Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 138–164
УДК: 
377.112+316.4+331.1

Подготовка, профессиональное развитие и оценка навыков педагогов профессионального образования за рубежом

Коновалов А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Сатдыков А. И. 1 (Екатеринбург, Россия), Есенина Е. Ю. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Подготовка, профессиональное развитие и оценка квалификации, профессиональной компетентности педагогов профессионального образования, выступая основой обеспечения экономики любого государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, сегодня находятся на пороге нового этапа развития и требуют выбора стратегии принятия управленческих решений. В этой связи авторы статьи ставят цель – провести анализ и систематизировать зарубежный опыт подготовки, профессионального развития и оценки навыков педагогов профессионального образования разных стран (Германии, Финляндии, Китая), который может быть принят во внимание в современной России.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития профессионального и профессионально-педагогического образования, теория проектирования содержания профессионально-педагогического образования и профессионального развития педагогических кадров. В качестве основных исследовательских методов выбраны изучение и сравнительный анализ научных работ, государственных отчетов и нормативных документов, сайтов образовательных организаций трех зарубежных государств – Германии, Финляндии и Китая.
Результаты. Авторами выявлены тенденции сближения квалификаций и должностей преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения. Определены существенные отличия в квалификации и навыках преподавателей и инструкторов на производстве. Отмечены такие траектории для развития квалификации педагогов, как организация обучения на производстве, методическая деятельность и т. д.
Подчеркивается, что формирование навыков педагогов в целом носит постепенный и уровневый характер, набор навыков определяется конкретной должностью и задачами, связанными с профессиональной деятельностью. В анализируемых странах особое место при совершенствовании навыков педагогических работников профессионального образования уделяется стажировкам на рабочем месте, условиям для самооценки уровня квалификации.
Заключение. Сравнительный анализ процесса подготовки, профессионального развития и оценки квалификации педагогических кадров зарубежных стран позволил определить основные векторы обновления системы отечественного профессионально-педагогического образования.

Ключевые слова: 

подготовка педагогов профессионального образования; профессиональное развитие педагогов; навыки педагогических работников; оценка квалификации; зарубежный опыт

Библиографическая ссылка:
Коновалов А. А., Сатдыков А. И., Есенина Е. Ю. Подготовка, профессиональное развитие и оценка навыков педагогов профессионального образования за рубежом // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 138–164. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.06
Список литературы: 
  1. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 7. – С. 41–70. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46565079
  2. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Лыжин А. И., Феоктистов А. В., Неумывакин В. С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 1. – С. 67–100. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043461
  3. Есенина Е. Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества) // Образование и наука. – 2017. – Т.  19, № 5. – С. 98–119. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29233497
  4. Комарницкая Е. А., Шашенкова Е. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 4. – С. 11–28. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-11-28 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47084878
  5. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48778860
  6. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В., Кочнева Л. П. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 105–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143430
  7. Маскина О. Г., Федоров В. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в Австралии и Казахстане // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 5. – С. 17–29. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-17-29  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47405807
  8. Медведев Я. В., Чекулаева Ю. А., Якушкина М. С. Анализ особенностей систем повышения квалификации работников образования за рубежом // Человек и образование. – 2020. – №  3.  – С. 148–154. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020908-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44387071
  9. Панова Л. Д., Мэнчжу Ван Тенденции развития педагогического образования в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 3. – С. 119–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44482723
  10. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 7. – С. 11–44. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49385454
  11. Alhanachi S., de Meijer L., Severiens S. E. Improving culturally responsive teaching through professional learning communities: A qualitative study in Dutch pre-vocational schools // International Journal of Educational Research. – 2021. – Vol. 105. – P. 101698. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101698
  12. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. – 2022. – Vol. 176. – P. 104358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104358
  13. De Jong L., Meirink J., Admiraal W. Teacher learning in the context of teacher collaboration: Connecting teacher dialogue to teacher learning // Research Papers in Education. – 2022. – Vol.  37  (6).  – P. 1165–1188. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2021.1931950
  14. Dille K. B., Røkenes K. B. Teachers’ professional development in formal online communities: A scoping review // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 105. – P. 103431. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103431
  15. Gao Q. Professional development and ICT literacy of college teachers based on FPGA and image target recognition education // Microprocessors and Microsystems. – 2021. – Vol. 80. – P. 103349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.micpro.2020.103349
  16. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. – 2018. – Vol. 44 (2). – P. 237–253. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1280523
  17. Sandal A. K. Vocational teachers' professional development in assessment for learning // Journal of Vocational Education and Training. – 2021. – Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2021.1934721
  18. Smith E., Yasukawa K. What makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students // International Journal of Training Research. – 2017. – Vol. 15 (1). – P. 23–40. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A77961
  19. Tapani A., Salonen A. O. Identifying teachers’ competencies in Finnish vocational education // International Journal for Research in Vocational Education and Training. – 2019. – Vol. 6 (3). – P.  243–260. DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.6.3.3
  20. Tigelaar D., Sins P. Effects of formative assessment programmes on teachers' knowledge about supporting students' reflection // Journal of Vocational Education and Training. – 2021. – Vol.  73  (3). – P. 413–435. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1726992
Дата публикации 31.12.2022