Социально-психологическая адаптация студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: теоретическая модель
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема психологической, академической, социальной и культурной адаптации студентов ссузов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Цель исследования заключается в теоретическом моделировании процессов социально-психологической адаптации студентов к колледжу в новой социокультурной среде.
Методология. Основным методом исследования является сравнительный анализ научных работ. Систематический обзор осуществлен в 2022 г. с использованием электронных библиографических баз данных Google Scholar, Scopus, РИНЦ, информационного центра образовательных ресурсов ERIC. В анализ включались русскоязычные и англоязычные статьи, опубликованные с 2000 по 2022 гг., содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований проблемы адаптации студентов к колледжу при смене социокультурной среды. Из выделенных для систематического анализа 975 статей соответствовали критериям поиска 68 источников.
Результаты. Систематический обзор литературы позволил выделить две группы социально-психологических ресурсов адаптации студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: ресурсы личности (индивидуально-психологические и академические) и ресурсы среды (образовательной среды колледжа и системы межличностных отношений).
На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель социально-психологической адаптации студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде, описывающая процессуальные и структурные элементы процесса адаптации, а также взаимодействие личностных, мезо- и макросредовых адаптационных ресурсов.
Заключение. Теоретическая модель адаптации студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в условиях новой социокультурной среды, созданная на основе систематического анализа литературы, позволяет разрабатывать на ее основе технологии оценки адаптационных ресурсов студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и меры психологической, академической и социальной поддержки студентов, оказавшихся в «группе риска», а также программы профилактики академической дезадаптации и отсева студентов из ссузов. Перспективы исследования составляет эмпирическая верификация предложенной модели.
адаптация; социально-психологическая адаптация; студенты колледжей; среднее профессиональное образование; смена социокультурной среды; коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока; систематический обзор литературы; теоретическое моделирование.
1. Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В. Жизнестойкость и психологическое здоровье молодежи коренных малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – № 1. – С. 6–12. DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-6-12 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32677584
2. Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В. Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1. – С. 331–334. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542739
3. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – C. 50–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21520100
4. Алексеев В. В., Алексеева А. Е. Проблемы адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 12–2. – С. 125–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22844110
5. Антонова Н. А., Ерицян К. Ю., Цветкова Л. А. Субъективная репрезентация психического и соматического здоровья подростков и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 39–54. DOI: https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-39-54 URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=48284199
6. Балзер М. М. Коренные космополиты, экологическая защита и активизм в Сибири и на Дальнем Востоке // Сибирские исторические исследования. – 2014. – № 2. – С. 15–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22365208
7. Бахтина Н. Н., Губарев А. Н. Проблема социально-психологической адаптации студентов, представителей коренных малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2017. – № 28. – С. 7–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30681792
8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография. – Л.: Наука, 1988. – 270 с. URL: https://library.omgpu.ru/node/6686
9. Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. – 2004. – Т. 307, № 5. – С. 131–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9024793
10. Берестнева О. Г., Шевелев Г. Е., Баловнева А. Н., Марухина О. В. Адаптация субъектов деятельности к условиям профессиональной среды: монография. – Томск, 2014. – 115 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23893816
11. Бучкин А. В. Модель социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 334. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23220669
12. Валеева Д. Р., Спиридонова Л. Н. Особенности кураторской деятельности для успешной адаптации иностранных учащихся // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 22–36. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42772182
13. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 7–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28313123
14. Киреева Е. П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № 15. – С. 2186–2190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25918338
15. Лукьяненко Т. И, Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А., Манеева Н. Ф. Исследование и учет индивидуально-психологических особенностей студентов – представителей коренных малочисленных народов в процессе их социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-1. – С. 139–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13072538
16. Манчук В. Т., Инденбаум Е. Л. Детерминанты психического здоровья детей на Севере // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 4. – С. 25–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13611382
17. Манчук В. Т., Надточий Л. А. Состояние и тенденции формирования здоровья коренного населения Севера и Сибири // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2010. – Т. 30, № 3. – С. 24–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15112229
18. Милькова Е. В., Беляева Н. В. Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в социально-педагогической деятельности КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 13. – С. 103–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16219464
19. Сазонова О. К., Манеева Н. Ф., Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Гонохова Т. А., Лукьяненко Т. И. Современные подходы в понимании проблем социально-психологической адаптации студентов – представителей коренных и малочисленных народов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-1. – С. 132–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13072536
20. Сидорова Л. З. Особенности организации безопасной образовательной среды колледжа как средство проектирования педагогических ситуаций // Вестник Башкирского университета. – 2007. – Т. 12, № 4. – С. 230–234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9951784
21. Симонова О. И., Сметанникова О. В., Попова Е. В., Ермаков Н. А. Оценка функциональных индексов и уровня здоровья студентов в период адаптации к обучению в колледже // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 159–189. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1805.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36403781
22. Смолина Т. Л., Мельникова А. А. Психология кросс-культурной адаптации: монография. – Санкт-Петербург, 2017. – 303 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36853274
23. Хайруллина Н. Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2012. – 476 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22460900
24. Яницкий М. С., Портнова А. Г., Богомолов А. М. Психологическая адаптация: функциональные, структурные и динамические аспекты // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: коллективная монография. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 96–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23095218
25. Anderson I., Robson B., Connolly M., Al-Yaman F., Bjertness E. et al. Indigenous and tribal peoples’ health (The Lancet–Lowitja Institute Global Collaboration): A population study // The Lancet. – 2016. – Vol. 388 (10040). – P. 131–157. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)00345-7
26. Arici-Ozcan N., Cekici F., Arslan R. The relationship between resilience and distress tolerance in college students // International Journal of Educational Methodology. – 2019. – Vol. 5 (4), – P. 525–533. DOI: https://doi.org/10.12973/ijem.5.4.525 URL: https://ijem.com//the-relationship-between-resilience-and-distress-toler...
27. Bai Y. Analysis of the period of psychological adaptation of college freshmen // Components of scientific and technological progress. – 2017. – No. 1. – P. 54–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30352261
28. Bektaş Y., Demir A., Bowden R. Psychological adaptation of Turkish students at U.S. campuses // International Journal for the Advancement of Counselling. – 2009. – Vol. 31 (2). – P. 130–143. DOI: https://doi.org/10.1007/s10447-009-9073-5
29. Berry J. W. Acculturation: Living successfully in two cultures // International Journal of Intercultural Relations. – 2005. – Vol. 29 (6). – P. 697–712. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.07.013
30. Berzonsky M. D., Kuk L. Identity Styles and College Adaptation: The Mediational Roles of Commitment, Self-Agency and Self-Regulation // An International Journal of Theory and Research. – 2022. – Vol. 22 (4). – P. 310–325. DOI: https://doi.org/10.1080/15283488.2021.1979552
31. Bi D., Li X. Psychological flexibility profiles, college adjustment, and subjective well-being among college students in China: A latent profile analysis // Journal of Contextual Behavioral Science. – 2021. – Vol. 20. – P. 20–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2021.01.008
32. Bohnert A. M., Aikins J. W., Edidin J. The Role of Organized Activities in Facilitating Social Adaptation Across the Transition to College // Journal of Adolescent Research. – 2007. – Vol. 22 (2). – P. 189–208. DOI: https://doi.org/10.1177/0743558406297940
33. Brown L., Holloway I. The initial stage of the international sojourn: Excitement or culture shock? // British Journal of Guidance & Counselling. – 2008. – Vol. 36 (1). – P. 33–49. DOI: https://doi.org/10.1080/03069880701715689
34. Cababie M., Etchezahar E. Adaptation and validation of the self-compassion scale (SCS) in an argentine context // Current Psychology. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-021-02505-w
35. Can N., Kalkan B. Adaptation of the Turkish language version of the Inventory of New College Student Adjustment: The roles of resilience and social self-efficacy in college adjustment // International Journal of Contemporary Educational Research. – 2021. – Vol. 8 (2). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.33200/ijcer.747467
36. Cemalcilar Z., Falbo T. A Longitudinal Study of the Adaptation of International Students in the United States // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2008. – Vol. 39 (6). – P. 799–804. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022108323787
37. Chen P., You X., Chen D. Mental Health and Cross-Cultural Adaptation of Chinese International College Students in a Thai University // International Journal of Higher Education. – 2018. – Vol. 7 (4). – P. 133–142. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1188717
38. Choi S. O., Park J. K., Kim S. H. Factors Influencing the Adaptation to the College Life of Nursing Students // The Journal of Korean Academic Society of Nursing Education. – 2015. – Vol. 21 (2). – P. 182–189. DOI: https://doi.org/10.5977/jkasne.2015.21.2.182
39. Conti R. College goals: Do self-determined and carefully considered goals predict intrinsic motivation, academic performance, and adjustment during the first semester? // Social Psychology of Education. – 2000. – Vol. 4 (2). – P. 189–211. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1009607907509
40. Corredor J., Álvarez-Rivadulla M. J., Maldonado-Carreño C. Good will hunting: social integration of students receiving forgivable loans for college education in contexts of high inequality // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45 (8). – P. 1664–1678. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1629410
41. Credé M., Niehorster S. Adjustment to College as Measured by the Student Adaptation to College Questionnaire: A Quantitative Review of its Structure and Relationships with Correlates and Consequences // Educational Psychology Review. – 2012. – Vol. 24. – P. 133–165. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-011-9184-5
42. Cross S. E. Self-Construals, Coping, and Stress in Cross-Cultural Adaptation // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 1995. – Vol. 26 (6). – P. 673–697. DOI: https://doi.org/10.1177/002202219502600610
43. Davidson W. B., Beck H. P., Milligan M. The College Persistence Questionnaire: Development and Validation of an Instrument That Predicts Student Attrition // Journal of College Student Development. – 2009. – Vol. 50 (4). – P. 373–390. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.0.0079
44. Derakhshanrad S. A., Piven E. A Cognitive Neurodynamic Approach to Prediction of Students' Adaptation to College: An Ex-Post Facto Study // Basic and clinical neuroscience. – 2018. – Vol. 9 (3). – P. 217–226. DOI: https://doi.org/10.29252/NIRP.BCN.9.3.217
45. Fedotova V. A. International Students’ Adaptation in Russia: its Varying Due to the Student’s Culture of Origin // Bulletin of Kemerovo State University. – 2021. – Vol. 23 (4). – P. 995–1004. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47420771
46. Feenstra J. S., Banyard V. L., Rines E. N., Hopkins K. R. First-year students' adaptation to college: The role of family variables and individual coping // Journal of College Student Development. – 2001. – Vol. 42 (2). – 106–113. URL: https://psycnet.apa.org/record/2001-14643-002
47. Forbush E., Foucault-Welles B. Social media use and adaptation among Chinese students beginning to study in the United States // International Journal of Intercultural Relations. – 2016. – Vol. 50. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2015.10.007
48. Glass C. R., Gómez E., Urzua A. Recreation, intercultural friendship, and international students’ adaptation to college by region of origin // International Journal of Intercultural Relations. – 2014. – Vol. 42. – P. 104–117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2014.05.007
49. Grund A., Brassler N. K., Fries S. Torn between study and leisure: How motivational conflicts relate to students’ academic and social adaptation // Journal of Educational Psychology. – 2014. – Vol. 106 (1). – P. 242–257. DOI: https://doi.org/10.1037/a0034400
50. Guillory R. M., Wolverton M. It's about Family: Native American Student Persistence in Higher Education // The Journal of Higher Education. – 2008. – Vol. 79 (1). – P. 58–87. DOI: https://doi.org/10.1080/00221546.2008.11772086
51. Haktanir A., Watson J. C., Ermis-Demirtas H., Karaman M. A., Freeman P. D., Kumaran A., Streeter A. Resilience, Academic Self-Concept, and College Adjustment Among First-Year Students // Phi Delta Kappan. – 2021. – Vol. 23 (1). – P. 24–32. DOI: https://doi.org/10.1177/003172170208400108
52. Hsu C.-F., Chen J. The influences of host and ethnic internet use on sociocultural and psychological adaptation among Chinese college students in the United States: Intercultural communication apprehension and uncertainty reduction as mediators // Journal of International and Intercultural Communication. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 60–75. DOI: https://doi.org/10.1080/17513057.2020.1718739
53. Hussain M., Shen H. A Study on Academic Adaptation of International Students in China // Higher Education Studies. – 2019. – Vol. 9 (4). DOI: https://doi.org/10.5539/hes.v9n4p80
54. Kalpidou M., Volungis A. M., Bates C. Mediators between Adversity and Well-Being of College Students // Journal of Adult Development. – 2022. – Vol. 29 (1). – P. 16–28. DOI: https://doi.org/10.1007/s10804-021-09382-4
55. Kaya Lefèvre H., Vansimaeys C., Bungener C., Wolf J., Dorard G. Time perspective among first year undergraduate French students: Relationships with coping and self-efficacy [La perspective temporelle des étudiants français en première année d’études supérieures: quels liens avec les stratégies de coping et le sentiment d'efficacité ?] // Psychologie Francaise. – 2020. – Vol. 65 (3). – P. 197–211. (in French) DOI: https://doi.org/10.1016/j.psfr.2019.09.002
56. Khomushku О. М., Kukhta М. S., Raitina M. Yu. Socio-Cultural Adaptation of Tuvan Students in Educational Environment of Tomsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2020. – Vol. 13 (7). – P. 1137–1143. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0631 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43953279
57. Kim E. Navigating College Life: The Role of Peer Networks in First-Year College Adaptation Experience of Minority Immigrant Students // Journal of the First-Year Experience & Students in Transition. – 2009. – Vol. 21 (2). – P. 9–34. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ867702
58. Kim Y. S., Kim Y. Y. Ethnic Proximity and Cross-Cultural Adaptation: A Study of Asian and European Students in the United States // Intercultural Communication Studies. – 2016. – Vol. XXV (3). – P. 61–80. URL: https://www-s3-live.kent.edu/s3fs-root/s3fs-public/file/Yang-Soo-KIM-You...
59. Kim Y. Y. Integrative Communication Theory of Cross-Cultural Adaptation // The International Encyclopedia of Intercultural Communication / Y. Y. Kim (Ed.). – 2017. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118783665.ieicc0041
60. Kim Y. Y. Stress–Adaptation–Growth Dynamic // The International Encyclopedia of Intercultural Communication / Y. Y. Kim (Ed.). –2017. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118783665.ieicc0071
61. Klemens M. J., Bikos L. H. Psychological well-being and sociocultural adaptation in college-aged, repatriated, missionary kids // Mental Health, Religion & Culture. – 2009. – Vol. 12 (7). – P. 721–733. DOI: https://doi.org/10.1080/13674670903032629
62. Koestner R., Taylor G., Losier G. F., Fichman L. Self-regulation and adaptation during and after college: A one-year prospective study // Personality and Individual Differences. – 2010. – Vol. 49 (8). – P. 869–873. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.07.019
63. Kroshus E., Hawrilenko M., Browning A. Stress, self-compassion, and well-being during the transition to college // Social science & medicine. – 2020. – Vol. 269. – P. 113514. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020.113514
64. Lapsley D. K., Edgerton J. Separation-individuation, adult attachment style, and college adjustment // Journal of Counseling and Development. – 2002. – Vol. 80 (4). – P. 484–492. DOI: https://doi.org/10.1002/j.1556-6678.2002.tb00215.x
65. Lapsley D. K., Rice K. G., FitzGerald D. P. Adolescent Attachment, Identity, and Adjustment to College: Implications for the Continuity of Adaptation Hypothesis // Journal of Counseling & Development. – 1990. – Vol. 68 (5). – P. 561–565. DOI: https://doi.org/10.1002/j.1556-6676.1990.tb01411.x
66. Law W., Liu S. Basic Need Satisfaction Intervention for Mainland Chinese International Students’ Adjustment to College // Journal of Studies in International Education. – 2021. DOI: https://doi.org/10.1177/10283153211052772
67. Leary K. A., DeRosier M. E. Factors Promoting Positive Adaptation and Resilience during the Transition to College // Psychology. – 2012. – Vol. 3 (12A). – P. 1215–1222. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/psych.2012.312A180
68. Li J. B., Wang Y. S., Dou K., Shang Y.-F. On the Development of Meaning in Life Among College Freshmen: Social Relationship Antecedents and Adjustment Consequences // Journal of Happiness Studies. – 2022. – Vol. 23. – P. 1709–1735. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-021-00470-6
69. Li J. B., Wang Y. S., Sun Y., Liang Y., Dou K. Individual and interpersonal correlates of changes in college adaptation among Chinese freshmen: A longitudinal study // Current Psychology. – 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-021-01693-9
70. Li L., Chen Y., Liu Z. Shyness and self-disclosure among college students: the mediating role of psychological security and its gender difference // Current Psychology. – 2022. – Vol. 41. – P. 6003–6013. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-020-01099-z
71. Liu R. L. The process of coping with changes: A study of learning experiences for the aboriginal nursing freshmen // New Horizons in Education. – 2012. – Vol. 60 (1). – P. 1–12. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ974061
72. Makazhanova Zh. M., Batayeva F. A., Bratayeva A. A., Mavrina I. A. Characteristic features of developing multiculturalism as a students’ personality trait and the basis of positive intercultural relations in the context of modern education // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (4). – P. 231–246. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256964
73. Markovizky G., Samid Y. The process of immigrants’ adjustment: The role of time in determining psychological adjustment // Journal of Cross Cultural Psychology. – 2008. – Vol. 39 (6). – P. 782–798. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022108323790
74. Meehan D., Negy C. Undergraduate Students' Adaptation to College: Does Being Married Make a Difference? // Journal of College Student Development. – 2003. – Vol. 44 (5). – P. 670–690. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.2003.0055
75. Melendez M. C., Melendez N. B. The influence of parental attachment on the college adjustment of White, Black, and Latina/Hispanic women: A cross-cultural investigation // Journal of College Student Development. – 2010. – Vol. 51 (4). – P. 419–435. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.0.0144
76. Mengist W., Soromessa T., Legese G. Method for conducting systematic literature review and meta-analysis for environmental science research // MethodsX. – 2020. – Vol. 7. – P. 100777. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mex.2019.100777
77. Manee F. M. Relationship of identity styles, identity commitment and gender with students’ adaptation with college // Quarterly Journal of Psychological Studies. – 2010. – Vol. 6 (2). – P. 51–74. DOI: https://doi.org/10.22051/psy.2010.1570
78. Moussa N. M. International students' achievements and adaptation to the United States' culture // Qualitative Research Journal. – 2021. – Vol. 21 (4). – P. 498–512. DOI: https://doi.org/10.1108/QRJ-11-2020-0145
79. Park J. A., Lee E. K. Influence of Ego-resilience and Stress Coping Styles on College Adaptation in Nursing Students // Journal of Korean academy of nursing administration. – 2011. – Vol. 17 (3). – P. 267–276. DOI: https://doi.org/10.11111/jkana.2011.17.3.267
80. Pellegrino A. J., Welsh M. Emotion regulation and hypothetical risk-taking as predictors of college adaptation // North American Journal of Psychology. – 2021. – Vol. 23 (4). – P. 583–600. URL: https://clck.ru/sXQHD
81. Perera H. N., McIlveen P. The role of optimism and engagement coping in college adaptation: A career construction model // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 84 (3). – P. 395–404. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.03.002
82. Pizzolato J. E. Coping with Conflict: Self-Authorship, Coping, and Adaptation to College in First-Year, High-Risk Students // Journal of College Student Development. – 2004. – Vol. 45 (4). – P. 425–442. DOI: https://doi.org/1010.1353/csd.2004.0050 URL: https://muse.jhu.edu/article/172181
83. Pritchard M. E., Wilson G. S., Yamnitz B. What Predicts Adjustment Among College Students? A Longitudinal Panel Study // Journal of American College Health. – 2007. – Vol. 56 (1). – P. 15–22. DOI: https://doi.org/10.3200/JACH.56.1.15-22
84. Ribbe R., Cyrus R., Langan E. Exploring the Impact of an Outdoor Orientation Program on Adaptation to College // Journal of Experiential Education. – 2016. – Vol. 39 (4). – P. 355–369. DOI: https://doi.org/10.1177/1053825916668900
85. Rice K. G., Lapsley D. K. Perfectionism, coping, and emotional adjustment // Journal of College Student Development. – 2001. – Vol. 42 (2). – P. 157–168. URL: https://maplab.nd.edu/assets/224153/rice_lapsley_perfectionism_coping_and_emotional_adjustment.pdf
86. Rivas J., Burke M., Hale K. Seeking a Sense of Belonging: Social and Cultural Integration of International Students with American College Students // Journal of International Students. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 682–704. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i2.943
87. Rivas-Drake, D., Mooney, M. Profiles of Latino Adaptation at Elite Colleges and Universities // American Journal of Community Psychology. – 2008. – Vol. 42 (1–2. – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-008-9194-8
88. Rodriguez A. A., Mallinckrodt B. Native American-Identified Students’ Transition to College: A Theoretical Model of Coping Challenges and Resources // Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice. – 2021. – Vol. 23 (1). – P. 96–117. DOI: https://doi.org/10.1177/1521025118799747
89. Schartner A., Young T. Towards an integrated conceptual model of international student adjustment and adaptation // European Journal of Higher Education. – 2016. – Vol. 6 (4). – P. 372–386. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2016.1201775
90. Scott H., Donovan E. Student Adaptation to College Survey: The Role of Self-Compassion in College Adjustment // Psi Chi Journal of Psychological Research. – 2021. – Vol. 26 (2). – P. 101–112. DOI: https://doi.org/10.24839/2325-7342.jn26.2.101 URL: https://www.sciencegate.app/document/10.24839/2325-7342.jn26.2.101
91. Siah P. C., Niew K. M., Wong S. F., Lee S. C. The relationship of social support and motivation with university adjustment among year one to year three tertiary undergraduates in Malaysia // Journal of Institutional Research. South East Asia. – 2016. – Vol. 14 (1). – P. 17–28. URL: http://seaairweb.info/journal/JIRSEA_v14_n1_2016.pdf
92. Taylor M. A., Pastor D. A. A Confirmatory Factor Analysis of the Student Adaptation to College Questionnaire // Educational and Psychological Measurement. – 2007. – Vol. 67 (6). – P. 1002–1018. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164406299125
93. Trevisan D. A., Bass E., Powell K., Eckerd L. M. Meaning in life in college students: Implications for college counselors // Journal of College Counseling. – 2017. – Vol. 20 (1). – P. 37–51. DOI: https://doi.org/10.1002/jocc.12057
94. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for first-year students’ studies, socialization and adaptation // Active Learning in Higher Education. – 2020. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787420945212
95. Turkpour A., Mehdinezhad V. Social and Academic Support and Adaptation to College: Exploring the Relationships between Indicators' College Students // International Education Studies. – 2016. – Vol. 9 (12). – P. 53–60. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v9n12p53 URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1121504.pdf
96. van der Zanden P. J., Denessen E., Cillessen A. H., Meijer P. C. Domains and predictors of first-year student success: A systematic literature review // Educational Research Review. – 2018. – Vol. 23. – P. 57–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.01.001
97. Wang A., Chen L., Zhao B., Xu Y. First-Year Students' Psychological and Behavior Adaptation to College: The Role of Coping Strategies and Social Support // US-China Education Review. – 2006. – Vol. 3 (5). – P. 51–57. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED497417.pdf
98. Wang Y., Li T., Noltemeyer A., Wang A., Zhang J., Shaw K. Cross-cultural Adaptation of International College Students in the United States // Journal of International Students. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 821–842. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1250383
99. Xu W. Pedagogic affect and African international students’ attunement to Chinese language learning // Journal of Multilingual and Multicultural Development. – 2022. Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/01434632.2022.2049803
100. Yao B., Han W., Zeng L., Guo X. Freshman year mental health symptoms and level of adaptation as predictors of Internet addiction: A retrospective nested case-control study of male Chinese college students // Psychiatry Research. – 2013. – Vol. 210 (2). – P. 541–547. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2013.07.023
101. Xiulan Y. From Passive Assimilation to Active Integration: The Adaptation of Rural College Students to Cities // Chinese Education & Society. – 2015. – Vol. 48 (2). – P. 92–104. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2015.1014714
102. Zea M. C., Jarama S. L., Bianchi F. T. Social support and psychosocial competence: Explaining the adaptation to college of ethnically diverse students // American Journal of Community Psychology. – 1995. – Vol. 23 (4). – P. 509–531. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02506966
103. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education // Studies in Higher Education. – 2008. – Vol. 33 (1). – P. 63–75. DOI: https://doi.org/10.1080/03075070701794833