Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 57–75
УДК: 
37.03+159.9

Исследование влияния современных образовательных технологий на формирование когнитивной компетентности обучающихся

Новикова А. А. 1 (Тобольск, Россия)
1 Тобольский индустриальный институт, филиал ТИУ в г. Тобольске
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования когнитивной компетентности обучающихся в современных условиях, связанная с выявлением ее структурных компонентов и определением факторов развития. Цель исследования – выявление уровня развитости когнитивной компетентности обучающихся и определение продуктивных педагогических технологий, способствующих ее формированию в образовательном пространстве.
Методология. Методами исследования являются анализ научной литературы, метод обобщения и компаративного анализа, метод ранговой корреляции. В исследовании приняли участие 93 обучающихся школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов г. Тобольска в возрасте от 15 до 24 лет. В диагностической части исследования в качестве методов применялись социально-психологические тесты и опросники, разработанные Е. Е. Туник, Т. Д. Дубовицкой, А. В. Карпова, А. В. Пашкевича, О. В. Гордеевой. Структурные компоненты когнитивной компетентности измерялись посредством социально-психологических шкал: 6 субтеста Р. Амтхауэра, шкалы концептуального мышления и др., а также посредством оценки экспертов-преподавателей уровня сформированности компонентов учебно-познавательных компетенций обучающихся. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.
Результаты. В результате исследования были выявлены ключевые структурные компоненты когнитивной компетентности: аналитическое и концептуальное мышление, информационная, мотивационная, учебно-познавательная компетенции, личностно-субъектные качества обучающихся (любознательность, независимость суждений, находчивость, креативность, рефлексия, самоконтроль, ответственность).
В ходе исследования выявлено, что ведущими педагогическими средствами, влияющими на повышение интереса к учению, усвоение знаний и самостоятельность познавательной деятельности, выступают иммерсивные и инновационные педагогические технологии, а также обоснована эффективность использования традиционных образовательных форм в учебном процессе, являющихся условием формирования базовых компонентов когнитивной компетентности, связанных с формированием концептуального и аналитического мышления. Невысокие показатели академической мотивации оказывают влияние на уровень сформированности когнитивной компетентности обучающихся в целом.
Заключение. В рамках компетентностного подхода формирование когнитивной компетентности является базой для развития ключевых компетенций обучающихся в современном образовательном пространстве разного уровня. С целью мониторинга развития когнитивной компетентности обучающихся целесообразно выделить ее структурные компоненты и определить диагностический инструментарий их измерений. На основе исследования корреляции применяемых образовательных технологий со структурными компонентами когнитивных компетенций обучающихся необходимо выделять наиболее продуктивные образовательные средства их формирования.

Ключевые слова: 

когнитивная компетентность; факторы формирования когнитивной компетентности; педагогические технологии.

Библиографическая ссылка:
Новикова А. А. Исследование влияния современных образовательных технологий на формирование когнитивной компетентности обучающихся // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 57–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.03
Список литературы: 
  1. Акопова М. А. Исследование влияния метакогнитивных процессов на изменение успеваемости студентов-педагогов по психологическим дисциплинам // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 22–38. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623126
  2. Батаева Е. В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 4. – С. 36–59. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-36-59 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37422323
  3. Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 92–110. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48392224
  4. Васецкая Н. О. Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики // Мир новой экономики. – 2020. – № 1. – С. 101–107. DOI: https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42691066
  5. Горкальцева Е. Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 1134–1137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18824305
  6. Гриншкун В. В., Заславская О. Ю. Уроки пандемии: новые стратегии и технологии обучения // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, № 3. – С. 5–11. – DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-3-5-11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49326640
  7. Дудко В. Д. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 2. – С. 63–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13921874
  8. Лемешова Е. В. Формирование у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных технологий обучения в вузе // Вестник Брянcкого государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 48–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23396212
  9. Некрасов В. П. О формировании и диагностике когнитивных компетенций студентов высшей школы // Ярославский педагогический Вестник. – 2016. – № 1. – С. 27–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25897774
  10. Новикова А. А., Мехришвили Л. Л. Средства развития социальной компетентности обучающихся в высшей школе на современном этапе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2022. – № 5. – С. 54–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49868557
  11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 111–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50026299
  12. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47447640
  13. Федотова О. Е. Развитие когнитивного компонента социальной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 128–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44197059
  14. Чуракова А. В. Значение когнитивного компонента при формировании универсальных компетенций будущих педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4. – С. 73–80. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.010 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49601468

15. Charters M., Murphy C. Taking art school online in response to COVID 19: From rapid response to realising potential // International Journal of Art and Design Education. – 2021. – Vol. 40 (4). – P. 723–735. DOI: https://doi.org/10.1111/jade.12384 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jade.12384

16. Chi M. T. H, Adams J., Bogusch E. B., Bruchok C., Kang S., Lancaster M., Levy R., Li N., McEldoon K. L., Stump G. S., Wylie R., Xu D., Yaghmourian D. L. Translating the ICAP Theory of Cognitive Engagement Into Practice // Cognitive Science A Multidisciplinary Journal. – 2018. – Vol. 42 (6). – P. 1777–1832. DOI: https://doi.org/10.1111/cogs.12626 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29954048/

17. Chi M. T., Wylie R. The ICAP framework: Linking cognitive engagement to active learning outcomes // Educational psychologist. – 2014. – Vol. 49 (4). – P. 219–243. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2014.965823 URL: https://education.asu.edu/sites/default/files/lcl/chiwylie2014icap_2.pdf

18. Clement E. Successful Solution Discovery and Cognitive Flexibility // Cognitive Flexibility: The Cornerstone of Learning. – 2022. – P. 113–142.  ISBN: 9781119902737 DOI: https://doi.org/10.1002/9781119902737.ch5 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/9781119902737.ch5

19. Hogenova A. Uncertainty in education // Philosophy of Education. – 2022. – Vol. 22 (2). – P. 71–81. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20220205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48967964

20. Liu B., Xing W., Zeng Y., Wu Y. Linking cognitive processes and learning outcomes: The influence of cognitive presence on learning performance in MOOCs // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (5). – P. 1459–1477. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13193

21. May R. J., Tyndall I., McTiernan A., Roderique-Davies G., McLoughlin S. The impact of the SMART program on cognitive and academic skills: A systematic review and meta-analysis // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (5). – P. 1244–1261. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13192 

22.         Pennequin V. Metacognition and Flexibility: What are the Theoretical Links and What Links have been Observed? // Cognitive Flexibility: The Cornerstone of Learninghed. – 2022. – P. 53–76. ISBN: 9781119902737 DOI: https://doi.org/10.1002/9781119902737.ch3 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781119902737.ch3

23. Sun R. C. F., Hui E. K. P. Cognitive Competence as a Positive Youth Development Construct: A Conceptual Review // The Scientific World Journal. – 2012. – Vol. 2012. – P. 210953. DOI: https://doi.org/10.1100/2012/210953 URL: https://www.hindawi.com/journals/tswj/2012/210953/

24. Sitnikova M. A., Malykh S. B. Functional Near-Infrared Spectroscopy Applications in Developmental Cognitive Neuroscience // Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatelnosti Imeni I.P. Pavlova. – 2021. – Vol. 71 (4). – P. 485–499. DOI: https://doi.org/10.31857/S0044467721040092 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322156  (In Russian)

25.         Kassymova M. R., Arpentieva B. M. Triyono B. M., Sangilbayev O. S., Kenzhaliyev B. K. Science, education & cognitive competence based on e-learning // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2019. – No. 1. – P. 269–279. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.31  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42367670

26. Siegel S. T., Biesta G. The problem of educational theory // Teoria de la Educacion. – 2022. – Vol. 34 (1). – P. 33–48. DOI: https://doi.org/10.14201/TERI.27157 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47511976

27.         Terzieva Т., Rahneva O., Dilyanov V. Pedagogical strategies for development of cognitive skills in a digital environment // Journal of Differential Equations and Applications. – 2021. – Vol. 20 (2). – P. 251–261. DOI: https://doi.org/10.12732/ijdea.v20i2.11 

28.         Terzieva Т. Development of Cognitive Skills through Computer Educational Games, Pedagogy // Bulgarian Journal of Educational Research and Practice. – 2021. – Vol. 93. – P. 879–888. ISSN: 1314–8540. DOI: https://doi.org/10.53656/ped2021-7.01

Дата публикации 30.04.2023