Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 7–27
УДК: 
37.015.3+159.9

Проблемы вынужденного перехода к дистанционному обучению: оценка качества образовательного процесса разными его участниками

Костина Л. М. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Калабина И. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Николаева Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Дунаевская Э. Б. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена"
Аннотация: 

Проблема и цель. Вынужденный переход всех уровней образования на дистанционный формат актуализировал проблему оценки качества образовательного процесса, в том числе эффективности организации обучения, доступности информации для обучающихся и особеннос-тей поддержки обучающихся в процессе получения знаний. Цель статьи – обобщить проблемы, возникшие в условиях срочного перехода на дистанционный формат у разных участников образовательного процесса: школьников, учителей, родителей школьников, студентов бакалавриата и магистратуры.
Методология. Для получения информации были созданы опросники для каждой группы участников, которые были представлены в Google Формах и размещены в сети Интернет. Получены ответы от 307 родителей, 114 школьников, 175 учащихся бакалавриата, 54 магистрантов и 14 учителей общеобразовательной школы из разных регионов Российской Федерации. Общее число участников исследования – 664 человека.
Результаты. Были выявлены проблемы, возникшие в условиях срочного перехода на дистанционный формат обучения у разных участников образовательного процесса. Технически менее всех были обеспечены школьники, 35 % которых обучались с помощью смартфонов и планшетов, причем 36 % делило гаджет с другим членом семьи. При этом обучающиеся в общем положительно относились к дистанционному обучению. Наибольшие психологические проблемы обнаружены у родителей и учителей. Родители вынуждены были выполнять обязанности учителя для своих детей, причем многие жаловались на то, что этот процесс отнимал слишком много времени. Учителя же отмечали, что они одновременно в процессе дистанционного обучения исполняли две роли: учителя и родителя. И родители, и учителя описывали симптомы выгорания как следствие погружения в несвойственное для них занятие.
Заключение. Выявлено 4 типа проблем, с которыми столкнулись участники образовательного процесса: технические, межличностные, индивидуальные и экзистенциальные. Учащиеся, несмотря на наличие объективных организационных и технических проблем, не испытывали негативного отношения к дистанционному процессу обучения, возможно, потому что ответственность за результат легла на взрослых. Значимой индивидуальной проблемой учителей является смешение ролей, которое вело к выгоранию. Высказано предположение, что причиной экзистенциальных проблем, отмеченных у большинства взрослых, является не дистанционное обучение, а нерешенные семейные проблемы, которые вскрыло дистанционное обучение.

Ключевые слова: 

проблемы дистанционного обучения; родители; родительская помощь; студенты; учителя-родители; школьники; выгорание

Библиографическая ссылка:
Костина Л. М., Калабина И. А., Николаева Е. И., Дунаевская Э. Б. Проблемы вынужденного перехода к дистанционному обучению: оценка качества образовательного процесса разными его участниками // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 7–27. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.01
Список литературы: 
  1. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экс-пресс-опроса) // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 6–33. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10201  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42900392
  2. Добрынина М. А., Пирогов А. И., Растимешина Т. В. Вызовы пандемии и ответы Российской системы образования: социально-политические аспекты // Вестник Российской Международной Академии Туризма. – 2020. – № 4. – С. 86–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44571132
  3. Jelińska M., Paradowski M. B. Teachers' engagement in and coping with emergency remote instruction during COVID-19-induced school closures: A multi-national contextual perspective // Online Learning Journal. – 2021. – Vol. 25 (1). – P. 303–328. DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v25i1.2492
  4. Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, language learning, or distance learning: Unveiling the ambiguity in current terminology // Association for Computer Machinery: eLearn Magazine. – 2002. – Vol. 2002 (7). – Р. 3–5. DOI: https://doi.org/10.1145/566778.568597 
  5. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. – 2016. – Vol. 59 (4). – P. 441–450. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.008
  6. Anderson T., Rivera V. P. A Critical look at Educational Technology from a Distance Education Perspective // Digital Education Review. – 2020. – Vol. 37. – P. 208–229. DOI: https://doi.org/10.1344/der.2020.37.208-229  
  7. Mukhtar K., Javed K., Arooj M., Sethi A. Advantages, Limitations and Recommendations for online learning during COVID-19 pandemic era // Pakistan Journal of Medical Sciences. – 2020. – Vol. 36. – P. S27–S31. DOI: https://doi.org/10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2785 
  8. Казакова А. Ю., Пашнева С. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в период пандемии глазами учителей иностранных языков г. Курска и Курской области // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2021. – № 13. – C. 10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=46156201
  9. Шныпко В. С. Дистанционное обучение: уроки COVID // Школьные технологии. – 2021. – № 1. – С. 14–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=45735263
  10. Smelkova I. Y., Tuana E. N., Gubareva S. A., Krasnova I. A. Distance learning in the university foreign language environment through the eyes of Chinese students // Perspectives of Science and Education. – 2021. – Vol. 5 (53). – P. 125–138. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47146543
  11. Козина Ж. Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Калининградский вестник образования. – 2020. – Т. 2, № 6. – С. 28–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=43120033
  12. Мальцев В. А., Мальцев К. В. Пандемия и образование // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – Т. 224, № 4. – С. 402–415. DOI: https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-224-4-402-415 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43984894
  13. Lizana P. A., Vega-Fernadez G. T. Teleworking during the COVID-19 Pandemic: Association between Work Hours, Work–Family Balance and Quality of Life // International Journal of Environmental Research. Public Health. – 2021. – Vol. 18 (14). – P. 7566. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18147566
  14. Leonidova G. V., Valiakhmetov R. M., Baimurzina G. R., Babich L. V. Problems and prospects of distance learning in the estimates provided by teachers and schoolchildren's parents // Economic and social changes: facts, trends, forecast. – 2020. – Vol. 13 (4). – P. 202–219. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2020.4.70.12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44047632
  15. Магомедов Р. Р., Попова М. Р., Махновская Н. В. Учитель физической культуры в цифровизации обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4. – С. 258–260. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=43928834
  16. Hew K. F., Jia Ch., Gonda D. E., Bai Sh. Transitioning to the “new normal” of learning in unpredictable times: pedagogical practices and learning performance in fully online flipped classrooms // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2020. – Vol. 17 (1). – P. 57. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-020-00234-x
  17. Deflem M. The Right to Teach in a Hyper-Digital Age: Legal Protections for Post-Pandemic Concerns // Society. – 2021. – Vol. 58 (3). – P. 204–212. DOI: https://doi.org/10.1007/s12115-021-00584-w 
  18. Danko O. A., Enygin D. V., Midova V. O., Minasyan E. T. Distance learning introduced in tertiary education // Modern Pedagogical Education. – 2020. – No. 1. – P. 145–148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47974113
  19. Hemati A. G., Moradi S. Job burnout in public and special schoolteachers // Clinical Psychology and Special Education. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 63–75. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100205  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46343951
  20. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 93–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=44871814
  21. Чернобай Е. В., Давлатова М. А. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения школьников: актуальный взгляд // Педагогика. – 2020. – Т. 84, № 11. – С. 100–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=44402203
  22. Проничева М. М. Роль профессионального стресса в формировании нарушений социальной перцепции у педагогов основного общего и среднего общего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9, № 2–1. – С. 7–15. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2020.11.29.001 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43176550
  23. Vozdvizhenskaya A. V., Koroleva N. G., Lipatova E. G. Analysis of transition to a totally remote classroom: psychological and methodological aspects // Teaching Methodology in Higher Education. – 2020. – Vol. 9 (34). – P. 24–32. DOI: https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.34.02  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44297032
Дата публикации 30.06.2023