Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 77–98
УДК: 
373.24+37.018.1+316.4

Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде

Майер А. А. 1 (Москва, Россия), Лыкова И. А. 2 (Москва, Россия)
1 Институт изучения детства, семьи и воспитания
2 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен аналитический обзор исследований в области речевого развития ребенка и подходов к разработке методики развития речи в дошкольном детстве. Показано, что традиционные подходы к развитию речи не позволяют решать актуальные задачи развития личности ребенка посредством приобщения к традиционным ценностям в дошкольном детстве. На основании проведенного анализа выделены противоречия и обоснована проблема концептуального осмысления речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Цель статьи – поиск и обоснование теоретико-методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Методология. Методология исследования основана на позициях культурно-исторического подхода, раскрывающего механизмы развития ребенка в процессе овладения культурой; аксиологического и социокультурного подходов, определяющих содержание и направления развития ребенка в культуре; коммуникативного и диалогического подходов, раскрывающих принципы организации социального и педагогического взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Система методов и методика исследования включает как теоретические (анализ источников, терминологический анализ, кросс-культурный анализ программ речевого воспитания, научное моделирование), так и эмпирические (опросник, анализ педагогических практик) способы достижения поставленной цели. В качестве исследовательской методики выступает модифицированный авторами вариант методики О. С. Ушаковой, А. И. Лаврентьевой для изучения ценностно-смысловой стороны речи ребенка-дошкольника.
Результаты. Обоснована актуальность и необходимость разработки теоретических аспектов моделирования речевого воспитания как средства развития личности ребенка, что обусловлено ролью развития речи как реализации системы языка, средства коммуникации, личностного инструмента саморазвития человека.
Выявлены противоречия, обусловливающие необходимость и возможность решения проблемы исследования, которая связана с концептуальным осмыслением речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Авторы акцентируют ключевую роль языка в создании единого ценностно-смыслового пространства для консолидации российского общества и передаче от поколения к поколению социокультурного опыта. На этой основе авторы показывают взаимосвязь языка и речи, сопоставляя функции речи и целевые ориентиры воспитания будущего гражданина России. Это послужило источником для определения ключевых подходов – аксиологического, социокультурного и коммуникативного, положенных в основу моделирования речевого воспитания детей.
Определена сущность речевого воспитания, нацеленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Конкретизированы термины «речевое воспитание» и «речевое развитие». На этой основе сконструирована модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, формы взаимодействия (коммуникации), методы воспитания, система условий (социальных, деятельностных, предметно-пространственных), необходимых и достаточных для успешного решения воспитательных задач.
Предложена трехэтапная методика речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде. Описаны сущностные характеристики образовательной среды, необходимые для успешной реализации модели: аксиологичность, содержательная насыщенность, интегративность, системность, прогностичность.
Заключение. Концептуальное осмысление речевого воспитания, обоснование теоретико-методологических основ моделирования данного процесса позволяют организовать необходимые психолого-педагогические условия, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Речевое воспитание, организованное на основе представленной модели, становится интегрирующим звеном в обеспечении единства и взаимосвязи основных направлений образовательной деятельности в дошкольном образовании. Такая организация детской деятельности и общения со взрослым и сверстниками позволяет решать воспитательные задачи по приобщению детей к традиционным ценностям российского общества.

Ключевые слова: 

аксиологический подход; коммуникативный подход; социокультурный подход; речевое воспитание; развитие личности ребенка; образовательная среда.

Библиографическая ссылка:
Майер А. А., Лыкова И. А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 77–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.04
Список литературы: 
  1. Асриян О. К. Речевое воспитание: генезис понятия и его современное содержание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 54. – С. 297–301. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12534950 
  2. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. – 2014. – № 9. – C. 108–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22597082
  3. Буралова Р. А., Халидов А. И. К вопросу о «сбалансированном» национально-русском двуязычии и билингвизме // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 1–2. – С. 278. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32325990  
  4. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Народная сказка – окно в мир другой культуры // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 7. – С. 50–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30508981
  5. Левина Е. Ю., Стукалова О. В., Прокофьева Е. Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 3. – С. 8–18. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49100537 DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.001 
  6. Лыкова И. А., Борисова Д. А. Методы художественного воспитания в семье (диалогический подход к моделированию культурной среды) // Педагогика искусства. – 2022. – № 1. – С. 12–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48666691   
  7. Лыкова И. А., Майер А. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. 2022. – Т. 12, № 5. – С. 200–224. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623135
  8. Родина Н. М. Дошкольное образование в мультикультурном образовательном пространстве: отечественный и зарубежный опыт // Нижегородское образование. – 2022. – № 1. – С. 119–127. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48106051
  9. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24384531
  10. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23404373
  11. Baraldi C. Facilitating Children's Agency in the Interaction: Challenges for the Education System. – Palgrave MacMillan, 2022. – 260 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-09978-6
  12. Brodin J., Renblad K. Improvement of preschool children’s speech and language skills // Early Child Development and Care. – 2020. – Vol. 190 (14). – P. 2205–2213. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1564917  
  13. Eliyahu-Levi D., Ganz-Meishar M. The personal relationship between the kindergarten teacher and the parents as a mediator between cultures // International Journal of Early Years Education. – 2019. – Vol. 27 (2). – P. 184–199. DOI: https://doi.org/10.1080/09669760.2019.1607263 
  14. Harris J. R. Where Is the Child's Environment? A Group Socialization Theory of Development // Psychological Review. – 1995. – Vol. 102 (3). – Р. 458–489. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.102.3.458
  15. Hatton N., Smith D. Reflection in teacher education: Towards definition and implementation // Teaching and teacher education. – 1995. – Vol. 11 (1). – P. 33–49. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(94)00012-U
  16. Merzlikina I. V., Kozhevnikova V. V., Lykova I. A. Readiness Of Teachers To Dialogue In The Educational Environment: Problem Statement // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2018. – Vol. 46. – P. 409–418. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.48  
  17. Lykova I., Kozhevnikova V., Merzlikina I. The dialogue in contemporary educational environment: discovering values and meanings // The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EPSBS. – 2019. – Vol. 69. – P. 543–551. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.62   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41813841&pff=1
  18. Mayer A., Grishina G. Specific of Parent’s Attitude in Preschool Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2019. – Vol. 69. – P. 392–397. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2019.7.1
  19. Mikander P., Zilliacus H., Holm G. Intercultural education in transition: Nordic perspectives // Education Inquiry. – 2018. – Vol. 9 (1). – P. 40–56. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1433432
  20. Montanari S., Mayr R., Subrahmanyam K. Bilingual Speech Sound Development During the Preschool Years: The Role of Language Proficiency and Cross-Linguistic Relatedness // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. – 2018. – Vol. 61 (10). – P. 2467–2486. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_jslhr-s-17-0393
  21. Coad J., Harding S., Hambly H., Parker N., Morgan L., Marshall J., Roulstone S. Perspectives of preschool children in England with speech and language needs in the development of evidence-based activities // Child: Care, Health and Development. – 2020. – Vol. 46 (3). – P. 283–293. DOI: https://doi.org/10.1111/cch.12746
  22. Turunen T. A., Määttä K. What constitutes the pre-school curricula? Discourses of core curricula for pre-school education in Finland in 1972–2000 // European Early Childhood Education Research Journal. – 2012. – Vol. 20 (2). – P. 205–215. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2012.681135
  23. Undiyaundeye F. A., Basake J. A. Process of children’s learning and speech development in early years // International Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 4 (2). – P. 126–134. DOI: https://doi.org/10.20319/pijss.2018.42.126134 
Дата публикации 30.04.2023