Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 111–136
УДК: 
101+316.3/.4+371+378

Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема цифровой трансформации современного общества и образования, существенно влияющей на результативность и эффективность когнитивного развития личности. Целью исследования стало выявление факторов, определяющих развитие когнитивных способностей в текущих условиях цифровизации процессов образования.
Методология. Методологию исследования составляют содержательный анализ и обобщение зарубежных и отечественных научно-исследовательских работ, рассматривающих проблемы информационного развития общества, оценивающих развитие системы образования в текущих условиях, определяющих специфику влияния цифрового контента на познавательные процессы.
Результаты. Авторами рассматриваются факторы и взаимосвязи когнитивного и эмоционального, мотивационного, языкового, креативного компонентов развития; определяется влияние метакогнитивных/системных навыков в текущих условиях цифровизации процессов образования. Отмечается, что важным фактором, определяющим развитие когнитивных способностей на более высоком уровне в условиях цифровизации процессов образования, называют создание адекватной образовательной среды, учитывающей психофизиологические характеристики возраста, способствующей повышению уровня мотивации и познавательной активности. Указывается, что цифровизация образовательных процессов существенно изменяет способы коммуникации и языковую среду. Показано, что современное мышление личности напрямую связано с языком информационного развития общества. При этом цифровизация образовательных процессов прежде всего обусловливает языковую трансформацию и формирование новых механизмов усвоения информации.
Отмечается также, что цифровизация образовательных процессов определяет необходимость формирования метакогнитивных способностей и универсальных компетенций, к которым относят в первую очередь системность мышления.
Заключение. Авторами на основе обобщения данных показаны основные факторы и взаимосвязи результативности и эффективности когнитивного развития в текущих условиях цифровизации процессов образования.

Ключевые слова: 

когнитивное развитие личности; интеллектуальный потенциал личности; когнитивные способности; метакогнитивные навыки личности; цифровизация процессов образования.

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 111–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.05
Список литературы: 
  1. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Marante C. A. A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change // Journal of Management Studies. 2021. – Vol. 58 (5). – P. 1159–1197. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/joms.12639  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/joms.12639
  2. Bećirović S., Dervić M. Students' perspectives of digital transformation of higher education in Bosnia and Herzegovina // The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/isd2.12243  URL:  https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/isd2.12243
  3. Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 40–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.03  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623127 
  4. Bough A., Martinez Sainz G. Digital learning experiences and spaces: Learning from the past to design better pedagogical and curricular futures // The Curriculum Journal. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.184  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/curj.184
  5. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Latuha O. A., Pushkarev Yu. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Prospects of the post-digital university: analysis of program documents in the field of education // Russian Journal of Regional Studies. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 698–720. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.120.030.202203.698-720  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49467874
  6. Balykbayev T., Bidaibekov E., Grinshkun V., Kurmangaliyeva N. The influence of interdisciplinary integration of information technologies on the effectiveness of it training of future teachers // Journal of Theoretical and Applied Information Technology. – 2022. – № 5. – P. 1265–1274. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48424171
  7. Гриншкун В. В., Заславская О. Ю. Уроки пандемии: новые стратегии и технологии обучения // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, № 3. – С. 5–11. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-3-5-11  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49326640 
  8. Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 92–110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392224  
  9. Ma M., Li M., Wang Q., Qiu A., Wang T. Online self-regulated learning and academic procrastination: A moderated mediation model // Psychology in the Schools. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22730  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22730
  10. Шакурова М. В., Пашкевич В. В., Аракелян А. Р., Тарлавский В. И. Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 90–112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623130  
  11. Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 99–125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057197 
  12. Iksanova R. M., Kireeva Z. R., Sattarov E. I., Sagitov S. T. Studying the practices of implementing a multilingual model of multicultural education in the Russian Federation // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 127–149. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057198  
  13. Жафяров А. Ж. Критерий для исследования зависимых и независимых выборок в области образования // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 69–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762161
  14. Mapar M., Bacelar-Nicolau P., Caeiro S. Sustainability Assessment Tools in Higher Education Institutions: Comprehensive Analysis of the Indicators and Outlook // The Wiley Handbook of Sustainability in Higher Education Learning and Teaching. – 2022. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781119852858.ch8  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781119852858.ch8
  15. Прудникова В. А., Фишман Л. И., Фишман И. С. Оценка квалификации педагога в контексте задачи его профессионального развития: анализ зарубежной теории и практики // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 113–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623131  
  16. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 92–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425111  
  17. Topping K. J., Douglas W., Robertson D., Ferguson N. Effectiveness of online and blended learning from schools: A systematic review // Review of Education. – 2022. – Vol. 10 (2). – P. e3353. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3353  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3353 
  18. O’Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 437–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211
  19. Marmolejo F. J., Groccia J. E. Reimagining and redesigning teaching and learning in the post-pandemic world // New Directions for Teaching and Learning. – 2022. – Vol. 2022 (169). – P. 21–37. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tl.20480   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tl.20480 
  20. Foster C., Burkhardt H., Schoenfeld A. Crisis-ready educational design: The case of mathematics // The Curriculum Journal. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.159   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/curj.159 
  21. Яманова Г. А., Антонова А. А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей // Профилактическая медицина. – 2022. – Т. 25, № 2. – С. 113–118. DOI: https://doi.org/10.17116/profmed202225021113 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48033411
  22. Сулейманова Р. Г., Джебраилова Т. Д., Рагимов Р. М. Показатели гемодинамики у студентов с разной личностной тревожностью при когнитивной деятельности // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6, № 3. – C. 26. DOI: https://doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_03_26 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49452101
  23. Тихонова Л. П., Попова С. И., Мироненко С. Н., Вахрамеев П. С., Питерцев М. Э. Исследование объективности оценивания образовательных достижений школьников на основе системы автоматизированного мониторинга и контроля // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 120–142. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425112  
  24. Qiao S., Yeung S. S., Zainuddin Z., Kit Ng D. T., Wah Chu S. K. Examining the effects of mixed and non-digital gamification on students' learning performance, cognitive engagement and course satisfaction // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13249   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13249
  25. Батенова Ю. В., Волчегорская Е. Ю., Ежова С. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 26–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425108  
  26. Chou Yu., Hu B. Y., Winsler A., Wu H., Greenburg J., Kong Z. Chinese preschool children’s physical fitness, motor competence, executive functioning, and receptive language, math, and science performance in Kindergarten // Children and Youth Services Review. – 2022. – Vol. 136. – P.  106397. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2022.106397 
  27. Yang J., Chen Z., Qiu G., Li X., Li C.,  Yang K., Chen Z., Gao L., Lu S. Exploring the relationship between children's facial emotion processing characteristics and speech communication ability using deep learning on eye tracking and speech performance measures // Computer Speech & Language Available. – 2022. – Vol. 28. – P. 101389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.csl.2022.101389
  28. Azatyan T. Y. Influence of developmental teaching methods on the regulation of nervous functions in children with intellectual disability and interhemispheric asymmetry of the brain // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 116–131. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762163
  29. Azatyan T. Y. Brain Interhemispheric Interaction in Children with Mental Disabilities with Spatial Orientation Dis-orders // Armenian Journal of Special Education Scientific Methodological Journal. – 2022. – Vol. 5 (1). – P. 103–113. DOI: https://doi.org/10.24234/se.v5i1
  30. Черенева Е. А., Стоянова И. Я. Патопсихологическая модель саморегуляции у детей с нарушением когнитивного здоровья // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 15, № 5. – С. 637–651. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0816 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48682690
  31. Новикова И. И., Романенко С. П., Лобкис М. А., Гавриш С. М., Семенихина М. В., Сорокина А. В., Шевкун И. Г. Оценка факторов риска избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста для разработки действенных программ профилактики // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 132–148. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.07  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762164  
  32. Савченков А. В., Уварина Н. В., Гнатышина Е. А. Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 46–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425109
  33. Qiao S., Yeung S. S., Zainuddin Z., Kit Ng D. T., Wah Chu S. K. Examining the effects of mixed and non-digital gamification on students' learning performance, cognitive engagement and course satisfaction // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13249   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13249
  34. Qiao S., Wah Chu S. K., Shen X., Yeung S. S. The impact of an online gamified approach embedded with self-regulated learning support on students' reading performance and intrinsic motivation: A randomized controlled trial // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12684   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12684 
  35. Danek J. Philosophical and societal elements of human upbringing // XLinguae. –2019. – Vol. 12 (4). – P. 66–76. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.06  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42254245
  36. Пеша А. В. Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 143–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.07  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425113 
  37. Трофимов В. М. Точные инструменты мышления и влияние компьютерных наук в профессиональной деятельности // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 72–89. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623129
  38. Cui Y., Zhao G., Zhang D. Improving students' inquiry learning in web-based environments by providing structure: Does the teacher matter or platform matter? // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (4). – P. 1049–1068. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13184   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13184
  39. Елисеева А. В., Стрельчук Е. Н. Взаимосвязь восприятия и усвоения аудиоинформации в зависимости от способов фиксации письма в эпоху цифровизации // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 163–182. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425114  
  40. Turner K. H., Stevens E. Y., Paciga K., O'Byrne W. I. Co-constructing meaning: Parents and children navigating digital literacies together // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2022. – Vol. 66 (3). DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jaal.1264  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jaal.1264
  41. Weninger C. Skill versus Social Practice? Some Challenges in Teaching Digital Literacy in the University Classroom // TESOL Quarterly. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesq.3134   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tesq.3134 
  42. Detlor B., Julien H., La Rose T., Serenko A. Community-led digital literacy training: Toward a conceptual framework // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/asi.24639   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/asi.24639 
  43. Литвинов С. В. Технологии когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 8. – С. 10–16. DOI: https://doi.org/10.25726/k5151-9170-7289-x URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49778932 
  44. Toro E., Kisi A. Digital literacy, a necessary skill for training language teachers in Albania // XLiguae. – 2022. – Vol. 15 (4). – P. 3–17. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2022.15.04.01
  45. Haskova A., Havettova R., Vogelova Z. Learning to teach and learn (not only foreign languages) during the coronavirus pandemics // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 3–16. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45881024
  46. Niu L., Wang X., Wallace M. P., Pang H., Xu Y. Digital learning of English as a foreign language among university students: How are approaches to learning linked to digital competence and technostress? // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12679   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12679
  47. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В., Дедова О. В., Гузова А. В. Исследование возможностей применения иммерсивного опыта изучения иностранного (английского) языка в мирах виртуальной реальности детьми с ограниченными возможностями здоровья // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 183–202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.09  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425115  
  48. Packer R., Abbinett E., Morris E. ‘Be prepared and give it a go!’ Transitions into further education for learners with additional learning needs // British Journal of Special Education. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-8578.12409   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8578.12409 
  49. Карапетян С. Г., Киракосян А. А. Проблема семантической дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 150–163. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057199  
  50. Gu X., Ritter S. M., Delfmann L. R., Dijksterhuis A. Stimulating Creativity: Examining the Effectiveness of Four Cognitive-based Creativity Training Techniques // The Journal of Creative Behavior. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jocb.531   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jocb.531 
  51. Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425107 
  52. Bhati H. The Importance of Soft Skills in the Workplace // International Journal of Humanities and Social Science. – 2022. – Vol. 9 (2). – P. 21–33. DOI: https://doi.org/10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104 
  53. Savage A. J., McNamara P. W., Moncrieff T. W., O'Reilly G. M. E-learning in emergency medicine: A systematic review // Emergency Medicine Australasia. – 2022. – Vol. 34 (3). – P. 322–332. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1742-6723.13936   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1742-6723.13936 
  54. Guo Y., Liu H., Hao A., Liu S., Zhang X., Liu H. Blended learning model via small private online course improves active learning and academic performance of embryology // Clinical Anatomy. – 2022. – Vol. 35 (2). – P. 211–221. DOI: https://doi.org/10.1002/ca.23818
  55. Kuna P., Hašková A., Hodál P. Tailor-made training for industrial sector employees // Sustainability. – 2022. – Vol. 14 (4). DOI: https://doi.org/10.3390/su14042104  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48850943
  56. Stephens M. L., Lowney J., Ybarra C. M., Stephens S. Adult learning facilitators in any setting, instructional designers’ roles as the adult learner and educator, and their perceived knowledge construction when preparing graduate faculty for teaching online: An interpretive study // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. – 2022. – Vol. 34 (1). – P. 3–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/nha3.20319   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/nha3.20319 
  57. Stolz R. C., Blackmon A. T., Engerman K., Tong L., McKaylea C. A. Poised for creativity: Benefits of exposing undergraduate students to creative problem-solving to moderate change in creative self-efficacy and academic achievement // Journal of Creativity. – 2022. – Vol. 32 (2). – P. 100024. DOI: https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2022.100024
  58. Liu B., Xing W., Zeng Y., Wu Y. Linking cognitive processes and learning outcomes: The influence of cognitive presence on learning performance in MOOCs // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13193   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13193 
  59. May R. J., Tyndall I., McTiernan A., Roderique-Davies G., McLoughlin S. The impact of the SMART program on cognitive and academic skills: A systematic review and meta-analysis // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13192   URL:  https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13192 
  60. Демшина Н. В., Мосунова Л. А. Исследование эффективности онлайн-обучения в дополнительном образовании // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2021. – № 11. – С. 17–24. DOI: https://doi.org/10.36535/0548-0019-2021-11-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47564707
  61. Бекарева С. В., Гетманова А. В., Иванова А. И. Эффективность интерактивного метода обучения инвестированию: выявление факторов, влияющих на доходность портфеля начинающего инвестора // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 137–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623132  
  62. Сакулин С. А., Алфимцев А. Н., Недашковский В. М., Кальгин Ю. А. Повышение эффективности поиска информации в интернете на основе формирования метакогнитивной стратегии // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2022. – Т. 19, № 1. – С. 26–36. DOI: https://doi.org/10.14489/vkit.2022.01.pp.026-036 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48029853
  63. Перикова Е. И., Бызова В. М. Факторная структура русскоязычной версии опросника "метакогнитивная включенность в деятельность" // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18, № 2. – С. 116–126. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180213 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49193674
  64. Денисова Е. Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения "метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности" // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 6–24. DOI: https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49418900
  65. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=49623125  
  66. Мельникова М. Л., Чикова О. А., Максимова Л. А. Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2022. – № 2. – С. 55–63. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-55-63 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48879225
  67. Акопова М. А. Исследование влияния метакогнитивных процессов на изменение успеваемости студентов-педагогов по психологическим дисциплинам // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 22–38. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623126  
Дата публикации 31.12.2022