Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 19–32
УДК: 
612.66+612.063+371.7

Мониторинг психофизиологического и физического развития учащихся-участников интеллектуально-игрового всеобуча

Быков Е. В. 1 (Челябинск, Россия), Маценко С. В. 2 (Челябинск, Россия), Кашицина К. А. 2 (Челябинск, Россия), Чипышев А. В. 2 (Челябинск, Россия), Пугачева М. Е. 2 (Челябинск, Россия), Рязанцев А. В. 3 (Челябинск, Россия)
1 Уральский государственный университет физической культуры
2 Южно-Уральский государственный университет
3 Российская шахматная федерация
Аннотация: 

Обучение шахматам учащихся младших классов проводится во многих странах мира, но комплексной физиологической оценки «цены» адаптации к повышенным умственным нагрузкам не проводилось. Нами было проведено изучение особенностей физического и психофизиологического развития, состояния здоровья учащихся младших и средних классов школ г. Челябинска, участвующих в программе шахматного всеобуча. Выявлено, что во всех возрастных группах преобладают ученики со средним уровнем физического развития; от первого к четвертому классу увеличивается на 5% количество мальчиков с «высоким уровнем» длины тела и уровнем массы тела ниже среднего, на 7% – девочек с уровнем массы тела ниже среднего, а количество девочек с уровнем массы тела выше среднего – на 5%. В динамике обучения в младших классах произошло уменьшение с 23,3–23,9% до 13,7–14,1% мальчиков и девочек, отнесенных к первой группе здоровья.
Учащиеся обоего пола, занимающиеся по программе шахматного всеобуча свыше 3 лет, более адаптированы к обучению в школе: имели повышение гуморально-метаболических факторов регуляции при умственной нагрузке (в группе контроля выявлена симпатикотоническая реакция), у них более высокие показатели в тестах «Оценка внимания» и «Помехоустойчивость», успеваемости по предметам «математика» и «информатика», однако, выше показатели заболеваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует разработки требует и проведения коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: 

учащиеся, адаптация, умственные нагрузки, вариабельность ритма сердца, психофизиологическое и физическое развитие

Библиографическая ссылка:
Быков Е. В., Маценко С. В., Кашицина К. А., Чипышев А. В., Пугачева М. Е., Рязанцев А. В. Мониторинг психофизиологического и физического развития учащихся-участников интеллектуально-игрового всеобуча // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 19–32. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.02
Список литературы: 

1. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся − ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. –
№ 3(7). – С. 24–35.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Педагогическая физиология // Альманах «Новые исследования». – М., 2004. – № 1–2. – С. 74–75.
3. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии наук. – 2007. – № 3. – С. 159–162.
4. Копосова Т.С., Кондратьева М.Ю. Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Новые исследования. – №1–2. – 2004. – С. 213–214.
5. Криволапчук И.А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков в 5–14 лет // Физиология человека. – 2008. – Т. 34, № 4. – С. 28–35.
6. Русинова С.И. Предпосылки дезадаптации и дизадаптации к условиям школьной деятельности // Научные труды I съезда физиологов СНГ. – М.: Медицина-Здоровье, 2005. – Т. 1. – С. 144–145.
7. Сабирьянов А.Р., Сабирьянова Е.С., Возницкая О.Э. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2006. – № 5. – С. 105–107.
8. Шибкова Д.З., Макунина О.А., Якубовская И.А. Особенности психофизиологических функций школьников // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2006. –
№ 3–2. – С. 75.
9. Быков Е.В., Рязанцев А.А., Чипышев А.В., Мекешкин Е.А. Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2012. – № 8(267). – С. 6–8.
10. Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы: Министерство образования и науки РФ, 18 июня 2008 г. –№АФ-19/06 вн. – [Электронный ресурс]. – URL :http:// www.russiachess.org/ content/view/2359/343/
11. Бареев Е.И. Проект российской шахматной федерации «Школьные шахматы» // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: в 3 ч. / матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – 137–138.
12. Левитов И.В. Шахматы как важный ресурс интеллектуального развития детей // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. в 3 ч. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – 157–159.
13. Вершинин М.А. Педагогическая система формирования логического мышления обучаемых на основе шахматного материала: автореф. дис. канд. пед. наук. – Волгоград: ВГАФК,
2002. – 22 с.
14. Зарецкий В.К., Гордон М.М., Глухова О.В. Шахматы для общего развития // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: в 3 ч.: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – 152–155.
15. Сухин И.Г. Национальные и нетрадиционные аспекты шахматного образования // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: в 3 ч.: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – С. 170–173.
16. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизированная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. – 2005. – № 6. – С. 73–77.
17. Попова Е.В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий принятия решения у детей предшкольного и школьного возраста: автореф. дис. …канд. биол. наук. – Архангельск, 2009. – 20 с.
18. Быков Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся и физиологическое обоснование рекреационных и коррекционных программ: дис. …докт. мед. наук. – Челябинск, 2002. – 316 с.
19. Сонькин В.Д., Корниенко И.А., Тамбовцева Р.В., Зайцева В.В., Изаак С.И. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития // Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000. – С. 31–60.
20. Волокитина Т.В., Тихонова О.Н., Попова Е.В. Особенности психомоторной организации двигательной сферы младших школьников // XX съезд Физиологического общества имени И.П. Павлова. – М., 2007. – С. 183.
21. Изаак С.И., Панасюк Т.В. Характеристика физического развития школьников различных регионов России // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиена окружающей среды РАМН и МЗ РФ. – М., 2003. – С. 61–64.
22. Макунина О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7–10 лет в зависимости от профиля обучения: дисс. … канд. биол. наук. – Челябинск, 2005. – 145 с.
23. Айзман Р.И. Мониторинг здоровья учащихся и преподавателей: теоретические и прикладные аспекты // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: матер. Республ. науч.-практ конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2009. – С. 10–17.
24. Рубанович В.Б. Мониторинг здоровья школьников для оптимизации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: матер. Республ. науч.-практ конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2009. – С. 266–267.
25. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В. Б. Компьютерная программа скрининг контроля состояния здоровья участников образовательного процесса // Сибирский учитель. – 2011. – № 2(75). – С. 36–39.
26. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации): протокол №4 от 11.04.2000 Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. междунар. симп. – Ижевск: Изд–во Удм. гос. ун-та, 2003. – С. 200–255.
27. Псеунок А.А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по инновационным программам // Педиатрия. – 2005. – № 6. – С. 77–79.

Дата публикации 14.02.2014