Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 85–107
УДК: 
373.1+316.6+371

Определение условий повышения качества образования в сельских школах с низкими образовательными результатами

Гумерова Ф. Ф. 1 (Уфа, Россия), Амирова Л. А. 1 (Уфа, Россия), Калимуллина Г. И. 1 (Уфа, Россия), Мустаев А. Ф. 1 (Уфа, Россия), Гумерова О. В. 1 (Уфа, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы"
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема повышения качества образования в общеобразовательных организациях. Цель исследования – определение условий повышения качества образования в сельских школах с низкими образовательными результатами.
Методология. Методологическую основу исследования составили системный, личностно-деятельностный и средовый подходы, положения которых были конкретизированы в соответствии с контекстом исследования в концепциях персонализированного обучения, информационно-коммуникативной культуры, открытого образования, взаимодействия и сотрудничества регионального педагогического вуза с сельскими и малокомплектными школами. Методами исследования являются анализ научной литературы, сопоставление, конкретизация, синтез выводов и обобщение, эмпирические методы исследования, методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
Разработанная модель используется авторами как универсальная технология прогнозирования, планирования и решения проблемы познавательной неопределенности, она несет методологическую функцию и рассмотрена как универсальный вариант специально организованной деятельности по минимизации рисков при достижении желаемых высоких образовательных результатов в сельских общеобразовательных организациях.
Результаты. На основе анализа российских и зарубежных исследований обобщены тенденции и приоритетные направления повышения качества образования в образовательных организациях. Сделано обобщение представлений о моделировании педагогического процесса в системе образования. В ходе исследования выявлены условия функционирования универсального варианта модели повышения качества образования в сельских школах с низкими образовательными результатами как регионального управленческого инструмента.
На основе разработанной и апробированной модели повышения качества образования и полученных результатов предварительной комплексной диагностики для каждой образовательной организации отдельного региона авторами определяются наиболее характерные региональные риски на примере Республики Башкортостан.
Отмечается, что одним из действенных механизмов повышения качества образования в общеобразовательных организациях является деятельность, учитывающая специфику и рисковые профили конкретного региона.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что разработанная модель представляет собой концептуальную опору для построения процесса получения высоких образовательных результатов в сельских школах. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных округов Российской Федерации, образовательными организациями общего образования для повышения качества образования.

Ключевые слова: 

модель повышения качества образования; качество образования; мониторинг качества образования; сельские общеобразовательные организации; условия повышения качества образования; высокие образовательные результаты

Библиографическая ссылка:
Гумерова Ф. Ф., Амирова Л. А., Калимуллина Г. И., Мустаев А. Ф., Гумерова О. В. Определение условий повышения качества образования в сельских школах с низкими образовательными результатами // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 85–107. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.05
Список литературы: 
  1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 4. – С. 22–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24456201
  2. Лях Ю. А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 8–16. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10001 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35013621
  3. Саломов Ш. Н. Проблемы качество образования в педагогической теории и практик: анализ терминов «Качество образования» и «Качество профессионального образования» // Вестник педагогического университета. – 2020. – № 4. – С. 101–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46658926
  4. Шевченко Н. Н., Шевченко В. И. К вопросу об оценке качества современного образования  // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 5. – С. 27–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47697255
  5. Шкуратова А. П. Методология системного подхода в педагогике // Труды братского государственного университета. Естественные и инженерные науки. – 2014. – № 1. – С. 255–259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22029058
  6. Ягодкина О. К. Средовый подход к формированию воспитательной системы образовательного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17, № 4. – С. 118–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17736009
  7. Afzal Tajik M., Shamatov D., Fillipova L. Stakeholders’ perceptions of the quality of education in rural schools in Kazakhstan // Improving Schools. – 2021. – Vol. 25 (2). – P. 187–204. DOI: https://doi.org/10.1177/13654802211031088
  8. Altinyelken H. K., Hoeksma M. Improving educational quality through active learning: Perspectives from secondary school teachers in Malawi // Research in Comparative and International Education. – 2021. – Vol. 16 (2). – P. 117–139. DOI: https://doi.org/10.1177/1745499921992904
  9. Belkastro A. T. Rebalancing Quality Education in a Democratic Society // Creative education. – 2015. – Vol. 6 (4). – P. 428–439. DOI: https://doi.org/10.4236/ce.2015.64043
  10. Cui T., Kam C. C. S., Cheng E. H., Liu Q. Exploring the factors relating to academic resilience among students with socioeconomic disadvantages: Factors from individual, school, and family domains // Psychology in the Schools. – 2022. – Early View. DOI: https://doi.org/10.1002/pits.22824
  11. Davis E. A., Palincsar A. S. Engagement in high-leverage science teaching practices among novice elementary teachers // Science Education. – 2022. – Vol. 107 (2). – P. 291–332. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21766
  12. Garira E. A Proposed Unified Conceptual Framework for Quality of Education in Schools // SAGE Open. – 2020. – Vol. 10 (1). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244019899445
  13. Fedorchuk Yu. M., Gordashnikova O. Yu., Kuznetsov A. N. Development of efficiency assessment tools for education managers, and regional education development strategy as its basis // EDULEARN21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. – Spain, 2021. – P. 3085–3093. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.0659  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46488034
  14. Gupta N., Vrat P., Ojha R. Achieving Education Excellence Through Teacher-Student Duality: An Analysis of NIRF Scores //Metamorphosis: A Journal of Management Research. – 2020. – Vol.  19  (2). – P. 79–93.  DOI: https://doi.org/10.1177/09726225211007249
  15. Haulle E., Kabelege E. Relevance and Quality of Textbooks Used in Primary Education in Tanzania: A Case of Social Studies Textbooks // Contemporary Education Dialogue. – 2020. – Vol.  18  (1). – P. 12–28. DOI: https://doi.org/10.1177/0973184920962702
  16. Hou Yu., Morse R., Ince M., Chen H. J., Chiang K. L., Chan Yu. Is the Asian quality assurance system for higher education going glonacal? Assessing the impact of three types of program accreditation on Taiwanese universities // Research in higher education. – 2015. – Vol. 40 (1). – P.  83–105. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2013.818638
  17. Jong M., Chen G., Tam V., Hue M., Chen M. Design-Based Research on Teacher Facilitation in a Pedagogic Integration of Flipped Learning and Social Enquiry Learning // Sustainability. – 2022.  – Vol. 14 (2). – P. 996. DOI: https://doi.org/10.3390/su14020996
  18. Joseph S. The Politics of Education Reform: Practices That Militate Against Change in a Developing Country // International Journal of Educational Reform. – 2020. – Vol. 29 (4). – P. 371–384. DOI: https://doi.org/10.1177/1056787920917389
  19. Kurniady D. A., Susilana R., Widodo M., Halimi A. K. Managerial Performance in Developing School Climate to Improve School Quality // Journal of Education. – 2022. – Online First. DOI: https://doi.org/10.1177/00220574211016405
  20. Liu Sh.-Y., Tang M., Meng Zh.-R. Impact of quality assurance on higher education institutions: a literature review // Higher Education Evaluation and Development. – 2015. – Vol. 9 (2). – P. 17–34. DOI: https://doi.org/10.6197/HEED.2015.0902.02
  21. Mertanen K., Vainio S., Brunila K. Educating for the future? Mapping the emerging lines of precision education governance // Policy Futures in Education. – 2021. – Vol. 20 (6). – P. 731–744. DOI: https://doi.org/10.1177/14782103211049914
  22. Milinga J. R. Rethinking Gifted Education in Tanzania: Toward Its Development in the Country // Gifted Child Today. – 2021. – Vol. 44 (4). – P. 216–227. DOI: https://doi.org/10.1177/10762175211030534
  23. Molchanov S. V., Kirillov N. P., Molchanova V. S. Features of the law enforcement and regulation of the activities of education management bodies in the sphere of assessment of the quality of general education // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – 2019. – P. 60–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45566154
  24. Órdenes M., Treviño E., Escribano R., Carrasco D. Тeacher motivation in Chile: Motivational profiles and teaching quality in an incentive-based education system // Research in Education.  – 2022.  – Online First. DOI: https://doi.org/10.1177/00345237221090541
  25. Razinkina E., Pankova L., Pozdeeva E., Evseeva L., Tanova A. Education quality as a factor of modern student's social success // E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering (TPACEE 2019). – 2020. – Vol. 164. – P. 12008. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016412008 
  26. Sakız H., Çuhadar P., Çirkin Z. Quality of Education from a Social Justice and Capabilities Perspective: The Case of Turkey // International Journal of Educational Reform. – 2022. – Online First. DOI: https://doi.org/10.1177/10567879221121638
  27. Salal Ya. Kh., Abdullaev S. M. Monitoring of the education quality and implementing of individual learning: demonstration of approaches and educational data mining algorithms // Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. – 2020. – № 3 (213). – P. 112–122. DOI: https://doi.org/10.18522/2311-3103-2020-3-112-122 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44502753
  28. Saluja A. Education for social justice: A critique of national education policies of India // Policy Futures in Education. – 2022. – Vol. 21 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/14782103221089474
  29. Sohel-Uz-Zaman A. S. Md., Anjalin U. Introduction of total quality management in education: compatibility and problems // Open Journal of Social Sciences. – 2016. – Vol. 4 (11). – P. 207. DOI: https://doi.org/10.4236/jss.2016.411017    
  30. Sing M. N. Inroad of Digital Technology in Education: Age of Digital Classroom // Higher Education for the Future. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 20–30. DOI: https://doi.org/10.1177/2347631120980272
  31. Tumlovskaja J. Тhe influence of performance quality evaluation in general education schools on the recognition of the educational values // Power and Education.  – 2022. – Vol. 14 (2). – P. 102–112. DOI: https://doi.org/10.1177/17577438211062348
Дата публикации 28.02.2023