Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 28–46
УДК: 
159.947.5+316.628+378.147

Факторы, влияющие на мотивацию студентов неязыковых направлений очной и заочной форм обучения при онлайн- и офлайн-изучении иностранного языка

Мухина Ю. Н. 1 (Тюмень, Россия), Ковальчук С. С. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы сосредоточили внимание на проблеме мотивации и использовании информационно-коммуникационных технологий как эффективного способа повышения интереса студентов к изучению иностранного языка. Цель данного исследования – выявление факторов, влияющих на мотивацию студентов неязыковых направлений очной и заочной форм обучения при онлайн- и офлайн-изучении иностранного языка.
Методология. Для достижения цели исследования и проверки гипотез авторы использовали теоретические (анализ, сравнение) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, квазиэксперимент) методы. Наблюдаемые экспериментальные группы студентов прошли электронное анкетирование в Microsoft Forms, которое представляло собой набор вопросов с разделами, охватывающими использование информационно-коммуникационных технологий в неучебных целях и в целях изучения английского языка, а также совокупность факторов, которые могут влиять на мотивацию студентов.
Результаты. В статье представлены особенности традиционной и дистанционной форм обучения студентов магистратуры и бакалавриата неязыковых направлений при изучении иностранного языка. Основные результаты исследования показали, что студенты экспериментальных групп делятся на внутренне и внешне мотивированных. В процессе исследования выяснилось, что бакалавры и магистранты очной формы обучения сложнее перешли в формат онлайн-обучения и результаты их учебной деятельности оказались значительно ниже в сравнении со студентами заочной формы обучения. Тем не менее авторами отмечено, что студенты-заочники предпочли традиционное обучение иностранному языку, поскольку в домашних условиях концентрировать внимание исключительно на изучении английского языка оказалось сложнее, чем в аудитории. Информационно-коммуникационные технологии при изучении иностранного языка подтвердили свою эффективность в получении и развитии необходимых знаний и коммуникативных навыков у студентов очной формы обучения ввиду более длительного применения.
Заключение. В заключении сделаны выводы о том, что для студентов магистратуры и бакалавриата заочной и очной форм обучения характерны разные виды мотивации.
Мотивация студентов зависит от совокупности положительных и отрицательных факторов, влияющих на учебный процесс. Онлайн-обучение эффективнее для старшего контингента студентов-заочников, чем для традиционного контингента студентов-очников. Эффективность информационно-коммуникационных технологий находится в прямой зависимости от продолжительности использования, поэтому студенты очной формы обучения обладают временным преимуществом.

Ключевые слова: 

внутренняя мотивация; внешняя мотивация; информационно-коммуникационные технологии; онлайн-обучение; офлайн-обучение; изучение иностранного языка

Библиографическая ссылка:
Мухина Ю. Н., Ковальчук С. С. Факторы, влияющие на мотивацию студентов неязыковых направлений очной и заочной форм обучения при онлайн- и офлайн-изучении иностранного языка // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 28–46. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.02
Список литературы: 
  1. Александрова О. М., Биболетова М. З. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме: монография. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2014. – 145 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25708267
  2. Ковальчук С. С., Гаркуша Н. А., Медянкина Е. Н., Мухина Ю. Н. Онлайн-обучение: из опыта зарубежных и Российских вузов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 1 – С. 31–37. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.01.P.31 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41866849
  3. Фролова E. В., Рогач O. В., Рябова T. M. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 78–88. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44465120
  4. Чернышов С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. – 2021. – № 3 – С. 131–155. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-131-155 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45272897
  5. Яковлева О. В. Исследование ценностей цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 8–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42708381 
  6. Anderson T. (Ed.). The theory and practice of online learning. Athabasca University Press, 2008. 484 p. URL: https://www.aupress.ca/app/uploads/120146_99Z_Anderson_2008-Theory_and_P...
  7. Baber H. Determinants of students’ perceived learning outcome and satisfaction in online learning during the pandemic of COVID-19 // Journal of Education and e-learning Research. –  2020. – Vol.  7 (3). – P. 285–292. DOI: https://doi.org/10.20448/journal.509.2020.73.285.292  
  8. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research trends and features of critical thinking studies in e-learning environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (4). – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118707356 
  9. Dinçer S., Doğanay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners’ academic success, motivation, and cognitive load // Computers & Education. – 2017. – Vol. 111. – P. 74–100. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.005
  10. Frolova E. V., Rogach O. V. Digitalization of higher education: Advantages and disadvantages in student assessments // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (3). – P.  616–625. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.3.616 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47199798
  11. Fryer L. K., Bovee H. N. Supporting students' motivation for e-learning: Teachers matter on and offline // The Internet and Higher Education. – 2016. – Vol. 30. – P. 21–29. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2016.03.003
  12. Gómez-Galán J., Martínez-López J. Á., Lázaro-Pérez C., Fernández-Martínez M. del M. Usage of internet by university students of Hispanic countries: Analysis aimed at digital literacy processes in higher education // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (1). – P.  53–65. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.1.53
  13. Hannay M., Newvine T. Perceptions of distance learning: A comparison of online and traditional learning // MERLOT: Journal of online learning and teaching. – 2006. – Vol. 2 (1). – P. 1–11. DOI: https://jolt.merlot.org/documents/MS05011.pdf
  14. Hanafy S. M., Jumaa M. I., Arafa M. A. A comparative study of online learning in response to the coronavirus disease 2019 pandemic versus conventional learning // Saudi Medical Journal. – 2021.  – Vol. 42 (3). – P. 324–331. DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2021.42.3.20200741
  15. Harackiewicz J. M., Sansone C. Chapter 4 – Rewarding competence: The importance of goals in the study of intrinsic motivation // Intrinsic and extrinsic motivation. The Search for Optimal Motivation and Performance Educational Psychology. – Academic Press, 2000. – P. 79–103. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-012619070-0/50026-X
  16. Harandi S. R. Effects of e-learning on Students’ Motivation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 181. – P. 423–430. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.905
  17. Harlen W., Crick R. D. Testing and motivation for learning // Assessment in Education: principles, policy & practice. – 2003. – Vol. 10 (2). – P. 169–207. DOI: https://doi.org/10.1080/0969594032000121270
  18. Islam S., Baharun H., Muali C., Ghufron M. I., el Iq Bali M., Wijaya M., Marzuki I. To boost students’ motivation and achievement through blended learning // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – P. 1114.  DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1114/1/012046
  19. Katz Y. J. The comparative suitability of three ICT distance learning methodologies for college level instruction // Educational Media International. – 2000. – Vol. 37 (1). – P. 25–30.  DOI: https://doi.org/10.1080/095239800361482
  20. Law K. M., Geng S., Li T. Student enrollment, motivation and learning performance in a blended learning environment: The mediating effects of social, teaching, and cognitive presence // Computers & Education. – 2019. – Vol. 136. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.021
  21. Lin M. H., Chen H. G., Liu K.-Sh. A study of the effects of digital learning on learning motivation and learning outcome // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13 (7). – P. 3553–3564. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00744a
  22. Murray M. C., Pérez J. Informing and performing: A study comparing adaptive learning to traditional learning // Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdicipline. – 2015. – Vol. 18. – P. 111–125. DOI: https://doi.org/10.28945/2165
  23. Nicholson P. A history of e-learning // Computers and education / Fernández-Manjón B., Sánchez-Pérez J. M., Gómez-Pulido J. A., Vega-Rodríguez M. A., Bravo-Rodríguez J. (eds). – Springer, Dordrecht, 2007. – P. 1–11. DOI:  https://doi.org/10.1007/978-1-4020-4914-9_1  
  24. Pei L., Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis // Medical education online. – 2019. – Vol.  24  (1). – P. 1666538. DOI: https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538
  25. Puspitasari K. The effects of learning strategy intervention and study time management intervention on students' self-regulated learning, achievement, and course completion in a distance education learning environment. The Florida State University. – 2012.  DOI: https://dx.doi.org/10.13140/RG.2.1.2047.4640
  26. Roman P. G., Ballesteros C. R., Noguera M. D. D. Academic whatsapp groups as alternative communication and motivation systems in higher education // Revista Espacios. – 2018. – Vol.  39  (10).  – P. 29. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n10/18391029.html
  27. Romero Oliva M. F., Corpas Martos A. Students' perception of virtual learning environments and the development of oral communication competence. A case study // Revista Espacios. – 2019. – Vol. 40 (5). – P. 2. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n05/19400502.html
  28. Steinmayr R., Weidinger A. F., Schwinger M., Spinath B. The importance of students’ motivation for their academic achievement – replicating and extending previous findings // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 1730. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730
  29. Tri D. H., Nguyen N. H. T. An exploratory study of ICT use in English language learning among EFL university students // Teaching English with Technology. – 2014. – Vol. 14 (4). – P. 32–46. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1143398.pdf
Дата публикации 28.02.2023