Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 7–24
УДК: 
371.212.22+159.928+316.6

Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками [in English]

Щербинина О. С. 1 (Кострома, Россия), Грушецкая И. Н. 1 (Кострома, Россия), Захарова Ж. А. 1 (Кострома, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема адекватной социализации одаренных детей. Цель статьи – выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное решение социально-культурных задач социализации одаренными подростками.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали экзистенциальный подход и его идеи. Для получения фактических данных применялись методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и анкета «Изучение активности ребенка по отношению к школьной и внешкольной деятельности» (В. С. Юркевич). Выборка исследования включала 42 подростка-участника образовательных смен ОЦ «Сириус» (г. Сочи) и 42 подростка-воспитанника ГБНОУ «Академия талантов» (г. Санкт-Петербург).
Результаты. В статье представлены теоретический обзор и результаты изучения особенностей и трудностей решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками. На основании полученных данных выявлены психолого-педагогические условия эффективного решения данного блока задач социализации.
Исследование продемонстрировало различия в восприятии педагогами и родителями терминальных ценностей их детей и реальной иерархией данного списка ценностей у одаренных подростков, что свидетельствует о необходимости и значимости работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в области одаренности, особенностей развития одаренных подростков и рекомендаций по взаимодействию с одаренными подростками. Результаты исследования показали специфику самовосприятия и самоотношения одаренных подростков: критичное отношение к собственным результатам; ответственное отношение большинства респондентов к учебе (даже по «нелюбимым» областям знания); предпочтение проблемных, неоднозначных задач; избегание многими одаренными подростками роли организатора мероприятий; увлеченность одаренных подростков чтением и творческими видами деятельности.
Заключение. На основании полученных данных и педагогического опыта работы авторами сформулированы психолого-педагогические условия, которые обеспечат повышение эффективности решения блока социально-культурных задач социализации одаренными подростками.

Ключевые слова: 

одаренный ребенок; одаренные подростки; проблемы социализации; социокультурные задачи; ценности; школьная деятельность; внеклассная деятельность.

Библиографическая ссылка:
Щербинина О. С., Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А. Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.01
Список литературы: 
  1. Богоявленская Д. Б., Артеменков С. Л., Жукова Е. С. Лонгитюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 122–137. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140309   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47196293
  2. Casino-García A. M., Llopis-Bueno M. J., Llinares-Insa L. I. Emotional Intelligence Profiles and Self-Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18 (3). – P. 1006. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031006
  3. González-Cabrera J., Tourón J., Ortega-Barón J., Montiel I., Machimbarrena J. M. Are Gifted Students More Victimized than Nongifted Students? A Comparison in Prevalence and Relation to Psychological Variables in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. – 2023. – Vol. 43 (1). – P. 90–109. DOI: https://doi.org/10.1177/02724316211058065  
  4. Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А., Щербинина О. С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. 27–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165981  
  5. Ismail M. J., Anuar A. F., Yusuf R. Exploring Giftedness: Traits of Cognitive and Practical Skills of a Gifted Child // International Journal of Education, Psychology and Counseling. – 2020. – Vol. 5 (34). – P. 189–196. DOI: http://dx.doi.org/10.35631/IJEPC.5340015
  6. Хазова С. А., Смирнов В. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 5. – С. 39–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32728541
  7. Lee L. E., Meyer M. S., Crutchfield K. Gifted Classroom Environments and the Creative Process: A Systematic Review // Journal for the Education of the Gifted. – 2021. – Vol. 44 (2). – P. 107–148. DOI: https://doi.org/10.1177/01623532211001450
  8. Леутина А. Л. Рефлексия социальных норм как условие успешной социализации детей с высоким креативным потенциалом // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 26–38. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-26-38 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23603060
  9. Matheis S., Keller L. K., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers’ beliefs about student characteristics in Australia // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2020. – Vol. 48 (2). – P. 213–232. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029
  10. Meyer M. S., Plucker J. A. What’s in a name? Rethinking «gifted» to promote equity and excellence // Gifted Education International. – 2022. – Vol. 38 (3). – P. 366–372. DOI: https://doi.org/10.1177/02614294211038988
  11. Ogurlu U. Are Gifted Students Perfectionistic? A Meta-Analysis // Journal for the education of the gifted. – 2020. – Vol. 43 (3). – P. 227–251. DOI: https://doi.org/10.1177/0162353220933006
  12. Preckel F., Golle J., Grabner R., Jarvin L., Kozbelt A., Müllensiefen D., Olszewski-Kubilius P., Schneider W., Subotnik R., Vock M., Worrell F. C. Talent Development in Achievement Domains: A Psychological Framework for Within- and Cross-Domain Research // Perspectives on Psychological Science. – 2020. – Vol. 15 (3). – P. 691–722. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691619895030
  13. Савенков А. И. Представления о детской одарённости, как психическом явлении в современной образовательной практике // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2019. – № 6. – С. 6–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38592503
  14. Щебланова Е. И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 1. – С. 26–29. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542288
  15. Щербинина О. С. Самоотношение одаренных детей как психолого-педагогическая проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 4. – С. 188–196. DOI: https://doi.org/10.52452/18115942_2021_4_188  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47844338  
  16. Щербинина О. С.Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – 228 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47555286.
  17. Sureda Garcia I., López Penádes R., Rodríguez Rodríguez R., Sureda Negre J. Cyberbullying and Internet Addiction in Gifted and Nongifted Teenagers // Gifted Child Quarterly. – 2020. – Vol. 64 (3). – P. 192–203. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986220919338
  18. Tercan H., Bıçakçı M. Y. Exploring the link between Turkish gifted children’s perceptions of the gifted label and emotional intelligence competencies // Scientific Reports. – 2022. – Vol. 12. – P. 13742. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-022-17966-7
  19. Thomas M. S. C. A neurocomputational model of developmental trajectories of gifted children under a polygenic model: when are gifted children held back by poor environments? // Intelligence. – 2018. – Vol. 69. – P. 200–212. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2018.06.008
  20. Tordjman S. Focus on Difficulties Encountered by Gifted Children // Archives de pédiatrie. – 2007. – Vol. 14 (6). – P. 685–687. DOI: https://doi.org/10.1016/j.arcped.2007.02.082
  21. Юркевич В. С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 6. – С. 128–138. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260610  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47455541
  22. Zaboski B. A., Kranzler J. H., Gage N. A. Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-horn-Carroll theory // Journal of School Psychology. – 2018. – Vol. 71. – P. 42–56. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.10.001
Дата публикации 30.04.2023