Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 25–56
УДК: 
372.857+316.6

Эффективность формирования естественно-научной грамотности школьников при изучении генетических разделов биологии в условиях гибкой модели смешанного обучения

Седых Т. А. 1 (Уфа, Россия), Амирова Л. А. 1 (Уфа, Россия), Фазлутдинова А. И. 1 (Уфа, Россия), Галикеева Г. Ф. 1 (Уфа, Россия), Галимова Э. М. 1 (Уфа, Россия), Суханова Н. В. 1 (Уфа, Россия), Саттаров В. Н. 1 (Уфа, Россия)
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена изучению проблемы формирования функциональной грамотности школьников в условиях смешанного обучения. Целью исследования стало определение эффективности формирования естественно-научной грамотности школьников при изучении генетических разделов биологии в условиях гибкой модели смешанного обучения.
Методология. Методология исследования основана на идеях гуманизации, субъектности, инновационности при формировании функциональной грамотности школьников, системном подходе к организации изучения раздела биологии «Генетика» и образовательного процесса в целом. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 7 типах образовательных организаций Республики Башкортостан (школы с углубленным изучением ряда предметов, школы индивидуального обучения, частные школы, средние общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, лицей и гимназия), в исследовании приняли участие 191 школьник, 9 учителей, 112 родителей. Были использованы следующие методы: теоретический анализ, метаанализ, методы аналогии, сравнения, модифицирования, анкетирования, интервьюирования, тестирования, статистической обработки данных.
Результаты. В процессе исследования обоснована необходимость разработки образовательных технологий и инструментов для осуществления комплексного подхода к формированию и развитию естественно-научной грамотности на этапе общего образования. Раскрыта роль генетики как раздела школьного курса в формировании естественно-научной грамотности школьников, выявлены тенденции и дефициты школьной практики в его преподавании, обоснована перспективность применения технологии смешанного обучения и электронного образовательного курса «Генетика для всех: просто о сложном» для школьников и родителей, направленного на формирование и развитие интереса к биологическим наукам через изучение генетики, повышение мотивации к освоению знаний о сложных процессах, происходящих в микромире, а также на развитие образовательной парадигмы персонализации обучающихся при использовании в смешанном обучении электронных образовательных курсов.
Заключение. Полученные результаты доказывают эффективность формирования естественно-научной грамотности школьников при реализации гибкой модели смешанного обучения; предложенный электронный образовательный ресурс «Генетика для всех: просто о сложном» для школьников и родителей способствует развитию субъектной позиции школьников, обеспечивает устойчивую тенденцию к повышению качества знаний, интереса к генетике как науке.

Ключевые слова: 

функциональная грамотность; естественно-научная грамотность; генетическое образование; гибкая модель смешанного обучения; электронный образовательный контент; электронные образовательные курсы.

Библиографическая ссылка:
Седых Т. А., Амирова Л. А., Фазлутдинова А. И., Галикеева Г. Ф., Галимова Э. М., Суханова Н. В., Саттаров В. Н. Эффективность формирования естественно-научной грамотности школьников при изучении генетических разделов биологии в условиях гибкой модели смешанного обучения // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 25–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.02
Список литературы: 
  1. Мамедов Н. М., Мансурова С. Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5. – С. 45–59. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10044  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44157919
  2. Мишина О. С., Иванов Р. Г., Завальцева О. А. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69–2. – С. 119–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44555113
  3. Ковалёва Г. С. Результаты международного исследования PISA: качество образования // Народное образование. – 2011. –№ 4. – С. 193–200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16500487
  4. Краснов П. О., Торгашина Н. Г., Супрун Е. В., Чабан Т. Ю. Естественно-научная грамотность: от PISA к региональному мониторингу // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 275–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358187
  5. Ермишина Е. Ю., Буркова Л. А., Черемичкина И. А., Коновалов А. А. О развитии естественно-научной грамотности при реализации различных форм обучения // Химия в школе. – 2022. – № 6. – С. 49–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49324831
  6. Борзова З. В. Возможности внеурочной деятельности для формирования естественно-научной грамотности школьников // Биология в школе. – 2022. – № 7. – С. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49937301
  7. Александрова Н. В. Применение ресурсов системы дистанционного обучения Moodle для развития естественно-научной грамотности учащихся основной школы // Непрерывное образование. – 2020. – № 3. – С. 90–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44164319
  8. Сараева Д. В., Арбузова Е. Н. Формирование естественно-научной грамотности в биологическом образовании с помощью иммерсивных образовательных технологий // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1–4. – С. 54–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49297613
  9. Исланова Н. Н. Ресурс «Sta-cтудии» «Школьной лиги РОСНАНО» как эффективный механизм повышения естественно-научной грамотности учащихся // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2020. – № 1. – С. 48–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43010155
  10. Краева И. И., Смирнова А. А., Домнина Л. В., Кузнецова А. А. Методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования естественно-научной грамотности обучающихся региональными методистами // Образование в Кировской области. – 2020. – № 2. – С. 26–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49854679
  11. Десненко С. И. Методическая подготовка будущего учителя физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17, № 3. – С. 15–23. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2022-17-3-15-23  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49443137
  12. Седых Т. А., Сагитов С. Т., Саттаров В. Н., Амирова Л. А., Суханова Н. В., Галикеева Г. Ф., Гумерова О. В., Ивашов А. В. Современные проблемы и пути развития генетического образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 96. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31385  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47670045
  13. Инге-Вечтомов С. Г. О системе генетического образования в Санкт-Петербургском государственном университете // Информационный вестник ВОГиС. – 1999. – Т. 3, № 11. – С. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9126182
  14. Moser L., Saner K., Oggier V., Hanne Th. A Serious Game for Teaching Genetic Algorithms // Proceedings of the Future Technologies Conference (FTC). – 2022. – Vol. 3. – Р. 738–758. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89912-7_57
  15. Орлянская Т. Я., Володичева Т. Б., Актушина Г. А. Использование элементов деловых игр в преподавании дисциплины «Основы медицинской генетики» как способ формирования основ клинического мышления у будущих врачей // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 205–209. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=39166025
  16. Zhao N., Qi B., Dong Q., Wang X. The applications of research progress of common wheat in teaching genetics // Hereditas (Beijing). – 2020. – № 9. – Р. 916–925. DOI: https://doi.org/10.16288/j.yczz.20-113
  17. Кузин С. М., Чебышев Н. В., Богомолов Д. В., Беречикидзе И. А., Сахарова Т. В., Лазарева Ю. Б., Ларина С. Н. Анализ преподавания генетики на младших курсах Сеченовского университета // Медицинская генетика. – 2020. – Т. 19, № 12. – С. 90–92. DOI: https://doi.org/10.25557/2073-7998.2020.12.90-92  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44576671
  18. Ясакова Н. Т., Максимова Ю. В., Гарный В. Е., Лисиченко О. В., Хорошевская Я. А., Волошина Т. В., Сенцова А. Л., Максимов В. Н. Формирование мотивации в преподавании медицинской генетики как фактор повышения качества образования // Медицинская генетика. – 2020. – Т. 19, № 12. – С. 98–100. DOI: https://doi.org/10.25557/2073-7998.2020.12.98-100  URL  https://elibrary.ru/item.asp?id=44576674
  19. Woody S., Himelblau E. Understanding & Teaching Genetics Using Analogies // The American Biology Teacher. – 2013. – Vol. 75 (9). – Р. 664–669. DOI: https://doi.org/10.1525/abt.2013.75.9.7 
  20. Gao Y., Jian-Min Ch. Application of documentary in teaching genetics // Yi chuan. – 2012. – Vol. 34 (3). – Р 379–382. DOI: https://doi.org/10.3724/SP.J.1005.2012.00379
  21. Wang Ch., Lin Ch., Feng H. How to teach genetic drift // Hereditas (Beijing). – 2020. – № 12. – Р. 1211–1220. DOI: https://doi.org/10.16288/J.yczz.20-310
  22. Григорьева Ю. О., Захарова О. М., Сафина Н. Ю., Яманди Т. А., Есакова А. П., Акуленко Л. В. К вопросу о необходимости совершенствования преподавания медицинской генетики в медицинских высших учебных заведениях // Медицинская генетика. – 2020. – Т. 19, № 12. – С. 86–87. DOI: https://doi.org/10.25557/2073-7998.2020.12.86-87  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44576669
  23. Smith M., Wood W. Teaching Genetics: Past, Present, and Future // Genetics. – 2016. – Vol. 204 (1). – Р. 5–10. DOI: https://doi.org/10.1534/genetics.116.187138 
  24. Knippels M.-Ch., Waarlo A. J., Boersma K. T. Design criteria for learning and teaching genetics // Journal of Biological Education. – 2005. – Vol. 39 (3). – Р. 108–112. DOI: https://doi.org/10.1080/00219266.2005.9655976
  25. Лабутина М. В., Маскаева Т. А., Чегодаева Н. Д. Формирование познавательного интереса у старшеклассников при изучении основ генетики // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 4. – С. 30–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42322556
  26. Инге-Вечтомов С. Г., Бузовкина И. С. Система генетического образования. опыт санкт-петербургского университета // Письма в Вавиловский журнал. – 2016. – Т. 2, № 2. – С. 26–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42331443
  27. Gay S., Bishop M., Sutherland S. Teaching Genetics and Genomics for Social and Lay Professionals // Genomics and Society. – 2016. – P. 147–164. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-420195-8.00008-2 
  28. Суматохин С. В., Калинова Г. С. Биология: предметно-методическая подготовка учителей по сложным темам школьного курса // Биология в школе. – 2018. – № 4. – С. 24–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35598240.
  29. Буранов Э. Ш., Эмилбекова Д. А., Абдиллаева Ж. Ж. Методика изучения темы «Основы генетики» в разделе «Общая биология» в средних школах // Наука, новые технологии и инновации Казахстана. – 2019. – № 6. – С. 192–195. DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42496733
  30. Gupta P. Teaching genetics in India: Problems and possible solutions // Indian Journal of Genetics and Plant Breeding. – 2019. – Vol. 79. – Р. 326–339. DOI: https://doi.org/10.31742/IJGPB.79S.1.26 URL: https://www.isgpb.org/journal/index.php/IJGPB/article/view/3175
  31. Амирова Л. А., Седых Т. А., Суханова Н. В., Галикеева Г. Ф., Саттаров В. Н. Концептуализация генетического образования в эпоху глобализации // Век глобализации. – 2022. – № 2. – С. 114–125. DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2022.02.09  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49489026
  32. Голицына И. Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе // Высшее образование в России. – 2017. – № 5. – С. 113–117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29154965
  33. Амирова Л. А., Седых Т. А., Галикеева Г. Ф., Суханова Н. В., Саттаров В. Н. Смешанное обучение в общем и высшем образовании как инновационный инструмент развития // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 9. – С. 47–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49543607
Дата публикации 30.04.2023