Формирование научно-образовательного пространства университета: факторы успешной евразийской интеграции [in English]
Проблема и цель. Проблема исследования – показать некоторые аспекты в сфере интеграции науки и высшего образования, играющие важную роль в процессе формирования евразийского научно-образовательного пространства. Цель исследования – выявить факторы успешной евразийской интеграции в процессе формирования научно-образовательного пространства университета.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные (философские) методы и системный подход. Предмет изучения потребовал применения сочетания различных подходов, прежде всего системного, что позволило провести корректный анализ включения исторически сложившихся и современных педагогических технологий в евразийское образование, а также охарактеризовать некоторые аспекты результативного развития интеграции науки и образования на евразийском пространстве.
Объектом конкретного изучения стал опыт Университета при МПА ЕврАзЭС по формированию системы научно-организационной, научно-издательской и образовательной деятельности на евразийском пространстве. Авторы пользовались такими методами, как сравнительно-исторический, междисциплинарный, контент-анализ и др.
Результаты. Авторами обобщается опыт применения этнопедагогических методов в профессиональной подготовке инновационных кадров для евразийского пространства в качестве средства развития научно-образовательного сотрудничества, расширения евразийской интеграции, придания ей гуманитарного измерения. Авторы обосновывают идею о том, что укрепление и расширение возможностей и потребностей единого евразийского научно-образовательного пространства должны являться условиями достижения эффективного сотрудничества в сфере науки и образования, позволяющего восстановить профессиональное общение исследователей разных стран Евразии, актуализировать содержание учебно-воспитательного процесса в высшей школе и способствовать доведению новых научных знаний до широкой научной общественности.
Авторами подчеркивается, что весомый вклад в развитие евразийского интеграционного процесса вносит Университет при МПА ЕврАзЭС, инициировавший ряд международных проектов, способствующих включению новых научных знаний и методик в учебно-воспитательный процесс в условиях евразийской экономической интеграции.
Заключение. В заключении сформулированы выводы о ценностях в профессиональном обучении и воспитании, наличии естественной потребности в интеграции науки и образования как основы дальнейшего развития евразийского интеграционного процесса. Авторы пришли к выводу, что такая интеграция неизбежно должна опираться на исторический опыт сотрудничества евразийских государств в сфере науки, обучения и воспитания; подобное взаимодействие явится базисом дальнейшей успешной интеграции.
евразийская интеграция; единое научно-образовательное пространство; научно-образовательное сотрудничество; этнопедагогика; воспитание; интернационализация образования
- Abon J. K., Jean-Francois E. Faculty Initiative and Level of Experience in a U.S. University in Internationalizing their Curriculum to Foster Student Glocal Competence // Eurasian Journal of Social Sciences. – 2022. – Vol. 10 (3). – P. 178–196. DOI: https://doi.org/10.15604/ejss.2022.10.03.003
- Beloglazov A. V., Akhmetzyanov I. G. Russian-Kazakh cooperation as a factor in the implementation of the Eurasian idea // Journal of Sustainable Development. – 2015. – Vol. 8 (5). – P. 176–183. DOI: https://doi.org/10.5539/jsd.v8n5p176 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23975981
- Chernikova A. A. Student Mobility in the Member-Countries of Eurasian Economic Union // Contemporary Problems of Social Work. – 2019. – Vol. 5 (4). – P. 59–68. DOI: https://doi.org/10.17922/2412-5466-2019-5-4-59-68 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42720689
- Фатыхова В. М. Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания» // Вестник МГИМО Университета. – 2019. – № 2. – С. 159–175. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-2-65-159-175 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37610562
- Forsberg T., Smith H. Russian cultural statecraft in the Eurasian space // Problems of Post-Communism. – 2016. – Vol. 63 (3). – P. 129–134. DOI: https://doi.org/10.1080/10758216.2016.1174023
- Izotov V. S., Obydenkova A. V. Geopolitical games in Eurasian regionalism: Ideational interactions and regional international organisations // Post-Communist Economies. – 2021. – Vol. 33 (2–3). – P. 150–174. DOI: https://doi.org/10.1080/14631377.2020.1793584 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45311113
- Kasatkin P. I., Salnikova L. S., Fatykhova V. M. Scientific, Technical, and Educational Cooperation in the EAEU // The Economic Dimension of Eurasian Integration / Piskulova N. A. (eds). – 2021. – P. 143–159. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-59886-0_7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45657993
- Lagutina M., Mikhaylenko E. B. Eurasian Studies in Russia // The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies / Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A. (Eds). – Routledge, 2023. – P. 234–260. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003257264 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50491254
- Laugksch R. C. Scientific literacy: A conceptual overview // Science education. – 2000. – Vol. 84 (1). – P. 71–94. DOI: https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-237X(200001)84:1<71::AID-SCE6>3.0.CO;2-C
10. Локян А. Б. Проблемы развития единого евразийского научно-образовательного пространства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2016. – № 2. – С. 10-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36351883
11. Musayeva S. А., Usmonova D. I. Optimal principles of assessing the quality of graduates in higher education // Eurasian Scientific Herald. – 2022. – Vol. 8. – P. 233–238. URL: https://geniusjournals.org/index.php/esh/article/view/1541
12. Paptsov A. G., Nechaev V. I., Mikhailushkin P. V. Towards to a single innovation space in the agrarian sector of the member states of the Eurasian Economic Union: A case study // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2019. – Vol. 7 (1). – P. 637–648. DOI: https://doi.org/10.9770/jesi.2019.7.1(45) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39546302
13. Pestereva N., Yuhua S., Jgin F., Belyakova M. The Formation of the Eurasian Research-and-Education Ecosystem and the Internationalization of Educational Platforms: The Case of Russia and China // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (4). – P. 841–854. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.4.841 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42643294
14. Revunov S. V., Revunov R. V., Oganyan A. G., Plokhotnikova G. V., Song C. Modeling of the Unified Educational Space of Eurasian States // Innovative Trends in International Business and Sustainable Management. – Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. – P. 285–294. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-19-4005-7_32 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54194133
15. Tarasionak A., Nikitsin V. Connections between scientific research and education in the field of tourism and leisure in Belarus // European Journal of Tourism Research. – 2017. – Vol. 15 (4). – P. 92–103. DOI: https://doi.org/10.54055/ejtr.v15i.264 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29684752
16. Yakushkina M. S., Kozhemyakina L. A. Realization of Educational Potential of Public Museums in the Eurasian Educational Space // International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Atlantis Press, 2019. – P. 12–17. DOI: https://doi.org/10.2991/icdee-19.2019.3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38529082
17. Zakharova M., Przhilenskiy V. Anti-Rawls or the Russian way of Eurasian integration // Russian Law Journal. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 12–37. DOI: https://doi.org/10.17589/2309-8678-2019-7-3-12-37 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44613844