Образовательное пространство как феномен историко-философского знания: теоретико-методологические основания
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проблема и цель. В настоящее время на фоне радикальных перемен во многих областях, в том числе в образовании, требуются новые знания, взгляды, подходы и понимание. В пересмотре нуждаются теоретико-методологические основания как самой идеи образования, так и образовательного пространства в целом. Этот процесс должен проходить с удержанием положительного теоретического потенциала феномена идеи образования для выработки синтетического подхода к образованию и изменению концептуальных рамок образовательного пространства. Рефлексия над феноменом образовательного пространства и культурными смыслами его развития, с нашей точки зрения, должна начинаться с постижения сущности образования, феномена «образовательное пространство» в историко-философском аспекте. В связи с этим целью является историко-философский анализ образовательных процессов в различные исторические периоды развития общества и выявление их влияния на современное образовательное поле.
Методология. Методологическую основу историко-философского анализа образовательных процессов в различные исторические периоды развития общества составили историко-философский и системный подходы в сочетании с парадигмальным, аксиологическим, методологией научной рациональности. Авторы использовали принципы гибкой рациональности в построении теоретизированных конструктов феноменов «образование», «образовательное пространство». Методологическую ценность исследования имеет историко-философский анализ проблематики формирования образовательного пространства в Античности, эпохи Средневековья, Просвещения и Нового времени, позволяющий ориентироваться в многообразии проявлений современной образовательной среды.
Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить: сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и контент-анализ.
Результаты. Авторами проведен историко-философский теоретический анализ развития образовательного пространства, его элементов и структуры, образовательных процессов, протекающих в образовательных средах в различные исторические периоды развития общества. Образовательное пространство представлено как феномен историко-философского знания в различные исторические эпохи. Установлено, что образовательное пространство складывалось стихийно, спонтанно как своеобразное взаимоотношение субъектов образования из различных территориальных ландшафтов, что позволяет интерпретировать само образование как единство процесса и результата освоения и присвоения личностью обобщенных способов взаимодействия с объектами действительности и самим собой, выработанных сообществом и закрепленных в культуре. Выявлено, что образовательное пространство Средневековья впитало в себя симфонию теологического, философского и собственно научного знаний, в эту эпоху естественно-научному познанию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души. Образовательное пространство в эпоху Просвещения начинает активно выделяться из пластов социальных пространств, так как становится понимаемо всеми, через образование осуществляется процесс «распредмечивания» и «опредмечивания» в сознании человека. Одной из проекций прогнозов современности выступает трансформация образования в постсовременном обществе и переход от транслирующей и фасилитирующей функций образования к посреднической.
На основании историко-философского анализа образовательного пространства в различные исторические периоды развития общества авторами выявлено его влияние на современное образовательное поле, которое заключается в наличии следующих неотъемлемых признаков: нелинейность и непредопределенность во времени; незамкнутость по его физическим признакам, с одной стороны, и по наличию множественности смысловых значений в нем – с другой; подвижность и интенциональность, возникающие за счет не только подвижности его субъектов, но и наличия постоянных изменений самих субъектов и объектов в пространстве; целостность, однородность разного (пространство является целостным); событийность (существование субъектов в совместном бытии, которое является значимым для каждого субъекта по-своему).
Авторы разграничили понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда». Образовательное пространство – это связанные между собой внешние условия, которые могут оказывать влияние на человека. Находясь в одном и том же пространстве, субъект может быть представителем нескольких образовательных сред, которые будут отличаться по силе своего воздействия и значимости для него. Образовательная среда отражает взаимосвязь внутренних специально системно организованных условий, с которыми субъект находится в тесном взаимодействии, взаимовлиянии, что обеспечивает двухстороннее изменение и развитие как субъектов, так и самой среды.
Авторами в результате проведенного историко-философского теоретического анализа образовательного пространства, его элементов и структуры, образовательных процессов, протекающих в образовательных средах, в различные исторические периоды развития общества обоснована позиция о том, что в философском дискурсе, сплетаясь из когнитивных действий людей, межчеловеческой коммуникации, образовательное пространство не только онтологически, но и гносеологически обладает логикой развития, создавая уникальный феномен – образовательные среды, в которых складываются и реализуются ее социальные критерии, смыслы, оценки, объективирующие себя в человекомерной деятельности.
Кроме того, обобщается основное содержание проблемы образовательного пространства как социального феномена, находящегося в ситуации развития и эволюции вместе с социумом и эпохой. Выявлено, что образовательное пространство отражает структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий, для бытия которых эпоха способна создать условия. Зафиксировано, что образовательное пространство – это открытая система, подверженная диссипативным процессам, возникновению новых структур и разрушению энергетически неспособных поддерживать свое существование.
образование; пространство; образовательное пространство; образовательная среда; обучающийся; социальная реальность; социокультурные характеристики
- Hughes J. M., Morrison L. J. Innovative Learning Spaces in the Making // Frontiers in Education. – 2020. – Vol. 5. – P. 89. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00089
- Burke C., Whyte W. The spaces and places of schooling: historical perspectives // Oxford Review of Education. – 2021. – Vol. 47 (5). – P. 549–555. DOI:https://doi.org/10.1080/03054985.2021.1973984
- Лебедева Ю. И. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея» // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 4. – С. 216–222. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27299058
- Мухин А. С. Категории «пространство» и «время» в философии античности, средних веков и Возрождения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 37. – С. 132–142. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12870483
- Inamura K. Aristotle’s Political Theory as a Craft and Science in Politics 4–6 // Polis: The Journal for Ancient Greek and Roman Political Thought. – 2022. – Vol. 39 (3). – P. 553–575. DOI: https://doi.org/10.1163/20512996-12340381
- Wendt R. W. House, state, and world fundamental concepts of societal governance in the West and East in comparison // Wendt Asian Journal of German and European Studies. – 2018. – Vol. 3. – P. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40856-018-0033-x
- Chapouthier G. Aristotelian entelechy and modern biology // Biocosmology – neo-Aristotelism. – 2018. – Vol. 8 (3/4). – P. 421–430. DOI: https://doi.org/10.24411/2225-1820-2018-00021
- Roumpou S. Aristotle’s entelechy and eudaimonia in sports // Psychological Thought. – 2018. – Vol. 11 (2). – P. 62–74. DOI: https://doi.org/10.5964/psyct.v11i2.252 URL: https://psyct.swu.bg/index.php/psyct/article/view/252/html
- Northoff G. Lessons From Astronomy and Biology for the Mind-Copernican Revolution in Neuroscience // Frontiers in Human Neuroscience. – 2019. – Vol. 13. – P. 319. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00319
- Chamberlain C. What Am I? Descartes’s Various Ways of Considering the Self // Journal of Modern Philosophy. – 2020. – Vol. 2 (1). – P. 2. DOI: https://doi.org/10.32881/jomp.30
- Tweyman S. Descartes’ Meditations: New Approaches – Introduction // The European Legacy. – 2022. – Vol. 27 (3–4). – P. 219–226. DOI: https://doi.org/10.1080/10848770.2022.2035071
- Roth K., Formosa P. Kant on Education and evil–Perfecting human beings with an innate propensity to radical evil // Educational Philosophy and Theory. – 2019. – Vol. 51 (13). – P. 1304–1307. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2019.1520357
- Yunus B. Kant's View on Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 2713-2715. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.956
- O’Raifeartaigh C. Historical and Philosophical Aspects of the Einstein World // History and Philosophy of Physics. – 2019. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.1906.08678 URL: https://arxiv.org/abs/1906.08678
- Glevarec H. L’«espace social» selon P. Bourdieu: Les fondements d’une figuration de la société et d’une interprétation des pratiques culturelles // L'Année sociologique. – 2021. – Vol. 71 (1). – P. 223–266. DOI: https://doi.org/10.3917/anso.211.0223 URL: https://basepub.dauphine.psl.eu/handle/123456789/21957
- Witte D., Schmitz A. Relational sociology on a global scale: Field-theoretical perspectives on cross-cultural comparison and the re‐figuration of space(s) // Forum: Qualitative Social Research. – 2021. – Vol. 22 (3). – P. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.17169/fqs-22.3.3772
- Pascarella F., Vicigrado A., Tateo L. Spontaneous Dramatization as Dialogical Space in the School Context // Hu Arenas. – 2022. – Vol. 5. – P. 407–423. DOI: https://doi.org/10.1007/s42087-021-00184-4
- McMullen J., Verschaffel L., Hannula-Sormunen M. M. Spontaneous mathematical focusing tendencies in mathematical development // Mathematical Thinking and Learning. – 2020. – Vol. 22 (4). – P. 249–257. DOI: https://doi.org/10.1080/10986065.2020.1818466
- Rybak O. Value orientations of people leaning toward different types of culture // Journal of Education Culture and Society. – 2018. – Vol. 9 (2). – P. 11–23. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs20182.11.23
- Dege C. L. «Standing behind your phrase»: Arendt and Jaspers on the (post-)metaphysics of evil // European Journal of Political Theory. – 2021. – Vol. 22 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/14748851211052809
- Kleczkowska K. Bird Communication in Ancient Greek and Roman Thought // Maska. – 2015. – № 28. – P. 95–106. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/84464113.pdf
- Smith M. E., Lobo J. Cities Through the Ages: One Thing or Many? // Frontiers in Digital Humanities. – 2019. – Vol. 6. – P. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fdigh.2019.00012
- Foster G. Circular economy strategies for adaptive reuse of cultural heritage buildings to reduce environmental impacts // Resources, Conservation and Recycling. – 2020. – Vol. 152. – P. 104507. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2019.104507
- Koutsoyiannis D., Mamassis N. From mythology to science: the development of scientific hydrological concepts in Greek antiquity and its relevance to modern hydrology // Hydrology and Earth System Sciences. – 2021. – Vol. 25 (5). – P. 2419–2444. DOI: https://doi.org/10.5194/hess-25-2419-2021
- Kintzinger M. Knowledge History of the Middle Ages: Discussions and Perspective // Frühmittelalterliche Studien. – 2022. – Vol. 56 (1). – P. 375–394. DOI: https://doi.org/10.1515/fmst-2022-0012
- Мухамед Т. В. Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 5. – С. 156–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22499037
- Allen W. L. Bernard of Clairvaux’s Sermons on the Song of Songs: Why They Matter // Review & Expositor. – 2008. – Vol. 105 (3). – P. 403–416. DOI: https://doi.org/10.1177/003463730810500305
- Winroth A. Gratian and His Book: How a Medieval Teacher Changed European Law and Religion // Oxford Journal of Law and Religion. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1093/ojlr/rwab003
- Heinrich H. Anglo-Saxon Immigration and Ethnogenesis // Medieval Archaeology. – 2021. – Vol. 55 (1). – P. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1179/174581711X13103897378311
- Bellitto M. C. Chivalry: A Door to Teaching the Middle Ages // The History Teacher. – 1995. – Vol. 28 (4). – P. 479–485. DOI: https://doi.org/10.2307/494635 URL: https://www.jstor.org/stable/494635
- Özge B. O. Policy Transfer and Discursive De-Europeanisation: Higher Education from Bologna to Turkey // South European Society and Politics. – 2016. – Vol. 21 (1). – P. 91–103. DOI: https://doi.org/10.1080/13608746.2016.1152019
- Elfert M. Six decades of educational multilateralism in a globalising world: The history of the UNESCO Institute in Hamburg // International Review of Education. – 2013. – Vol. 59. – P. 263–287. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-013-9361-5
- Kumar P. Development of education in modern time // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR). – 2018. – Vol. 5 (1). – P. 836–841. URL: https://www.jetir.org/papers/JETIR1801167.pdf
- Burton J. D., Baxter J. E. From the Margins to the Mainstream: Perspectives on Nineteenth-Century Education // Childhood in the Past. – 2018. – Vol. 11 (1). – P. 3–7. DOI: https://doi.org/10.1080/17585716.2018.1447235
- González-Pérez L. I., Ramírez-Montoya M. S. Components of Education 4.0 in 21st Century Skills Frameworks: Systematic Review // Sustainability. – 2022. – Vol. 14 (3). – P. 1493. DOI: https://doi.org/10.3390/su14031493