Влияние двигательного режима на гемодинамические показатели у старшеклассников, имеющих повышенные учебные нагрузки
С целью выяснения влияния учебных нагрузок и двигательной активности на состояние сердечно-сосудистой системы были обследованы старшеклассники 15-17 лет, обучающиеся по специальной учебной программе. I группа находилась на обычном двигательном режиме, II группа дополнительно занималась циклическими игровыми видами спорта. Показано, что у юношей по сравнению с девушками независимо от уровня двигательной активности отмечается более высокий уровень показателей артериального давления и минутного объема кровообращения, но низкие значения частоты сердечных сокращений. Систематические занятия циклическими и игровыми видами спортивной деятельности повышают производительность сердца в покое (снижение частоты сердечных сокращений и двойного произведения при относительно стабильном уровне систолического выброса и минутного объема кровообращения).
подростки, центральная гемодинамика, двигательная активность, учебные нагрузки.
1. Будук-оол Л.К., Красильникова В.А., Айзман Р.И. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом регионе // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 4. – С. 103–110.
2. Демидов В.А., Мальцев Д.Н., Мавлиев Ф.А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки// Физиология человека. – 2008. – № 4. – С. 133–140.
3. Киршина Е.Д. Взаимосвязь учебной и двигательной деятельности старшеклассников во время обучения // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №319. –
С. 169–172.
4. Красильникова В.А., Будук-Оол Л.К., Айзман Р.И. Морфофункциональное развитие школьников тувинской и русской национальностей // Физиология человека, 2008. – Т. 34 – № 1. – С. 74–82.
5. Михайлова Л.А., Кимяева С.И. Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у юношей-подростков, обучающихся по специальной учебной программе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2012. – вып. 31. – С. 41–45.
6. Шуленина Н.С., Корощенко Г.А., Терехова Э.А., Лысова Н.Ф. Анализ состояния здоровья школьников МКОУ Доволенской СОШ № 1 Новосибирской области // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 58–66.
7. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Новосибирск, 2010. – 286 с.
8. Алферова О.П., Осин А.Я. Особенности вегетативной регуляции и интегрированных показателей адаптированности сердечно-сосудистой системы у подростков// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 113–116.
9. Борцова О. А. Медико-социальные аспекты обучения школьников правильному образу жизни // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 211–214.
10. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии наук. – 2007. – № 3. – С. 159–162.
11. Лучицкая Е.С., Русанов В.Б. Функциональные особенности гемодинамики подростков в условиях различной двигательной активности // Физиология человека. – 2009. – № 4. –
С. 43–50.
12. Молоканова Ю.П. Факторы, определяющие ритм сердечных сокращений у лиц юношеского возраста// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: естественные науки. – 2013. – № 2. – С. 63–66.
13. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 256 с.
14. Спивак Е.М. Особенности вегетативной регуляции и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов // Вопросы практической педиатрии. – 2008. –
Т. 3. – № 3. – С. 20–23.
15. Томенко А.А. Уровень двигательной активности школьников и пути его повышения в условиях общеобразовательной школы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 2. – С. 141–146.
16. Aizman R.I., Krasilnikova V.A., Buduk-ool L.K. Morphological, functional, and Psychological development of children living permanently in the Tuva Republic. Alaska medicine, 2007, vol. 49, no. 2, pp. 133–138.