Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 7–27
УДК: 
37.013.32+316.7

Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса

Мусифуллин С. Р. 1 (Уфа, Россия)
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования информационной грамотности, системности управления медиаобразованием и медиаграмотностью будущих учителей. Цель исследования состоит в выявлении специфики формирования медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса.
Методология. Исследование проводилось в логике педагогического эксперимента. Разработка педагогических условий формирования медиаграмотности выстраивалась на основе анализа успешных педагогических практик. В рамках исследования проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам эмпирического сбора данных. Выборку составили 256 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Для проверки корректности получения результатов исследования были разработаны критерии и соответствующие им уровневые показатели сформированности медиаграмотности с использованием адекватных, проверенных на валидность методик. Для вычисления надежности представленных статистических данных и точности результатов применялись формулы Рюлона, Спирмена – Брауна и Кронбаха.
Результаты. Теоретический анализ научной литературы позволил систематизировать понимание медиаграмотности, определить основные механизмы формирования и условия формирования медиаграмотности. Представленное определение медиаграмотности позволило обозначить ее как одну из профессиональных компетенций будущего учителя.
Формирующий эксперимент предполагал пересмотр содержания обучения и создание эффективных, адекватных, соответствующих среде педагогических условий формирования медиаграмотности студентов в ходе организации учебного процесса. Отмечается, что показатели сформированности медиаграмотности можно было наблюдать в рамках междисциплинарных образовательных событий во внеучебной деятельности.
Студенческие объединения и деятельность по работе с обучающимися позволили студентам на практике реализовать навыки медиаграмотности. В рамках студенческих объединений изменилось восприятие студентами значимости умения критически воспринимать информацию, необходимости верификации, важности умения работать с различными источниками информации.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что реализованные в рамках образовательного процесса педагогические условия обеспечивают успешное формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: 

медиаграмотность; медиакомпетенция; обучение будущих учителей; трансформация образовательного процесса; цифровая грамотность

Библиографическая ссылка:
Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 7–27. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.01
Список литературы: 
  1. Fedorov A., Levitskaya A. Media education model aimed at efficient development of audience’s skills to reasonably confront the false (or partially false) information, contained in anti-Russian Ukrainian internet communication resources // Media Education. – 2021. – № 4. – P. 612–622. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47368710
  2. Фатеева И. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челябинск. гос. ун-та, 2007. – 270 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20009533
  3. Жижина М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. – 2016. – № 4. – С. 47–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26526472
  4. Романова А. А., Шапинская Е. Н. Особенности взаимодействия традиционных и новых медиа (на примере спортивных медиа) // Спортивно-педагогическое образование. – 2018. – №  2. – С. 54–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36534748
  5. Бачурина Н. С. Аксиологические аспекты развития медиаграмотности в рамках дисциплины «связи с общественностью» // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2010. – № 6. – С. 197–200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19044852
  6. Лазуткина Е. В. Медиа-образование взрослых в условиях трансформации современной медиасреды // Открытое и дистанционное образование. – 2015. – № 1. – С. 9–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23089506
  7. Tyunnikov Y., Maznichenko M., Kazakov I., Yurchenko Y. Usage of Media Products by Teachers: Pedagogical Potential, Expertise and Implementation // Media Education. – 2022. – № 1. – P. 126–135. DOI: https://doi.org/10.13187/me.2022.1.126 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48051308 
  8. Tolmachova I., Bader S. Formation of media competence of future teachers using media texts // Journal for Educators, Teachers and Trainers. – 2022. – Vol. 13 (2). – P. 270–280. DOI: https://doi.org/10.47750/jett.2022.13.02.026
  9. Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В., Гольцева Ю. В. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3. – С.  160–173. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.9 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49287783
  10. Chelysheva I., Mikhaleva G. Media School “Media Education and Media Literacy for All” as a System Model of Continuous Mass Media Education // Media Education. – 2022. – № 2. – P. 46–54. DOI: https://doi.org/10.13187/me.2022.2.147  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48616681
  11. Дрок Н., Лукина М. М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 5. – С. 3–24. DOI: https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2019.324 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41240568
  12. Zha S., Kelly P., Park M. K., Fitzgerald G. An investigation of communicative competence of ESL students using electronic discussion boards // Journal of Research on Technology in Education. –2006. – Vol. 38 (3). – P. 349–367. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2006.10782464
  13. Bruner J. The Culture of Education. – Cambridge: Harvard University Press, 1996. – 240 p. ISBN(s): 9780674251083, 9780674179530 DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctv136c601 
  14. Жданова Н. М. Подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 24–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35076774
  15. Huang Y. C., Backman S. J., Backman K. F., McGuire F. A., Moore D. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24. – P. 591–611. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9784-5 
  16. Marcus A., Metzger S., Paxton R., Stoddard J. Teaching History with Film. Strategies for Secondary Social Studies. – New York: Routledge, 2018. – 232 c. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351137737
  17. Genedy L. M. S. The implementation of smartphones in the instructional process in the views of the female students at Hail University // International Journal of Advanced and Applied Sciences.  – 2021. – Vol. 8 (11). – P. 30–36. DOI: https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.11.004
  18. Wilson C., Grizzle A., Tuazon R., Akyempong K., Cheung C. K. Media and information literacy curriculum for teachers. UNESCO Publishing, 2011. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971
  19. Raley S. K., Shogren K. A., Rifenbark G. G., Thomas K., McDonald A. F., Burke K. M. Enhancing Secondary Students’ Goal Attainment and Self-Determination in General Education Mathematics Classes Using the Self-Determined Learning Model of Instruction // Advances in Neurodevelopmental Disorders. – 2020. – Vol. 4. – P. 155–167. DOI: https://doi.org/10.1007/s41252-020-00152-z
  20. Frolova E., Rogach O. Media Competence of Modern Students: Problems and Possibilities of Its Formation in the System of Higher Education // Media Education. – 2022. – № 1. – P. 46–54. DOI: https://doi.org/10.13187/me.2022.1.46 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48051300  
  21. Mellado C. Professional Roles in News Content // Journalism Studies. – 2015. – Vol. 16 (4). – P. 596–614. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2014.922276 
  22. Philippe S., Souchet A. D., Lameras P., Petridis P., Caporal J., Coldeboeuf G., Duzan H. Multimodal teaching, learning and training in virtual reality: a review and case study // Virtual Reality & Intelligent Hardware. – 2020. – Vol. 2 (5). – P. 421–442. DOI: https://doi.org/10.1016/j.vrih.2020.07.008     
  23. Koukopoulos Z., Koukopoulos D. Integrating educational theories into a feasible digital environment // Applied Computing and Informatics. – 2019. – Vol. 15 (1). – P. 19–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aci.2017.09.004
Дата публикации 28.02.2023