Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 32–54
УДК: 
371.2+373.1+159.9.072

Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся

Тавстуха О. Г. 1 (Оренбург, Россия), Ганаева Е. А. 1 (Оренбург, Россия), Муратова А. А. 1 (Оренбург, Россия), Шавшаева Л. Ю. 1 (Оренбург, Россия), Матвиевская Е. Г. 1 (Оренбург, Россия)
1 Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема низких академических результатов школьников в современной системе образования. Цель статьи – на основе данных зарубежных и российских исследований выявить и обобщить способы преодоления учебной неуспешности учащихся для их использования в работе школ.
Методология. Для достижения цели было проанализировано 63 полнотекстовых источника. В исследовании применены общенаучные методы теоретического познания, тематический контент-анализ, синтез теоретических оснований, компаративный метод по выявлению и обобщению исследований, описывающих способы преодоления учебной неуспешности учащихся в зарубежной и российской теории и практике и их использование в работе школ. Обобщение результатов исследования проводилось на основе логики системного подхода.
Результаты. Анализ исследований показал, что для преодоления учебной неуспешности учащихся необходимо внедрение в практику работы школ способов, обусловливающих снижение уровня неуспешных учащихся. Позитивно влияет на снижение уровня учебной неуспешности учащихся работа школ по вовлечению родителей в образование ребенка и деятельность школы (вовлеченность дома, вовлеченность в школе, академическая социализация). Особая роль родительского сообщества заключается в развитии учебной мотивации учащихся. Работа школ по интеграции формального и неформального образования расширяет образовательное пространство и способствует преодолению учебной неуспешности, развитию эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной сферы, учебной мотивации, социальному продвижению учащихся.
Использование школами различных форм технологии наставничества в основном приводит к проектированию программ личностного роста учащихся, выстраиванию их профессиональной траектории собственного развития и развитию учебной мотивации. Применение в российских школах зарубежного опыта использования программ развивающего обучения обеспечит выравнивание стартовых возможностей учащихся с низким социально-экономическим статусом.
Заключение. В результате обзора исследований сделан вывод о том, что внедрение способов преодоления учебной неуспешности учащихся (вовлечение родителей в образование детей и деятельность школы, дополнительное образование, использование различных форм наставничества и применение зарубежной практики использования программ развивающего обучения) в работу школ будет способствовать снижению уровня учебной неуспешности учащихся.

Ключевые слова: 

учебная неуспешность; способы преодоления учебной неуспешности; вовлеченность родителей; дополнительное образование; наставничество; формы наставничества; программы развивающего обучения; учебная мотивация учащихся.

Библиографическая ссылка:
Тавстуха О. Г., Ганаева Е. А., Муратова А. А., Шавшаева Л. Ю., Матвиевская Е. Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 32–54. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.02
Список литературы: 
  1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Захарова Л. П. Дополнительное образование как ресурс преодоления образовательной неуспешности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 5. – С. 114–123. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.002  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44671911  
  2. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, № 4. – С. 102–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30276551 
  3. Бочавер А. А., Вербилович О. Е., Павленко К. В., Поливанова К. Н., Сивак Е. В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 4. – C. 32–40. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36375957
  4. Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Известия Саратовского университета. – 2020. – № 1. – С. 94–99. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42661906
  5. Быкова Е. А., Истомина С. В., Самылова О. А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 111–125. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.7   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43917946
  6. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – № 2. – С. 282–303. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.13   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38304089
  7. Долгая О. И. Риски в образовании за рубежом: меры по их устранению (опыт разных стран)  // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 6. – С. 142–158. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-142-158 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47283224  
  8. Зборовский Г. Е. Образовательная неуспешность: ключевые проблемы концепции // Известия Уральского федерального университета. – 2020. – Т. 26, № 1. – С. 170–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42642844
  9. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 60–81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43165269
  10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 2. – С. 114–139. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-114-139 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45168227
  11. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 6. – С. 61–75. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10229  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36805992
  12. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. – 2018. – № 1. – С. 8–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36366638 
  13. Иванова Н. В., Минаева Е. В., Воробьева Н. А. Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей младших школьников // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 4. – С. 27–42. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.4.28007   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37032527
  14. Ильясов Д. Ф., Стоянкина Н. Н., Науменко Л. С., Шишина В. В. Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 108–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36643812 
  15. Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080101 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37642735 
  16. Ичетовкина Н. М. Теоретическое обоснование проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с рисками образовательной неуспешности // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С.  103–112. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-103-112  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49450721
  17. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. – 2019. – № 4. – С. 71–92. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-71-92   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41505550
  18. Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ // Психологическая наука и образование. – 2021.  – Т. 26, № 6. – C. 69–82. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260605 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47455536
  19. Котомина О. В., Сажина А. И. Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 143–156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44792594   
  20. Кузьмина К. Е. Психологические особенности родительской вовлеченности в формирование образовательного пространства детей // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. – 2020. – № 16. – С. 93–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44874270  
  21. Останкина Е. Н. О факторах учебной неуспешности студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 1-1. – С. 127–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18872799  
  22. Поливанова К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, № 4. – С. 26–34. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160403   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44366477
  23. Соина В. М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5. – С. 232–234. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00943  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44172406
  24. Соколова Е. В., Холодилов С. С., Грудев Я. Е. Наставничество в профессиональной ориентации, социально-педагогической адаптации и ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 2. – С. 134–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46361584
  25. Теплова Т. Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении // Исследователь. – 2020. – № 1. – C. 202–212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42943297
  26. Burns E. C., Martin A. J., Collie R. J. Adaptability, personal best (PB) goals, and gains in students academic outcomes: A longitudinal examination from a social cognitive perspective // Contemporary Educational Psychology. – 2018. – Vol. 53. – Р. 57–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.02.001
  27. Burns E. C., Van Bergen P., Leonard A., Amin Y. Positive, complicated, distant, and negative: How different teacher-student relationship profiles relate to students’ science motivation // Journal of Adolescence. – 2022. – Vol. 94 (8). – P. 1150–1162. DOI: https://doi.org/10.1002/jad.12093  
  28. Cheung A., Xie Ch., Zhang T., Neitzel A., Slavin R. E. Success for All: A Quantitative Synthesis of U. S. Evaluations // Journal of Research on Educational Effectiveness. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 90–115. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2020.1868031
  29. Flecha R., Soler M. Turning difficulties into possibilities: Engaging Roma families and students in school through dialogic learning // Cambridge Journal of Education. – 2013. – Vol. 43 (4). – P.  451–465. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.819068
  30. French R., Sariaslan A., Larsson H., Kneale D., Leckie G. Estimating the Importance of Families in Modeling Educational Achievement Using Linked Swedish Administrative Data // Journal of Research on Educational Effectiveness. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2022.2054480
  31. Golle J., Zettler I., Rose N., Trautwein U., Hasselhorn M., Nagengast B. Effectiveness of a «Grass Roots» Statewide Enrichment Program for Gifted Elementary School Children // Journal of Research on Educational Effectiveness. – 2018. – Vol. 11 (3). – Р. 375–408. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2017.1402396
  32. Huber C. Risks and Risk‐Based Regulation in Higher Education // Institutions Tertiary Education and Management. – 2009. – Vol. 15 (2). – P. 83–95. DOI: https://doi.org/10.1080/13583880902869554
  33. Hutchinson J., Dickinson B. Employers and schools: How Mansfield is building a world of work approach // Local Economy. – 2014. – Vol. 29 (3). – Р. 257–266. DOI: https://doi.org/10.1177/0269094214528158
  34. Ibabe I. Academic Failure and Child-to-Parent Violence: Family Protective Factors // Frontiers in Psychology. – 2016. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01538
  35. Kalkan F., Dağlı E. The Relationship Between School Climate School Belonging and School Burnout According to the Views of Secondary School Students // International Journal of Contemporary Educational Research. – 2021. – Vol. 8 (4). – P. 59–79. DOI: https://doi.org/10.33200/ijcer.878682
  36. Leversen I., Danielsen A. G., Birkeland M. S., Samdal O. Basic Psychological Need Satisfaction in Leisure Activities and Adolescents Life Satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. – 2012. – Vol. 41. – P. 1588–1599. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-012-9776-5
  37. Lim C., Ab Jalil H., Ma'rof A. M., Saad W. Z. Assisting Peer Learning Performance Using Online Collaborative Tools in Virtual Learning Environments // Preparing 21st Century Teachers for Teach Less, Learn More (TLLM) Pedagogies. – 2020. – P. 108–124. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-1435-1.ch007  
  38. Matthes B., Stoeger H. Influence of parents’ implicit theories about ability on parents’ learning-related behaviors, children’s implicit theories, and children’s academic achievement // Contemporary Educational Psychology. – 2018. – Vol. 54. – Р. 271–280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.07.001
  39. Matthes B., Stoeger H. Parents’ implicit theories and their relationships with parents’ learning-related behavior, their children’s implicit theories and their children’s learning and achievement behavior: A literature review // Unterrichtswissenschaft. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-022-00157-8  URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s42010-022-00157-8#citeas
  40. Meyers D. C., Domitrovich C. E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M. T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model // Evaluation and Program Planning. – 2019. – Vol. 73. – Р. 53–61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2018.11.005
  41. Morelli M., Chirumbolo A., Baiocco R., Cattelino E. Academic Failure: Individual, Organizational, and Social Factors // Psicología Educativa. – 2021. – Vol. 27 (2). – P. 167–175. DOI: https://doi.org/10.5093/psed2021a8  URL: https://journals.copmadrid.org/psed/art/psed2021a8
  42. Narasimhan P. A Conceptual Overview of Risk Management in Education Sector Projects // Holistic Research Perspectives. – 2020. – Vol. 5. – P. 138–145. DOI: https://doi.org/10.47059/CIIR/BP20002/13  
  43. Needham B. L., Crosnoe R., Muller C. Academic Failure in Secondary School: The Inter-Related Role of Health Problems and Educational Context // Social Problems. – 2004. – Vol. 51 (4). – P.  569–586. DOI: https://doi.org/10.1525/sp.2004.51.4.569
  44. Pekrun R. Teachers need more than knowledge: Why motivation, emotion, and self-regulation are indispensable // Educational Psychologist. – 2021. – Vol. 56 (4). – P. 312–322. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2021.1991356  
  45. Pigott T. D., Polanin J. R. Methodological guidance paper: High-quality meta-analysis in a systematic review // Review of Educational Research. – 2020. – Vol. 90 (1). – Р. 24–46. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654319877153
  46. Rafoth M. A. Academic Failure, Prevention // Encyclopedia of Applied Psychology, Academic Press. – 2004. – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00757-1
  47. Rogach O., Frolova E., Ryabova T., Vetrova E. Reflection of labor market interests and expectations in educational order for contemporary school // Humanities and Social Sciences Reviews. – 2019. – Vol. 7 (5). – Р. 1160–1167. DOI: http://dx.doi.org/10.18510/hssr.2019.75153  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41357585
  48. Rhodes J. E., DuBois D. L. Mentoring Relationships and Programs for Youth // Current Directions in Psychological Science. – 2008. – Vol. 17 (4). – P. 254–258. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8721.2008.00585.x
  49. Rogers M. A., Theule J., Ryan B. A., Adams G. R., Keating L. Parental Involvement and Children's School Achievement: Evidence for Mediating Processes // Canadian Journal of School Psychology. – 2009. – Vol. 24 (1). – Р. 34–57. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573508328445
  50. Sainio P. J., Eklund K. M., Ahonen T. P. S., Kiuru N. H. The Role of Learning Difficulties in Adolescents Academic Emotions and Academic Achievement // Journal of Learning Disabilities.  – 2019. – Vol. 52 (4). – P. 287–298. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567
  51. Silinskas G., Kikas E. Parental involvement in math homework: Links to children’s performance and motivation // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2019. – Vol. 63 (1). – Р. 17–37. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2017.1324901
  52. Singh P., Singh M. P. The Role of Teachers in Motivating Students to Learn // TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. – 2021. – Vol. 11 (1). – Р. 29–32. DOI: https://doi.org/10.30954/2231-4105.01.2021.6  
  53. Sole B. J. The educational change in front of the technological innovation, the pedagogy of competences and the discourse of the emotional education. A critical approach. // Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria. – 2020. – Vol. 32 (1). – Р. 101–121. DOI: http://dx.doi.org/10.14201/teri.20945
  54. Subero D., Esteban-Guitart M. Overcoming school learning: The role of the subjectivity in the funds of identity approach // Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria. – 2020. – Vol.  32  (1). – Р. 213–236. DOI: https://doi.org/10.14201/teri.20955
  55. Tan C. Y., Lyu М., Peng В. Academic Benefits from Parental Involvement are Stratified by Parental Socioeconomic Status: A Meta-analysis // Parenting: Science and Practice. – 2020. – Vol. 20 (4). – P. 241–287. DOI: https://doi.org/10.1080/15295192.2019.1694836
  56. Tavakoli R., Müller R., Jeske E., Schäfbuch N., Schmitz B. Promoting Well-Being in Students Through an Art-of-Living Intervention: Developing an Online Training for Eighth and Ninth Graders // Zeitschrift für Psychologie. – 2022. – Vol. 230 (3). – P. 229–240. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000501
  57. Thurston A., Cockerill M., Chiang T.-H. Assessing the Differential Effects of Peer Tutoring for Tutors and Tutees // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (3). – Р. 97. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11030097  
  58. Tullis J. G., Goldstone R. L. Why does peer instruction benefit student learning? // Cognitive Research: Principles and Implications. – 2020. – Vol. 5. – Р. 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41235-020-00218-5
  59. Vattoy K. D., Gamlem S. M. Teacher-student interactions and feedback in English as a foreign language classrooms // Cambridge journal of Education. – 2020. – Vol. 50 (3). – P. 371–389. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2019.1707512
  60. Weir S., Kavanagh L., Moran Е., Ryan А. Partnership in DEIS schools: a survey of home-school-community liaison coordinators in primary and post-primary schools in Ireland. – Dublin: Educational Research Centre, 2018. – 56 p. URL:  http://www.erc.ie/wp-content/uploads/2018/11/HSCL-report-2018.pdf   
  61. Weixler L., Valant J., Bassok D., Doromal J. B., Gerry A. Helping parents navigate the early childhood education enrollment process: Experimental evidence from New Orleans // Educational Evaluation and Policy Analysis. – 2020. – Vol. 42 (3). – Р. 307–330. DOI: https://doi.org/10.3102/0162373720922237
  62. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. – 2014. – Vol. 66. – P. 377–397. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2013.780009
  63. Wuyts D., Vansteenkiste M., Mabbe E., Soenens B. Effects of social pressure and child failure on parents’ use of control: An experimental investigation // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – Vol. 51. – Р. 378–390. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2017.09.010  
Дата публикации 31.12.2022