Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 163–177
УДК: 
811.11+316.4+372.881.111.1

Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода

Макарова Е. А. 1 (Иркутск, Россия)
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию специфики экосистемного подхода к обучению иностранным языкам в вузе. Цель исследования – обобщить представления об экосистеме в современных концепциях образования и исследованиях языка, в практике реализации моделей эффективного обучения иностранным языкам.
Методология. Осуществляются системный подход к анализу понятия образовательной экосистемы в концепциях образования будущего, научный подход к обоснованию экологического направления в исследованиях языковой деятельности, эмпирический подход к описанию современных условий эффективного обучения иностранным языкам.
Результаты. На основе обобщения теоретических и практических данных определены основные принципы экосистемного подхода к иноязычному обучению в вузе. Во-первых, образовательная экосистема формируется вокруг учебной ситуации, в центре которой находятся активно взаимодействующие ученики и учитель. Во-вторых, учебная ситуация поэтапно моделируется учителем для каждого вида речевой деятельности с учетом знаний и опыта обучающихся. В-третьих, компетентность учителя способствует установлению интерактивных связей между обучающимися без прямого вмешательства учителя, а также созданию условий для непрерывного обучения, выходящего за рамки аудиторной работы. В-четвертых, учебный материал, подобранный с учетом потребностей и интересов учеников, и мобильные устройства помогают обучающимся ориентироваться в языковой среде и создавать информационное образовательное пространство.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что принципы экосистемного подхода должны быть заложены в основу формирования методически грамотной, управляемой, динамичной, гибкой, развивающей среды и проектирования новой образовательной модели обучения иностранным языкам в вузе.

Ключевые слова: 

образовательная экосистема; экосистемный подход; интерактивная языковая деятельность; образовательная модель; мобильные технологии; педагогическая компетентность

Библиографическая ссылка:
Макарова Е. А. Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 163–177. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.08
Список литературы: 
  1. Александров Е. Л., Шульман М. Г. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как фактор активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). – 2018. – № 1. – С. 116–122. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-1-116-122  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30793332
  2. Антропова М. Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat) // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). – 2018. – Т. 3, № 3. – C. 218–224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35466618
  3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – С. 5–11. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_5   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47696999
  4. Игнатьева Е. Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2013. – № 74–2. – С.  27–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21142338
  5. Кравченко А. В. Язык и природа человечности (приглашение к дискуссии) // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 7–24. DOI: https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-3-1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49274337  
  6. Кравченко А. В., Паюнена М. В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2018. – № 56. – С. 65–91. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/56/5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915321
  7. Макарова Е. А. Инновационный образовательный проект как основа формирования компетентностной среды обучения иностранным языкам // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 1. – С. 41–58. DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2022.7426 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48204131 
  8. Макарова Е.А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 551–568. DOI: https://doi.org/10.15507/19919468.092.022.201803.551-568 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35564516  
  9. Макарова Е. А. Виды знания в аспекте сопряжения категорий ОПЫТ и ЗНАНИЕ (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 2. – С. 74–83. DOI: https://doi.org/10.20916/1812-3228-2016-2-74-82  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25751474
  10. Сиротинина О. Б. Факторы, влияющие на эффективность коммуникации // Экология языка и коммуникативная практика. – 2019. – № 1. – С. 39–47. DOI: https://doi.org/10.17516/2311-3499-047 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37628084
  11. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 175–189. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291515
  12. Франко Е. П., Франко М. В. Экология языка в современном обществе // Политическая лингвистика. – 2019. – № 5. – С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.26170/pl19-05-02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41234136 
  13. Amhag L. 4 Peer Learning Activities in Smart Education. Virtual and Mobile Learning Activities in Higher Education. IGI Global. Chapter 4. – 2020. – P. 77–104. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-4183-8.ch004  
  14. Batisti F. An Argument for Languages in Languaging // Italian journal of philosophy of language (RIFL). – 2021. – Vol. 15 (2). – P. 159–175. DOI: https://doi.org/10.4396/2021201 
  15. Järvilehto T. The Theory of the Organism-Environment System as a Basis of Experimental Work in Psychology // Ecological Psychology. – 2009. – Vol. 21. – P. 112–120. DOI: https://doi.org/10.1080/10407410902877066  
  16. Liua Y., Daniel Holdena D., Zheng D. Analyzing students’ language learning experience in an augmented reality mobile game: an exploration of an emergent learning environment // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 228. – P. 369‒374. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.07.055  
  17. Love N. On languaging and languages // Language Sciences. – 2017. – Vol. 61. – P. 113–147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.langsci.2017.04.001 
  18. Raimondi V. The bio-logic of languaging and its epistemological background // Language Sciences. – 2019. – Vol. 71. – P. 19–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.langsci.2018.03.003 
  19. Ruegg R., Sudo T., Takeuchi H., Sato Y. Peer Tutoring: Active and collaborative learning in practice // Studies in Self-access Learning Journal. – 2017. – Vol. 8 (3). – P. 255–267. DOI: https://doi.org/10.37237/080306 
  20. Topping K., Buchs C., Duran D., Keer van H. Effective Peer Learning. From Principles to Practical Implementation. Routledge. – 2017. – 192 p. DOI:   https://doi.org/10.4324/9781315695471
  21. Zheng D., Tian J. Co-constituting second language learning from EDD perspectives and virtual environments // Foreign Languages in China. – 2020. – Vol. 17 (3). – P. 36–44. DOI: https://doi.org/10.13564/j.cnki.issn.1672-9382.2020.03.006 
Дата публикации 30.06.2023