Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 101–124
УДК: 
550.8.012+316.444+159.9.019.3

Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности

Третьякова В. С. 1 (Екатеринбург, Россия), Кайгородова А. Е. 1 (Екатеринбург, Россия), Шаров А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Зеер Э. Ф. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема обеспечения персонификации личности в условиях подготовки к профессиональной деятельности. Цель – выявить основные структурные компоненты персонификации и определить их роль в преобразовании внутренней структуры личности, детерминирующей социальную и профессиональную успешность субъекта деятельности.
Методология. Методологической основой исследования стали концепция персонализации В. А. Петровского и концепция персонификации А. Б. Орлова, а также теории психологической науки, в которых личность рассматривается как активный субъект, способный к самоопределению и самосовершенствованию. В качестве основных подходов научного анализа выступили субъектно-деятельностный и системный подходы. Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, авторская интерпретация основных положений концепций персонализации и персонификации, методы проектирования, моделирования, конкретизации и классификации, обобщения и прогностики.
Результаты. Исходя из глубинной сущности и психологической природы персонификации, авторы выявили три базовых смыслообразующих компонента – составляющих этого феномена и обосновали содержание каждого из них. Установлено, что выявленные компоненты персонификации обеспечивают формирование таких психологических новообразований – свойств личности, которые определяют полноценное функционирование личности и ее профессиональную и личностную самоэффективность как субъекта деятельности. Выявлены взаимосвязи между компонентами персонификации и характеристиками личности, обеспечивающими ее полноценное функционирование. В результате исследования построена матрица субъекта персонификации, которая комплексно отражает интегральные способности личности, обеспечивающие социальную и профессиональную успешность субъекта деятельности.
Заключение. Персонификация как интегральная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивает устойчивость субъектности, индивидуальности и идентичности личности – психологических новообразований, которые позволяют рассматривать этот феномен как внутреннюю ведущую деятельность в становлении социальной зрелости путем актуализация личностного потенциала и сверхнормативной социально-профессиональной активности субъекта. В условиях подготовки к профессиональной деятельности в новом персонализированном формате образования, где главной движущей силой является личность обучающегося, важно формировать у нее такие свойства, которые обеспечат профессиональную и личностную продуктивность субъекта деятельности. Именно персонификация личности является важнейшим предиктором социально-профессиональной успешности субъекта деятельности в условиях профессионального становления. Исследование показало, что персонификация личности носит конструктивный характер и может быть психологическим основанием комплексного изучения субъекта деятельности, его саморазвития и самореализации.

Ключевые слова: 

субъект деятельности; персонализация; персонификация; структурно-содержательные компоненты персонификации; характеристики персонифицированного субъекта; социальная успешность; профессиональная успешность

Библиографическая ссылка:
Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 101–124. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.05
Список литературы: 
  1. Аксенова А. Ю., Примчук Н. В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовой подход // Человек и образование. – 2020. – № 4. – С. 43–49. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020462-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44737029
  2. Есаулова М. Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации // Человек и образование. – 2012. – № 4. – С. 25–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18766251
  3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Ю. Персонификация личности как предиктор преодоления кризиса утраты профессиональной деятельности в возрасте поздней зрелости // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 84. – С. 111–125. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/84/6  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49278793
  4. Карапетян Л. В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 20–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42758832
  5. Краснова О. В. Выход на пенсию и идентичность женщин // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7, № 35. – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21845782
  6. Куштанина В. А. Выход на пенсию как момент пересмотра идентичности // Мир России. Социология. Этнология. – 2008. – Т. 17, № 4. – С. 152–163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11931479
  7. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гадамашко М. В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. – 2020. – № 1. – С. 77–95. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42619924
  8. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 1. – С. 345–349. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15257876
  9. Тарасенко В. В. Зарубежные практики реализации персонифицированного подхода к развитию управленческого персонала образовательной организации // Управление. – 2018. – № 3. – С. 55–59. DOI: http://doi.org/10.26425/2309-3633-2018-3-55-59 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36290651
  10. Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50026295
  11. Этко Е. А. Идеи персонализации и персонификации в отечественной психологии: современное состояние и перспективы исследования // Психологические исследования. – 2015. – № 8 (41). – С. 8. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i41.540 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25280665
  12. Beier M. E., Torres W. J., Gilberto J. M. Activities matter: Personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectation // Work, Aging and Retirement. – 2018. – Vol. 4 (1). – P. 67–78. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/workar/waw034 URL: https://hrs.isr.umich.edu/publications/biblio/9436
  13. Borida P., Read S., Borida S. Retiring: Role identity processes in retirement transition // Journal of Organizational Behavior. – 2020. – Vol. 41 (5). – P. 445–460. DOI: https://doi.org/10.1002/job.2438
  14. DeLorenzo R. Game changer: Dramatic journey to digital personal competency system // Policy of Education. – 2019. – Vol. 3 (79). – P. 158–163. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?&title=Game%20changer%3A%20Dramatic%20journey%20to%20digital%20personal%20competency%20system&journal=Policy%20of%20Education&volume=3&issue=79&pages=158-163&publication_year=2019&author=Lorenzo%2CR
  15. Martin J. Self-Regulated Learning, Social Cognitive Theory, and Agency // Educational Psychologist. – 2004. – Vol. 39 (2). – P. 135–145. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_4
  16. Rebughini P. Subject, subjectivity, subjectivation // Sociopedia.isa. – 2014. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1177/20568460022 URL: https://www.isaportal.org/resources/resource/subject-subjectivity-subjectivation/download/
  17. Reynolds K., Bazemore C., Hanebuth C., Hendren S., Horn M. The relationship of non-cognitive factors to academic and clinical performance in graduate rehabilitation science students in the United States: a systematic review // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. – 2021. – Vol. 18. – Р. 31. DOI: https://doi.org/10.3352/jeehp.2021.18.31
  18. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2012. – Vol. 138 (2). – Р. 353–387. DOI: https://doi.org/10.1037/a0026838
Дата публикации 30.06.2023