. Установлено, что за последнее десятилетие предметом исследования отечественных и зарубежных ученых все чаще выступают некогнитивные предикторы влияния на разных уровнях: социальном (уровень социальной адаптированности учащихся), социально-экономическом (социально-экономический статус семьи, социально-экономическая композиция школы), социально-психологическом (школьный климат), личностном (установки и позиции родителей и учителей) и др.
Заключение. Уровень развития общества и системы образования неизбежно корректирует влияние факторов (предикторов), определяющих академическую успешность учащихся. Выявлено, что в настоящее время основной тенденцией и приоритетным направлением отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований является изучение некогнитивных предикторов: личностных предикторов и предикторов социального влияния на макро- и микроуровне.

Ключевые слова: 

прогнозирование академической успешности; предикторы академической успешности; когнитивные предикторы; некогнитивные предикторы; личностные предикторы; предикторы социального влияния.

Библиографическая ссылка:
Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.01
Список литературы: 
  1. Алексеева О. С., Ржанова И. Е., Бритова В. С., Бурдукова Ю. А. Академическая успешность и когнитивные способности у младших школьников // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2021. – № 1. – С. 51–64. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-1-51-64 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44873617
  2. Борисова И. В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. – 2018.  – Т. 23, № 5. – C. 22–28. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230503 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36944525 
  3. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – C. 63–70. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220307 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29898533
  4. Вилкова И. А. Психологические особенности «Я»-концепции подростков с трудностями в обучении // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 2. – С.  13–24. DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-46-2-13-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38498478
  5. Голубева Э. А., Изюмова С. А., Кабардов М. К., Кадыров Б. Р., Матова М. А., Печенков  В.  В., Суворова В. В., Тихомирова И. В, Туровская З. Г., Юсим Е. Д. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения  // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 132–140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26332939
  6. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В. Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли, как предикторов академических достижений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 3. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21575247
  7. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 2. – С. 57–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26002058
  8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В., Гавриченкова Т. К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. – 2017.  – Т. 22, № 2. – С. 65–74. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220206 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29817660
  9. Двойнин А. М., Савенков А. И., Поставнев В. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии.  – 2020. – № 6. – С. 106–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530249
  10. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49179021
  11. Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 7–18. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080201 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38978135
  12. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор неравенства в образовании. Обзор подходов к измерению и механизмов взаимосвязи с академическими результатами // Экономическая социология. – 2021. – Т. 22, № 1. – С. 92–123. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-1-92-123 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44647023
  13. Керша Ю. Д. С кем учиться, чтобы попасть в вуз: социально-экономическая композиция школы и неравенство доступа к высшему образованию // Вопросы образования. – 2021. – №  4. – С. 187–219. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-187-219 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47414960
  14. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. – 2020. – № 4. – С. 85–112. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-85-112  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44445596
  15. Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 98–111. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8609 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47431472
  16. Най Дж. В. К., Орёл Е. А., Кочергина Е. В. Факторы «Большой пятёрки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6, № 27. – С. 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19068171
  17. Марютина Т. М. Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7–8 лет // Экспериментальная психология. – 2008. – Т. 1, № 1. – С. 45–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13019579
  18. Мишкевич А. М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13, № 1. – C. 101–116. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130107  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45738116
  19. Моросанова В. И., Филиппова Е. В., Фомина Т. Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надёжности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 4. – С. 4–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22443959
  20. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Ованесбекова М. Л. Взаимосвязь осознанной саморегуляции, мотивации и личностных диспозиций с успеваемостью школьников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2018.  – № 2. – С. 124–133. DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2018-091-02-124-133 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36434147
  21. Моросанова В. И., Щебланова Е. И., Бондаренко И. Н., Сидиков В. А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 3. – С. 18–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20419407
  22. Поставнев В. М., Поставнева И. В., Двойнин А. М., Романова М. А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 4. – С. 64–73. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44422060
  23. Ржанова И. Е. Структурная организация когнитивных показателей у детей младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С.  426–427. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46223674
  24. Ржанова И. Е., Алексеева О. С., Бурдукова Ю. А. Успешность в обучении: взаимосвязь флюидного интеллекта и рабочей памяти // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т.  25, № 1. – С. 63–74. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250106 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42609316
  25. Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 70–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11750619
  26. Тихомирова Т. Н., Воронин И. А., Мисожникова Е. Б., Малых С. Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8, № 2. – С. 55–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23877394
  27. Тихомирова Т. Н., Хуснутдинова Э. К., Малых С. Б. Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 73. – С. 159–175. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/73/10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41238942
  28. Щебланова Е. И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 36–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26765812
  29. Allphin M. A. Meta-analysis on Non-Cognitive Predictors of College Student Academic Performance // Academic Advising Commons. – 2020. – Vol. 1090. URL: https://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/1090
  30. Ashraf M., Zaman M., Ahmed M. An Intelligent Prediction System for Educational Data Mining Based on Ensemble and Filtering approaches // Procedia Computer Science. – Vol. 167. – 2020. – P. 1471–1483. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.03.358
  31. Block J. The Five-Factor Framing of Personality and Beyond: Some Ruminations // Psychological Inquiry. – 2010. – Vol. 21 (1). – Р. 2–25. DOI: https://doi.org/10.1080/10478401003596626 
  32. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. – 1977. – Vol. 32. – Р. 513–531. URL:http://scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2019/07/a4f4a4545519d84c5c57095b4bcc685d7dd9.pdf
  33. Cermak B. J. Analyzing Non-Cognitive Predictors of Secondary and Postsecondary Academic Achievement // Purdue University Graduate School. Thesis Draft Cermak Reformat. – 2020. DOI: https://doi.org/10.25394/PGS.13369568.v1  
  34. Cho K. W., Serrano D. M. Noncognitive Predictors of Academic Achievement Among Nontraditional and Traditional Ethnically Diverse College Students // The Journal of Continuing Higher Education. – 2020. – Vol. 68 (3). – Р. 190–206. DOI: https://doi.org/10.1080/07377363.2020.1776557 
  35. Conger D., Long, M. C. Why Are Men Falling Behind? Gender Gaps in College Performance and Persistence // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. – 2010. – Vol. 627 (1). – Р. 184–214. DOI: https://doi.org/10.1177/0002716209348751 
  36. Duckworth A. L., Quirk A., Gallop R., Hoyle R. H., Kelly D. R., Matthews M. D. Cognitive and noncognitive predictors of success // PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2019. – Vol. 116 (47). – Р. 23499–23504. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1910510116    
  37. Dickie L. O. Dedic H., Rosenfield S., Rosenfield E., Simon R. A. Success and Persistence in Science: The Influence of Classroom Climate // Arxiv Physics. – 2006. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.physics/0610243 URL: https://arxiv.org/ftp/physics/papers/0610/0610243.pdf
  38. Fan X., Chen M. Parental Involvement and Students' Academic Achievement: A Meta-Analysis // Educational Psychology Review. – 2001. – Vol. 13. – Р. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1009048817385 
  39. Finn G. M., Mwandigha L., Paton L.W. The ability of ‘non-cognitive’ traits to predict undergraduate performance in medical schools: a national linkage study // BMC Medical Education. – 2018.  – Vol. 18. – Р. 93. DOI:  https://doi.org/10.1186/s12909-018-1201-7
  40. Hershberger M. A. Social Cognitive Predictors of Academic Success in First-Year College Students  // Educational Psychology Commons – 2020. URL:  https://digitalrepository.unm.edu/educ_ifce_etds/112
  41. Khalid S. A., Jusoff H. K., Othman M., Ismail M., Rahman N. A. Organizational Citizenship Behavior as a Predictor of Student Academic Achievement // International Journal of Economics and Finance. – 2010. – Vol. 2 (1). DOI: https://doi.org/10.5539/IJEF.V2N1P65 
  42. Komarraju M., Ramsey A., Rinella V. Cognitive and non-cognitive predictors of college readiness and performance: Role of academic discipline // Learning and Individual Differences. – 2013. – Vol. 24. – P. 103–109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.12.007  
  43. Kriegbaum K., Becker N., Spinath B. The relative importance of intelligence and motivation as predictors of school achievement: A meta-analysis // Educational Research Review. – 2018. – Vol.  25. – P. 120–148. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.10.001
  44. Kriegbaum K., Steinmayr R., Spinath B. Longitudinal reciprocal effects between teachers’ judgments of students’ aptitude, students’ motivation, and grades in math // Contemporary Educational Psychology. – 2019. – Vol. 59. – P. 101807. DOI: https://doi.org/10.1016/10.1016/j.cedpsych.2019.101807
  45. Lee J., Stankov L. Non-cognitive predictors of academic achievement: Evidence from TIMSS and PISA // Learning and Individual Differences. – 2018. – Vol. 65. – P. 50–64. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.05.009  
  46. Lee J., Shute V. J. Personal and Social-Contextual Factors in K–12 Academic Performance: An Integrative Perspective on Student Learning // Educational Psychologist. – 2010. – Vol. 45 (3). – Р. 185–202. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2010.493471 
  47. Mattern K. D., Shaw E. J. A look beyond cognitive predictors of academic success: Understanding the relationship between academic self-beliefs and outcomes // Journal of College Student Development. – 2010. – Vol. 51 (6). – Р. 665–678. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.2010.0017
  48. Neumann M., Niessen A. S. M., Tendeiro J. N., Meijer R. R. The autonomy-validity dilemma in mechanical prediction procedures: The quest for a compromise // Journal of Behavioral Decision Making. – 2022. – Vol. 35 (4). – P. e2270. DOI: https://doi.org/10.1002/bdm.2270
  49. Niessen A. S. M., Kausel E. E., Neumann M. Using narratives and numbers in performance prediction: Attitudes, confidence, and validity // International Journal of Selection and Assessment. – 2022. – Vol. 30 (2). – P. 216–229. DOI: https://doi.org/10.1111/ijsa.12364
  50. Niessen A. S. M., Meijer R. R., Tendeiro J. N. Measuring non-cognitive predictors in highstakes contexts: The effect of self-presentation on self-report instruments used in admission to higher education // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 106. – Р. 183–189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.014
  51. Noftle E. E., Robins R. W. Personality predictors of academic outcomes: Big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of Personality and Social Psychology. – 2007. – Vol. 93 (1). – Р.  116–130. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.93.1.116
  52. Norvilitis J., Reid H. Predictors of Academic and Social Success and Psychological Well-Being in College Students // Education Research International. – 2012. – Vol. 2012. – P. 272030.  DOI: https://doi.org/10.1155/2012/272030  URL:  https://downloads.hindawi.com/journals/edri/2012/272030.pdf
  53. Paunonen S. V., Ashton M. C. Big Five Predictors of Academic Achievement // Journal of Research in Personality. – 2001. – Vol. 35 (1). – Р. 78–90. DOI: https://doi.org/10.1006/jrpe.2000.2309
  54. Reynolds K., Bazemore C., Hanebuth C., Hendren S., Horn M. The relationship of non-cognitive factors to academic and clinical performance in graduate rehabilitation science students in the United States: a systematic review // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. – 2021. – Vol. 18. – Р. 31. DOI: https://doi.org/10.3352/jeehp.2021.18.31
  55. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2012. – Vol.  138  (2). – Р. 353–387. DOI: https://doi.org/10.1037/a0026838 
  56. Ruffing S., Wach F.-S., Spinath F. M., Brünken R., Karbach J. Learning strategies and general cognitive ability as predictors of gender- specific academic achievement // Frontiers in Psychology.  – 2015. – Vol. 6. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01238 
  57. von Stumm S., Smith-Woolley E., Ayorech Z., McMillan A., Rimfeld K., Dale P. S., Plomin R. Predicting educational achievement from genomic measures and socioeconomic status // Developmental science. –2020. – Vol. 23 (3). – P. e12925. DOI: https://doi.org/10.1111/desc.12925
  58. Stankov L. Noncognitive predictors of intelligence and academic achievement: An important role of confidence // Personality and Individual Differences. – 2013. – Vol. 55 (7). – P. 727–732. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.07.006  
  59. Steinmayr R., Spinath B. The importance of motivation as a predictor of school achievement // Learning and Individual Differences. – 2009. – Vol. 19 (1). – Р. 80–90. DOI: https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2008.05.004
  60. Steinmayr R., Spinath B. Predicting School Achievement from Motivation and Personality // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie. – 2007. – Vol. 21 (3/4). DOI: https://doi.org/10.1024/1010-0652.21.3.207 
Дата публикации 31.12.2022