Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 72–89
УДК: 
001.8+008+514.8+378

Точные инструменты мышления и влияние компьютерных наук в профессиональной деятельности

Трофимов В. М. 1 (Краснодар, Россия)
1 Кубанский государственный технологический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации входят в каркас главной интеллектуальной компетенции IT-специальностей. Но что сегодня мы понимаем под культурой мышления? Если мы положим в основу системность и креативность, как того требуют от выпускника вуза компании-лидеры IT-технологий, то это сразу указывает на сложность и даже противоречивость требований к ожидаемым качествам мышления молодых специалистов. Ведь нужно уметь одинаково успешно систематизировать имеющиеся данные в некоторую структуру и отказываться от существующего и достигать принципиально иного решения. Цель работы – выделить ядро инструментов мышления в профессиональной деятельности и точно описать их с помощью теоретико-множественного анализа.
Методология. Исходим из того, что мышление как часть природы реальности достигает требуемого в профессиональной деятельности уровня тогда, когда оно удовлетворяет по крайней мере трем условиям: устойчивости, точности и полноты описания конкретной системы или процесса. Поскольку мы не можем вырывать мышление из того историко-культурного способа познания, который называют эпистемой, то необходимо, прежде всего, опираться на примеры таких контекстов, как эволюция лингвистического состояния популяции людей и эволюция архитектуры проектирования распределенных систем в информационном пространстве. Математическая основа берется из опыта преподавания и использования теоретико-множественного метода в математических дисциплинах компьютерных специальностей.
Результаты. В рамках предложенной методологии некоторые важные инструменты профессионального мышления сформулированы на точном языке информатики. Описаны структуры устойчивого удержания предметного мышления, точность удержания смысла, минимум полноты системы, бриколаж и опция базовой фигуры визуализации креативности. Данная методология позволяет увидеть логику ветвления в эволюции фразных языков, а также логику эволюции программных систем.
Заключение. Теоретико-множественные инструменты мышления приоткрывают логику развития распределенных систем в современной информационной оболочке и, по-видимому, заметно влияют на инструментарий мышления в самых разных областях знания.

Ключевые слова: 

культура мышления; методология профессиональной деятельности; вычислительное мышление; компьютерные науки; устойчивое развитие; лингвистическая эволюция; информационное образование; распределенные системы

Библиографическая ссылка:
Трофимов В. М. Точные инструменты мышления и влияние компьютерных наук в профессиональной деятельности // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 72–89. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.05
Список литературы: 
  1. Aho A. V. Computation and Computational Thinking // The Computer Journal. – 2012. – Vol. 55 (7). – P. 832–835. DOI: https://doi.org/10.1093/comjnl/bxs074
  2. Anderson N. D. A call for computational thinking in undergraduate psychology // Psychology Learning & Teaching. – 2016. – Vol. 15. – P. 226–234. DOI: https://doi.org/10.1177/1475725716659252 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Call-for-Computational-Thinking-in-Undergraduate-Anderson/5071423a0c5fe811a8dba6fd7a9ca6301f2aa54d          
  3. Bers M. U., Flannery L., Kazakoff E. R., Sullivan A. Computational thinking and tinkering: Exploration of an early childhood robotics curriculum // Computers & Education. – 2014. – Vol. 72. – P. 145–157. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.10.020
  4. Chaipidech P., Srisawasdi N., Kajornmanee T., Chaipah K. A personalized learning system-supported professional training model for teachers' TPACK development // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2022. – Vol. 3. – P. 100064. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100064
  5. Çoban E., Korkmaz Öz. An alternative approach for measuring computational thinking: Performance-based platform // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 42. – P. 100929.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100929
  6. Denning P. J. Remaining Trouble Spots with Computational Thinking // Communications of the ACM. – 2017. – Vol. 60 (6). – P. 33–39. DOI: https://doi.org/10.1145/2998438 
  7. Gerendai I., Halász B. Asymmetry of the neuroendocrine system // Physiology. – 2001. – Vol. 16 (2). – P. 92–95. DOI: https://doi.org/10.1152/physiologyonline.2001.16.2.92
  8. Johnson S., Ramadas G. Disruptions in the process of engineering education – a curriculum design perspective // Procedia Computer Science. – 2020. – Vol. 172. – P. 277–282. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.044
  9. Kim J.-H., Nguyen N. T. T., Campbell R. C., Yoo S., Taraban R., Reible D. D. Developing reflective engineers through an arts-incorporated graduate course: A curriculum inquiry // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 42. – P. 100909. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100909
  10. Meneses L. F. S. Thinking critically through controversial issues on digital media: Dispositions and key criteria for content evaluation // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 42. – P. 100927. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100927 
  11. Nilsson M., Griggs D., Visbeck M. Policy: Map the interactions between Sustainable Development Goals // Nature. – 2016. – Vol. 534. – P. 320–322. DOI: https://doi.org/10.1038/534320a
  12. Richardson J. Book Review: Antifragile: Things that Gain from Disorder, by Nassim Nicholas Taleb // World Futures Review. – 2013. – Vol. 5 (2). – P. 219–221. DOI: https://doi.org/10.1177/1946756713491391 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Book-Review%3A-Antifragile%3A-Things-that-Gain-from-by-Richardson/6118e6373e7e07a24e9097f3f5aeb2ed9a1da784
  13. Sallati C., de Andrade Bertazzi J., Schützer K. Professional skills in the Product Development Process: the contribution of learning environments to professional skills in the Industry 4.0 scenario // Procedia CIRP. – 2019. – Vol. 84. – P. 203–208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2019.03.214
  14. Schipper T., Goei S. L., de Vries S., van Veen K. Professional growth in adaptive teaching competence as a result of Lesson Study // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 289–303. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.015
  15. Taleb N. N. On the statistical differences between binary forecasts and real-world payoffs // International Journal of Forecasting. – 2020. – Vol. 36 (4). – P. 1228–1240. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijforecast.2019.12.004
  16. Taylor L. A., Oostdam R., Fukkink R. G. Standardising coaching of preservice teachers in the classroom: Development and trial of the synchronous online feedback tool (SOFT) // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 117. – P. 103780. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103780
  17. Wing J. M. Computational thinking // Communications of the ACM. – 2006. – Vol. 49 (3). – P. 33–35. DOI: https://doi.org/10.1145/1118178.1118215
  18. Zizka L., McGunagle D. M., Clark P. J. Sustainability in science, technology, engineering and mathematics (STEM) programs: Authentic engagement through a community-based approach // Journal of Cleaner Production. – 2021. – Vol. 279. – P. 123715. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.123715
  19. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 402 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22330007 
  20. Жафяров А. Ж. Критерий для исследования зависимых и независимых выборок в области образования // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 69–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762161
  21. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464
  22. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447640
  23. Трофимов В. М. О математической природе сообразительности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 151–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962703
  24. Трофимов В. М. Что есть точное знание и как оно обеспечивается в когнитивных процессах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 141–157. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.09  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605575
  25. Трофимов В. М. О природе устойчивости процесса во времени // Science for Education Today. – 2021. – № 5. – С. 27–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47136057
Дата публикации 30.10.2022