Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 6, С. 212–226
УДК: 
612.821+159.91+378

Психофизиологические механизмы коррекции поведения человека для обеспечения его биосоциальной безопасности

Попова Т. В. 1 (Челябинск, Россия), Волошина И. А. 1 (Челябинск, Россия), Коурова О. Г. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема биосоциальной коррекции психоэмоционального статуса и поведения человека с высоким уровнем нервно-психического напряжения. Цель статьи – выявить психофизиологические критерии функциональных состояний человека и научно обосновать авторский метод психофизиологической коррекции для обеспечения его биосоциальной безопасности.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования выступают психофизиологический подход и основные принципы психофизиологии. Психофизиологические обследования включали электроэнцефалографию, компьютерное тестирование психомоторных реакций разной сложности (Д. А. Марокко), самооценку показателей активности, самочувствия и настроения (тест САН, В. А. Доскин), личностной и ситуационной тревожности (Ч. Д. Спилбергер), а также показателей вариабельности структуры сердечного ритма (Р. М. Баевский). Обследовали студентов и аспирантов университета мужского пола в возрасте от 18 до 28 лет (средний возраст 24±3 года, всего 37 человек), составивших 2 группы: 1 – лица, регулярно занимающиеся психофизической саморегуляцией; 2 – контрольная группа, состоящая из лиц, не занимающихся психофизической саморегуляцией. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью компьютерного пакета прикладных программ Statistica 10.0 и SPSS.
Результаты. В статье представлены теоретический обзор и данные экспериментального исследования, направленные на выявление биосоциальных причин неадекватных реакций лиц с высоким уровнем нервно-психического напряжения, показаны методы биосоциальной коррекции психоэмоционального статуса и поведения человека. Основные результаты заключаются в том, что выявлена оптимизация функционального состояния адаптированности после регулярных занятий по теории и практике технологий саморегуляции, в том числе релаксации. Авторы обобщили актуальные показатели психофизиологического статуса и обосновали эффективность курса коррекционных занятий для восстановления оптимального нейропсихического статуса, необходимого для биосоциальной безопасности человека.
Заключение. В заключении делается вывод о том, что для обеспечения биосоциальной безопасности человека необходимо обучить его методам психофизической саморегуляции с целью нормализации психофизического состояния, снижения уровня нервно-психического напряжения, а следовательно, и рисков неадаптивного поведения, что особенно важно в молодом возрасте.

Ключевые слова: 

психоэмоциональное напряжение; релаксация; студенты; тревожность; коррекция состояния; биосоциальная безопасность.

Библиографическая ссылка:
Попова Т. В., Волошина И. А., Коурова О. Г. Психофизиологические механизмы коррекции поведения человека для обеспечения его биосоциальной безопасности // Science for Education Today. – 2022. – № 6. – С. 212–226. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.09
Список литературы: 
  1. Provenzano S., Santangelo O. E., Firenze A. Factors associated with the anxious symptomatology in a sample of university students // Minerva Psichiatrica. – 2018. – Vol. 59 (4). – Р. 165–170. DOI: https://doi.org/10.23736/S0391-1772.18.01975-1  
  2. Lewig K., Xanthopoulou D., Bakker A. B., Dollard M., Metzer J. Burnout and connectivity among Australian volunteers: test work requires a resource model // Journal of Professional Behavior. – 2007. – Vol. 71. – Р. 429–445. DOI: https://doi.org/10.1016/J.JVB.2007.07.003
  3. Bertie L. A., Sicouri G., Hudson J. L. 5.12 - Anxiety disorders in children and adolescents // Comprehensive clinical psychology (second edition). – 2022. – Vol. 5. – P. 217–232. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00040-6  
  4. Ventouris A., Panourgia C., Hodge S. Teachers ‘perceptions of the impact of technology on children and young people’s emotions and behaviors // International Journal of Educational Research Open. – 2021. – Vol. 2. – P. 100081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100081     
  5. Viana A. G., Trent E. S., Conroy H. E., Raines E. M. Outcome findings and issues in psychotherapy with children and adolescents: internalizing disorders // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 5. – P. 25–47. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00046-7    
  6. Mousley S. The oasis project, exploring the concept of reducing anxiety and stress in a hospital setting // Complementary Therapies in Clinical Practice. – 2015. – Vol. 21. – Р. 173–180. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ctcp.2015.06.001
  7. Аванесян К. А., Боровская М. А., Рыжова В. С., Кирик В. А., Егорова А. Г., Бермус В. А.  Можно ли улучшить успеваемость школьников из беднейших семей, инвестируя в их некогнитивные навыки? Каузальный анализ методом сопоставления мер склонности // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 13–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48162606
  8. Garner P. W. Emotional competence and its influences on teaching and learning // Education Psychology Review. – 2010. – Vol. 22. – Р. 297–321. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-010-9129-4
  9. Zhou K. Non‐Cognitive Skills: Potential Candidates for Global Measurement // European Journal of Education. – 2017.– Vol. 52 (4). – Р. 487–497. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12241 
  10. Frenzel A. C., Becker-Kurz B., Pekrun R., Goetz T., Lüdtke O. Emotion transmission in the classroom revisited: A reciprocal effects model of teacher and student enjoyment // Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 110 (5). – Р. 628–639. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000228  
  11. Spielberger C. D. Cross-cultural assessment of emotional states and personality traits // European Psychologist. – 2006. – Vol. 11 (4). – Р. 297–303. DOI: https://doi.org/10.1027/1016-9040.11.4.297   
  12. Баевский P. M., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика.  – 2001. –№ 3. – С. 108–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25990135
  13. Журавлев Б. В. Сравнительный нейрофизиологический анализ подкрепления и полезного приспособительного результата: логика и факты // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. – 2012. – T. 20, № 2. – С. 61–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17881738
  14. Батенова Ю. В., Волчегорская Е. Ю., Ежова С. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников // Science for Education Today. –2022. –Т. 12, № 4. – С.  26–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425108
  15. Guillot G. Le stress dans notre societe // Annales de Cardiologie et d'Angéiologie. – 2002. – Vol.  51  (2). – P. 104–108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0003-3928(02)00075-6 
  16. Умняшова И. Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. – 2019. – № 3. – С. 94–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42550786   
  17. Sharifian N., Sol K., Zahodne L. B., Antonucci T. С. 7.04 - Social relationships and adaptation in later life // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 7. – P. 52–72. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00016-9  
  18. Clérico J., Ilyasov D. F., Cherepov E. A., Sevryukova A. A., Selivanova E. A., Nikolov N. O. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress // Human Sport Medicine. – 2019. – Vol. 19 (3). – P. 57–65. DOI: DOI: https://doi.org/10.14529/hsm190307 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40924214
  19. Liu P., Zhou S., Cui L., Cai D., Li D. Why does one want to feel socially engaging emotions? The role of self-transcendence values on desired emotions among adolescents // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol. 185. – P. 111257. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111257
  20. Тandler N., Кirkcaldy B., Рetersen L.-E., Аthanasou J. Is there a role for mindfulness and self-compassion in reducing stress in the teaching profession?// Minerva Psichiatrica. – 2019. – Vol.  60  (1). – Р. 51–59. DOI: https://doi.org/10.23736/S0391-1772.19.01998-8
Дата публикации 31.12.2022