Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 55–78
УДК: 
37.015.3+316.6+378

Стратегии поведения в конфликте и эмоциональная зрелость студентов педагогического вуза: определение взаимосвязей

Каримова В. Г. 1 (Екатеринбург, Россия), Валиев Р. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Максимова Л. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Минюрова С. А. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Рассмотрение стратегий поведения при коммуникации в сложных ситуациях с позиции выбора конструктивной стратегии поведения в конфликте может актуализировать проблему формирования компетенций по организации и выстраиванию партнерского межличностного взаимодействия. Большое значение в разрешении ситуаций конфликта в рамках эффективного взаимодействия, на наш взгляд, имеет эмоциональное состояние человека и сформированная эмоциональная зрелость. Цель исследования – выявление связей между выбором различных стратегий поведения в конфликте и эмоциональной зрелостью студентов – будущих педагогов.
Методология. В исследовании приняли участие 99 студентов 1 курса Уральский государственный педагогический университет. С целью выявления у респондентов ориентации на определенные формы поведения в ситуации конфликта был использован тест-опросник Томаса – Килменна. Для выявления уровня и структурных компонентов эмоциональной зрелости личности была использована методика диагностики эмоциональной зрелости личности (О. С. Кочарян, М. А. Пивень).
Результаты. Результаты исследования подтвердили наличие связи между часто выбираемыми стратегиями поведения в конфликте и компонентами эмоциональной зрелости будущих педагогов.
Результатом эмпирического исследования также является выделение трех профилей выраженности стратегий поведения в конфликтной ситуации: «Индивидуально-ориентированный» (высокий уровень выраженности стратегии «Соперничество» в конфликте и низкий уровень выраженности стратегии «Приспособления»), «Пассивно-адаптивный» (высокий уровень выраженности стратегий «Избегание» и «Приспособление» и низкий уровень выраженности стратегии «Соперничество»), «Ориентированный на взаимность» (высокий уровень выраженности стратегий «Компромисс» и «Сотрудничество» и низкий уровень выраженности стратегии «Соперничество»).
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в качестве материала для создания программ развития конструктивных способов межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: 

конфликт; стратегии поведения в конфликте; сложные ситуации взаимодействия; эмоциональный интеллект; эмоциональная зрелость; студенты; будущие педагоги.

Библиографическая ссылка:
Каримова В. Г., Валиев Р. А., Максимова Л. А., Минюрова С. А. Стратегии поведения в конфликте и эмоциональная зрелость студентов педагогического вуза: определение взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 55–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.03
Список литературы: 
  1. Антилогова Л. Н., Евтихов О. В. Конфликтная некомпентентность как фактор деструктивного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2021. – Т. 26, №  2. – С. 164–169. DOI: https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-2-164-169 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46558715
  2. Бянкина Л. В., Чумичев А. В. Исследование поведения в конфликтных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020.  – № 8. – С. 349–353. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p349-353 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44078166
  3. Кочарян А. С., Макаренко А. А., Чжао С. Особенности суверенности психологического пространства лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости // Перспективы науки и образования. – 2016. – № 1. – C. 35–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25914181
  4. Овсянникова М. В. Особенности эмоционально-личностной зрелости осужденных женского пола, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 4. – С. 94–99. DOI: https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.4(53).094-099 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44503302
  5. Панкратова И. А. Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и школа. – 2021. – № 4. – С. 232–242. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-4-232-242 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46614520
  6. Шабанова Т. Л., Тарабакина Л. В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 1. – С. 13. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32833349
  7. Шабанова Т. Л. Эмоциональная зрелость будущего профессионала как ценность современного высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 8. – C. 605–609. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26718824
  8. Abe K., Niwa M., Fujisaki K., Suzuki Y. Associations between emotional intelligence, empathy and personality in Japanese medical students // BMC Medical Education. – 2018. – Vol. 18. – P. 47. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1165-7
  9. Abdollahpour I., Nedjat S., Besharat M. A., Hosseini B., Salimi Y. Emotional Intelligence: A Comparison between Medical and Non-Medical Students // Iranian Journal of Public Health. – 2016. – Vol. 45 (2). – P. 214–222. URL: https://ijph.tums.ac.ir/index.php/ijph/article/view/6106
  10. Akos P., Leonard A. J., Bugno A. Federal work-study student perceptions of career readiness // The Career Development Quarterly. – 2021. – Vol. 69 (1). – P. 78–83. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12250
  11. Burger C. School Bullying Is Not a Conflict: The Interplay between Conflict Management Styles, Bullying Victimization and Psychological School Adjustment // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – Vol. 19 (18). – P. 11809. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph191811809
  12. Bhagat V., Haque M., Bin Abu Bakar Y. I., Husain R., Khairi C. M. Emotional maturity of medical students impacting their adult learning skills in a newly established public medical school at the east coast of Malaysian Peninsula // Advances in Medical Education and Practice. – 2016. – Vol.  7.  P. 575–584. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S117915
  13. Cinamon R. G. Navigating work and study: Antecedents and outcomes of conflict and facilitation aspects of the work-school interface // Journal of Vocational Behavior. – 2018. – Vol. 104. – P. 31–43. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2017.09.009
  14. Dulewicz C., Young M., Dulewicz V. The relevance of emotional intelligence for leadership performance // Journal of General Management. – 2017. – Vol. 30 (3). – P. 71–86. DOI: https://doi.org/10.1177/030630700503000305
  15. Dean D. G. Romanticism and Emotional Maturity: A Further Exploration // Social Forces. – Vol.  42 (3). – P. 298–303. DOI: https://doi.org/10.2307/2575532 URL: http://www.jstor.org/stable/2575532
  16. El Othman R., El Othman R., Hallit R., Obeid S., Hallit S. Personality traits, emotional intelligence, and decision-making styles in Lebanese universities medical students // BMC Psychology. – 2020.  – Vol. 8. – P. 46. DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-020-00406-4
  17. Franzoi I. G., D'Ovidio F., Costa G., d'Errico A., Granieri A. Self-Rated Health and Psychological Distress among Emerging Adults in Italy: A Comparison between Data on University Students, Young Workers and Working Students Collected through the 2005 and 2013 National Health Surveys // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol.  18  (12). – P. 6403. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18126403
  18. Gilar-Corbi R., Pozo-Rico T., Sanchez B., Castejon J. L. Can emotional competence be taught in higher education? A randomized experimental study of an emotional intelligence training program using a multimethodological approach // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – P. 1039. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01039
  19. Kilmann R. H., Thomas K. W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behavior: The “Mode” Instrument // Educational and Psychological Measurement. – 1977. – Vol.  37. – P. 309–325. URL: https://kilmanndiagnostics.com/wp-content/uploads/2018/07/Kilmann-Thomas-Validating-TKI.pdf
  20. Peng Y., Park Y., Su S., Ma J. Developing and Testing a Model of Dynamic Changes in Work-School Conflict and Workplace Deviance Over Time // Journal of Business and Psychology. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s10869-022-09841-z
  21. Raut A. V., Gupta S. S. Reflection and peer feedback for augmenting emotional intelligence among undergraduate students: A quasi-experimental study from a rural medical college in central India // Education for Health. – 2019. – Vol. 32 (1). – P. 3–10. DOI: https://doi.org/10.4103/efh.EfH_31_17
  22. Toriello H. V., Van de Ridder J. M. M., Brewer P., Mavis B., Allen R., Arvidson C., Kovar-Gough I., Novak E., O'Donnell J., Osuch J., Ulrich B. Emotional intelligence in undergraduate medical students: a scoping review // Advances in Health Sciences Education. – 2022. – Vol. 27 (1). – P.  167–187. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-021-10079-2
Дата публикации 31.12.2022