Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проблема и цель. В статье исследуется проблема поиска предикторов формирования цифровой аддикции у будущих учителей. Цель статьи – рассмотреть факторы формирования интернет-аддикции, а также выявить и обосновать наличие взаимосвязи между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза.
Методология. В качестве методологической основы выступают научные труды ведущих специалистов, рассматривающих различные аспекты проблемы цифровой зависимости. С учетом общепринятой методологии изучения интернет-зависимости в исследовании была использована «Шкала интернет-зависимости» С. Чена, позволяющая выявить признаки аддиктивного поведения в интернет-пространстве: желание постоянно находиться в Сети, состояние фрустрации при невозможности пользоваться интернетом, увеличение количества времени, проводимого в Сети, физиологические признаки ухудшения здоровья после долгого нахождения в интернете, трудности с управлением своим временем. С целью изучения личностных характеристик были использованы «Шкала Светлой триады» С. Б. Кауфмана и «Короткий опросник Темной триады» Д. Полхус и К. Уильямса, позволяющие выявить положительные и негативные качества личности. В исследовании приняли участие 47 студентов педагогического вуза в возрасте 19–20 лет.
Результаты. Результаты исследования показали, что большинство студентов продемонстрировали наличие сформированной интернет-зависимости и склонности к чрезмерному использованию цифровых устройств. По итогам эмпирического исследования удалось установить взаимосвязь между наличием высокого уровня цифровой аддикции и некоторыми параметрами личностных характеристик (манипуляции людьми, циничность, лживость, пониженный уровень сочувствия, низкая социальная тревожность, склонность к импульсивному поведению).
При этом низкий уровень цифровой аддикции коррелирует с выраженным уважительным отношением к людям как к отдельным личностям.
Заключение. В заключении сделаны выводы о том, что формирование интернет-аддикции у студентов педагогического вуза обусловлено особенностями виртуального пространства и эмоционально-коммуникативными факторами. Выявлено наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями цифровой зависимости и некоторыми параметрами личностных характеристик.
личность учителя; личностные характеристики; поведенческие зависимости; аддиктивное поведение; интернет-зависимость; студенты педагогического вуза
- Балл Г. А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 3–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21939097
- Волкова Е. Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 3. – С. 126–157. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48092258
- Дериш Ф. В. Половые особенности взаимосвязи Темной триады личности и эмоционального интеллекта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 3. – С. 356–371. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-356-371 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41160023
- Егорова М. С., Ситникова М. А., Паршикова О. В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 43. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.1052 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26165022
- Blagov P. S. Adaptive and dark personality in the COVID-19 pandemic: Predicting health-behavior endorsement and the appeal of public-health messages // Social Psychological and Personality Science. – 2020. – Vol. 12 (5). – P. 697–707. DOI: https://doi.org/10.1177/1948550620936439
- Bijari A. F., Torghabeh H., Dehshiri G. Evaluation of psychometric characteristics of light triad personality questionnaire in nurses // Brain and Behavior. – 2022. – Vol. 12 (4). – P. e2514. DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.2514 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35229488/
- Chen S. H., Weng L. C., Su Y. J., Wu H.-M., Yang P.-F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and its psychometric study // Chinese Journal of Psychology. – 2003. – Vol. 45. – P. 279–94. DOI: https://doi.org/10.1037/t44491-000
- Cheng Y., Tseng P., Lin P., Chen T., Stubbs B., Carvalho A., Wu M. Internet Addiction and Its Relationship with Suicidal Behaviors: A Meta-Analysis of Multinational Observational Studies // Journal of Clinical Psychiatry. – 2018. – Vol. 79 (4). DOI: https://doi.org/10.4088/JCP.17r11761
- Derevensky J., Hayman V., Lynette G. Behavioral Addictions: Excessive Gambling, Gaming, Internet, and Smartphone Use among Children and Adolescents // Pediatric clinics of North America. – 2019. – Vol. 66 (6). – P. 1163–1182. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pcl.2019.08.008
- Goodboy A. K., Martin M. M. The personality profile of a cyberbully: Examining the Dark Triad // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 49. – P. 1–4. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.02.052
- Jonason P. K., Strosser G. L., Kroll C. H., Duineveld J., Baruffi S. A. Valuing myself over others: The dark triad traits and moral and social values // Personality and Individual Differences. – 2015. – Vol. 81. – P. 102–106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.10.045
- Jonason P. K., Webster G. D. The dirty dozen: A concise measure of the dark triad // Psychological Assessment. – 2010. – Vol. 22 (2). – P. 420–432. DOI: https://doi.org/10.1037/a0019265
- Kajonius P. J., Persson B. N., Jonason P. K. Hedonism, achievement, and power: Universal values that characterize the dark triad // Personality and Individual Differences. – 2015. – Vol. 77. – P. 173–178. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.12.055
- Kaufman S. B., Yaden D. B., Hyde E., Tsukayama E. The light vs. Dark Triad of personality: Contrasting two very different profiles of human nature // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00467
- Kawabe K., Horiuchi F., Ochi M., Oka Y., Ueno S. Internet addiction: Prevalence and relation with mental states in adolescents // Psychiatry and Clinical Neurosciences. – 2016. – Vol. 70 (9). – P. 405–412. DOI: https://doi.org/10.1111/pcn.12402
- Mubarak A., Quinn S. General strain theory of Internet addiction and deviant behaviour in social networking sites (SNS) // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. – 2019. – Vol. 17 (1). – P. 61–71. DOI: https://doi.org/10.1108/JICES-08-2016-0024
- Neumann C. S., Kaufman S. B., Brinke L., Yaden D. B., Hyde E., Tsykayama E. Light and dark trait subtypes of human personality – A multi-study person-centered approach // Personality and Individual Differences. – 2020. – Vol. 164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110121
- Neumann C. S., Schmitt D. S., Carter R., Embley I., Hare R. D. Psychopathic traits in females and males across the globe // Behavioral Sciences & the Law. – 2012. – Vol. 30 (5). – P. 557–574. DOI: https://doi.org/10.1002/bsl.2038
- Neverkovich S. D., Bubnova I. S., Kosarenko N. N., Sakhieva R. G., Sizova Z. M., Zakharova V. L., Sergeeva M. G. Students’ Internet Addiction: Study and Prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (4). – P. 1483–1495. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/83723
- Paulhus D., Williams K. The dark triad of personality: Narcissism, machiavellianism, and psychopathy // Journal of Research in Personality. – 2002. – Vol. 36. – P. 556–563. DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6
- Preston-Roedder R. Faith in Humanity // Philosophy and Phenomenological Research. – 2013. – Vol. 87 (3). – P. 664–687. DOI: https://doi.org/10.1111/phpr.12024
- Rogoza R., Cieciuch J. Dark Triad traits and their structure: An empirical approach // Current Psychology. – 2020. – Vol. 39. – P. 1287–1302. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-9834-6
- Schiffer A. A., O’Dea D. J., Saucier D. A. Moral decision-making and support for safety procedures amid the COVID-19 pandemic // Personality and Individual Differences. – 2021. – Vol. 175. – P. 110714. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110714
- Tang W. Y., Reer F., Quandt T. The interplay of gaming disorder, gaming motivations, and the dark triad // Journal of Behavioral Addictions. – 2020. – Vol. 9 (2). – P. 491–496. DOI: https://doi.org/10.1556/2006.2020.00013
- Volchegorskaya E. U., Zhukova M. V., Frolova E. V., Shishkina K. I., Sterligova E. A. Quality of Life as a Predictor of the Formation of Internet Addiction of Students of Pedagogical Universities // Espacios. – 2018. – Vol. 39 (52). – P. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38653775
- Wood A. W. The Anthropological Basis of Kantian Ethics // Philosophical Topics. – 1991. – Vol. 19 (1). – P. 325–351. DOI: https://doi.org/10.5840/philtopics199119122
- Young K. S. Cognitive behavioral therapy with Internet addicts: Treatment outcomes and implications // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10 (5). – P. 220. DOI: https://doi.org/10.1089/cpb.2007.9971
- Zahiruddin O., Lee C., Yee C. K. Internet Addiction and Personality: Association with Impulsive Sensation Seeking and Neuroticism-Anxiety Traits // International Medical Journal. – 2017. – Vol. 24 (5). – P. 375–378. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.2588078