Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 125–141
УДК: 
331+159.9+37.01.09

Динамика изменений профессиональной мотивации обучающихся: влияние институциональной интеграции

Безусова Т. А. 1 (Пермь, Россия), Рихтер Т. В. 1 (Пермь, Россия)
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема различия в уровне подготовки обучающихся. Студенты, окончившие колледж, могут не иметь достаточного уровня знаний и навыков, чтобы успешно продолжать обучение в вузе. Кроме того, у студентов могут быть различные цели и мотивация. Идея институциональной интеграции выступает в регионах одним из возможных направлений перспективного развития высшей школы. Вопросы появляются при определении сложной структуры внутренних и внешних связей интеграции разных уровней образования. Цель статьи – определить условия эффективной интеграции среднего профессионального образования в систему высшего образования и оценить влияние модели институциональной интеграции на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся.
Методология. Исследование проводится на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам влияния модели институциональной интеграции на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся, экспериментальных методов педагогического исследования (тест на диагностику мотивации профессиональной педагогической деятельности – методика «Мотивация трудовой деятельности» (К. Замфир) в модификации А. Реана), методов математической статистики для обработки эмпирических данных (U-критерий Манна – Уитни). Модель интеграции предполагает процесс включения среднего профессионального образования в систему высшего образования. Идея интеграционного подхода проявляется через междисциплинарные связи. Для этого необходимо отобрать блоки учебных дисциплин, на основе которых целесообразнее всего выполнить интеграцию учебных планов; разработать программы обучения, учитывающие уровень подготовки студентов и их цели. Одним из ключевых элементов модели интеграции является организация практической работы студентов в различных условиях: в школах, колледжах, вузах. Важным аспектом модели интеграции является поддержка студентов на всех этапах обучения.
Результаты. В статье представлен обзор научных источников по проблеме повышения эффективности образовательного процесса вуза через интеграцию среднего профессионального и высшего образования. 
Описана образовательная модель интеграции среднего профессионального и высшего образования (ядром интеграции является реализация образовательной программы «Педагогика дополнительного образования» по программе подготовки специалистов среднего звена в условиях обучения на базе вуза), определены преимущества и недостатки такого синтеза и возможности моделирования учебного плана по программам подготовки специалистов среднего звена с учетом включения дисциплин высшего образования. В результате экспериментальной работы была выявлена положительная динамика в формировании профессиональной мотивации у обучающихся в условиях институциональной интеграции. Обнаружены статистически значимые различия в распределении профессиональной мотивации между обучающимися учреждений среднего профессионального образования и студентами вуза. У обучающихся вуза уровень профессиональной мотивации оказался выше уже через 6 месяцев обучения. Авторы предполагают, что более высокий уровень профессиональной мотивации студентов вуза обусловлен следующими факторами институциональной интеграции: качественным преподаванием, наличием учебных материалов и оборудования, поддержкой первокурсников студентами-бакалаврами, возможностью участия в научно-исследовательской работе и проектах. Все это позволило обучающимся развивать профессиональные навыки и получить новый опыт.
Заключение. В заключении сделаны выводы о том, что использование разработанной модели интеграции среднего профессионального и высшего образования обеспечивает положительную динамику уровня профессиональной мотивации обучающихся. Модель интеграции должна быть ориентирована на потребности рынка труда и обеспечивать готовность студентов к работе в современных условиях. Представленные результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: 

модель интеграции; среднее профессиональное образование; высшее образование; педагогика дополнительного образования; профессиональная мотивация; уровень мотивации; специалисты среднего звена

Библиографическая ссылка:
Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Динамика изменений профессиональной мотивации обучающихся: влияние институциональной интеграции // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 125–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.06
Список литературы: 
  1. Boevé A. J., Meijer R. R., Bosker R. J., Vugteveen J., Hoekstra R., Albers C. J. Implementing the flipped classroom: an exploration of study behaviour and student performance // Higher Education. – 2017. – Vol. 74 (6). – P. 1015–1032. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0104-y
  2. Bolling M., Otte C. R., Elsborg P., Nielsen G., Bentsen P. The association between education outside the classroom and students' school motivation: Results from a one-school-year quasi-experiment // International Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 89. – P. 22–35. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.03.004  
  3. Bouw E., Zitter I., de Bruijn E. Characteristics of learning environments at the boundary between school and work – A literature review // Educational Research Review. – 2019. – Vol. 26. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.12.002  
  4. Bronkhorst L. H., Akkerman S. F. At the boundary of school: Continuity and discontinuity in learning across contexts // Educational Research Review. – 2016. – Vol. 19. – P. 18–35. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.04.001  
  5. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences // Higher Education. – 2016. – Vol. 72 (6). – P. 797–811. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9976-5  
  6. Narendran R., Almeida S., Coombes R., Hardie G., Quintana-Smark E., Zaher N., Wang H.-L., Chowdhury A., Stevenson B. The role of self-determination theory in developing curriculum for flipped classroom learning: A Case Study of First-Year Business Undergraduate Course // Journal of University Teaching and Learning Practice. – 2018. – Vol. 15 (5). – P. 6. DOI: https://doi.org/10.53761/1.15.5.6  URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol15/iss5/6  
  7. Parding K., Berg-Jansson A., Sehlstedt T., McGrath-Champ S., Fitzgerald S. Differentiation as a Consequence of Choice and Decentralization Reforms-Conditions for Teachers' Competence Development // Professions and Professionalism. – 2017. – Vol. 7 (2). – P. e1855. DOI: https://doi.org/10.7577/pp.1855  
  8. Rotgans J. I., Rajalingam P., Ferenczi M. A., Low-Beer N. A students' model of team-based learning // Health Professions Education. – 2019. – Vol. 5 (4). – P. 294–302. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hpe.2018.10.003  
  9. Skalicky J., Pedersen K. W., van der Meer J., Fuglsang S., Dawson P., Stewart S. A framework for developing and supporting student leadership in higher education // Studies in Higher Education. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1522624  
  10. Sripongwiwat S., Bunterm T., Tang K. N. An investigation of learning stressors among secondary school students: A case study in northeast Thailand // Kasetsart Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 39 (2). – P. 197–206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.06.002  
  11. Surma T., Vanhoyweghen K., Camp G., Kirschner P. A. The coverage of distributed practice and retrieval practice in Flemish and Dutch teacher education textbooks // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 74. – P. 229–237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.007  
  12. Tseng H., Yi X., Yeh H. Learning-Related Soft Skills among Online Business Students in Higher Education: Grade Level and Managerial Role Differences in Self-Regulation, Motivation, and Social Skill // Computers in Human Behaviour. – 2019. – Vol. 95. – P. 179–186. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.11.035  
  13. Бараковских К. Н., Третьякова Н. В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 20. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30119   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44170828
  14. Басмановский М. А., Лютаревич А. Г., Сержанский В. П., Горюнов В. Н. Создание системы непрерывного образования в области научных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 270. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871201
  15. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. – 2020. – № 1. – С. 76–87. DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-76-86   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43419292  
  16. Бошук Г. А. Вопросы интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в институте культуры // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2016. – № 4 (8). – С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29867956  
  17. Букин А. А., Попов А. И., Майстренко Н. В. Аксиологические аспекты организации непрерывного профессионального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 150–161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44026388
  18. Булаева М. Н., Филатова О. Н., Канатьев П. В. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–4. – С. 34–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48417503  
  19. Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Интеграция среднего и высшего профессионального образования в системе подготовки студентов (на примере Пензенского государственного технологического университета) // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2022. – № 5. – С. 43–49. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-22.043  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48549091
  20. Гуляев Ю. Ю., Паршина М. М. Цифровое искусство как инструмент интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки и развития личности студента // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2020. – № 2. – С. 62–74. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-2-62-74  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43939641  
  21. Дубешко Н. Г. Опыт интеграции и перспективы развития педагогического кластера в системе среднего специального и высшего образования обучающихся по специальности «Дошкольное образование» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, № 2. – С. 150–156. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-2-150-156  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45834643  
  22. Зайнетдинов М. В. Сетевое взаимодействие по обеспечению преемственности в системе «Среднее профессиональное – Высшее образование» // Перспективы науки. – 2016. – № 4. – С. 42–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26247312  
  23. Кирикова З. З. Профессиограмма как инструмент формирования и уточнения компетенций работника // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 5. – С. 30–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13919175
  24. Пилюкова С. Н. Вопросы интеграции высшего и среднего профессионального образования при подготовке менеджера // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 119–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36815350  
  25. Репина А. В. Подходы к обеспечению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 1. – С. 31–36. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-31-36 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42713325
  26. Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «Колледж – Вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 186–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39264196
  27. Шуиншина Ш. М., Альпеисов Е. А., Туяков Е. А., Ахметова Б. С. Некоторые вопросы соблюдения преемственности в образовательных программах педагогических вузов // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 2775–2785. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38591161  
  28. Якимов В. Г., Земцова А. Ю. Реализация непрерывного образования в университетском колледже // Источник. – 2021. – № 2. – С. 27–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46409263  
Дата публикации 30.06.2023