Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 143–162
УДК: 
811.11+057.875+37.018.432+159.9

Интерпретативный феноменологический анализ мотивации изучения иностранного языка студентами-первокурсниками вуза [in English]

Пахотина С. В. 1 (Тюмень, Россия), Сабаева Н. И. 1 (Тюмень, Россия), Кунгурова И. М. 1 (Тюмень, Россия), Сомикова Т. Ю. 2 (Ханты-Мансийск, Россия), Ермакова Е. В. 1 (Тюмень, Россия), Цаликова И. К. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
2 Югорский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Пандемия COVID-19 заставила образовательные системы многих стран временно перейти в онлайн-режим, к которому не были готовы ни учителя, ни учащиеся, а также не было подготовленных учебных и методических материалов. Цель исследования – выявить изменения в мотивационном поведении студентов при изучении ими английского языка как иностранного (EFL).
Методология. Исследование выполнено с опорой на интерпретативный феноменологический анализ (IPA): целенаправленная однородная выборка студентов отвечала на вопросы полуструктурированного интервью, на основе которых путем восходящего анализа и каталогизации кодов был выведен ряд паттернов (тем). В исследовании участвовали студенты-первокурсники профиля «физкультура и спорт» (они начали свое обучение в университете очно, но внезапно вынуждены были перейти на онлайн-режим).
Результаты. Авторы выявили, что в целом студенты имеют положительное отношение к обучению в режиме онлайн. Мотивация студентов к изучению иностранного языка осталась неизменно позитивной, при этом были выделены следующие общие для участников анализа темы: 1) позитивное отношение к университетскому курсу английского языка; 2) представление о себе как о субъекте, изучающем иностранный язык для того, чтобы использовать его как средство получения важной профессиональной информации; 3) мотивированность успехами одногруппников и успехами других студентов в изучении английского языка; 4) позитивное отношение к переходу на онлайн-обучение из-за возможности использовать на занятиях более разнообразные аутентичные материалы; 5) ощущение большей собственной независимости в учебной деятельности.

После поступления в университет студенты были мотивированы непосредственными факторами влияния – успехами своих бывших одноклассников и своим новым социальным окружением в студенческой группе. Переход на онлайн-обучение способствовал замещению этих факторов пониманием собственной ценности как независимых обучающихся, поскольку студенты должны были проявлять большую активность в поиске и обработке учебных материалов. Неизменным и стабильным осталось отношение к английскому языку как к средству извлечения профессиональной информации. Лингвистическая компетентность понимается студентами как преимущество в их будущей карьере, а не как средство прямого общения. Положительное отношение к онлайн-обучению основано на его практических преимуществах (экономия времени на дороге в университет, ощущение большего комфорта из-за учебы из дома и т. д.). Страхи и неуверенность, связанные с проблемами в преподавании физкультуры в режиме онлайн во время пандемии, не влияют на мотивацию к изучению других предметов.
Заключение. В результате проведенного анализа авторы констатировали положительное отношение студентов к обучению в дистанционном формате и изменение факторов влияния на мотивационное поведение при изучении иностранного языка в условиях трансформации режима обучения.

Ключевые слова: 

интерпретативный феноменологический анализ (IPA); мотивация изучения иностранного языка; мотивационное поведение; пандемия COVID-19; онлайн-обучение; студенты-первокурсники вуза; физическая культура

Библиографическая ссылка:
Пахотина С. В., Сабаева Н. И., Кунгурова И. М., Сомикова Т. Ю., Ермакова Е. В., Цаликова И. К. Интерпретативный феноменологический анализ мотивации изучения иностранного языка студентами-первокурсниками вуза [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 143–162. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.07
Список литературы: 
  1. Chyzhykova O. V. Provision of constructive feedback by means of information technologies in the process of foreign language competence development of students of economic specialties // Information Technologies and learning tools. – 2021. – Vol. 82 (2). – P. 231–242. DOI: https://doi.org/10.33407/itlt.v82i2.3999
  2. Choi L., Chung S. Navigating online language teaching in uncertain times: Challenges and strategies of EFL educators in creating a sustainable technology-mediated language learning environment // Sustainability (Switzerland) – 2021. – Vol. 13 (14). – P. 7664. DOI: https://doi.org/10.3390/su13147664
  3. Drugova E., Zhuravleva I., Aiusheeva M., Grits, D. Toward a model of learning innovation integration: TPACK-SAMR based analysis of the introduction of a digital learning environment in three // Russian universities. Education and Information Technologies. – 2021. – Vol. 26 (4). – P. 4925–4942. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10514-2  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46766871 
  4. Lychuk M., Bilous N., Isaienko S., Gritsyak L., Nozhovnik O. Smart automated language teaching through the smart sender platform // European Journal of Educational Research. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 841–854. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.2.841 URL: http://dev.eu-jer.com/smart-automated-language-teaching-through-the-smart-sender-platform
  5. Cowie N. The development of an ecology of resources for online English as a foreign language (EFL) teachers in a Japanese university during the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research and Innovation. – 2021. – No. 15. – P. 419–430. DOI: https://doi.org/10.46661/ijeri.5356 
  6. Efriana L. Problems of online learning during COVID-19 pandemic in EFL classroom and the solution // Journal of English Language Teaching and Literature. – 2021. – Vol. 2 (1). – P. 38–47. DOI: https://doi.org/10.35445/alishlah.v13i3.779 
  7. Lee S. N., Ogawa C. Online teaching self-efficacy – How English teachers feel during the COVID-19 pandemic // Indonesian TESOL Journal. – 2021. – Vol. 3 (1). – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.24256/itj.v3i1.1744
  8. Octaberlina L. R., Muslimin A. I. EFL students perspective towards online learning barriers and alternatives using Moodle/Google classroom during COVID-19 pandemic // International Journal of Higher Education. – 2020. – Vol. 9 (6). DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v9n6p1
  9. Rahim M. N., Chandran S. S. Investigating EFL students’ perceptions of e-learning paradigm-shift during the COVID-19 pandemic // Journal of English Language Studies. – 2021. – Vol. 3 (1). – P.  56–66. DOI: https://doi.org/10.31849/elsya.v3i1.5949
  10. Babelyuk O., Koliasa O., Lopushanskyy V., Smaglii V., Yukhymets S. Psychological difficulties during the COVID lockdown: video in blended digital teaching Language, Literature, and Culture // Arab World English Journal. – 2021. – Vol. 4. – P. 172–182. DOI: https://doi.org/10.24093/awej/covid.13
  11. Chernova O. E., Litvinov A. V., Gorbunova L. N., Telezhko I. V., Nizamutdinova S. M. Development of sportsman students' autonomy in the educational environment of electronic information and foreign language teachers' readiness to this process // Journal of Human Sport and Exercise. – 2021. – Vol. 16. – P. 1227–1243. DOI: https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.39   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47068486
  12. Dörnyei Z., Ushioda E. Teaching and researching motivation (2nd ed.). – Harlow, UK: Pearson Education Limited, 2011. 344 p. ISBN: 9781315833750 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315833750 
  13. Setiyadi A. B., Mahpul M., Wicaksono B. A. Exploring motivational orientations of English as foreign language (EFL) learners: A case study in Indonesia // South African Journal of Education. – 2019. – Vol. 39 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1500
  14. Al-Hoorie A. H. Sixty Years of Language Motivation Research: Looking Back and Looking Forward // SAGE Open. – 2017. – Vol. 7 (1). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244017701976  
  15. Mendoza A., Phung H. Motivation to learn languages other than English: A critical research synthesis // Foreign Language Annals. – 2019. – Vol. 52 (1). – P. 121–140. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/flan.12380
  16. Alshahrani A. A. S. L2 Motivational self-system among Arab EFL learners: Saudi perspective // International Journal of Applied Linguistics and English Literature. – 2016. – Vol. 5 (5). – P. 145–152. DOI: https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.5n.5p.145 
  17. Dörnyei Z., Csizér K., Németh N. Motivation, language attitudes and globalisation: A Hungarian perspective. – Clevedon, England: Multilingual Matters, 2006. URL: https://journals.cdrs.columbia.edu/wp-content/uploads/sites/12/2015/06/5...
  18. Старчикова И. Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов // Перспективы науки и образования. – 2021. – №  2. – C. 103–117. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.7  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45804534
  19. Klimova B., Pikhart M., Cierniak-Emerych A., Dziuba S. A qualitative analysis of students’ reflections on the current use of digital media in foreign language classes // Sustainability (Switzerland). – 2021. – Vol. 13 (16). – P. 9082. DOI: https://doi.org/10.3390/su13169082
  20. Pinto R. D., Peixoto B., Melo M., Cabral L., Bessa M. Foreign language learning gamification using virtual reality – a systematic review of empirical research // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (5). – P. 222. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11050222
  21. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1. – C. 232–248. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.16  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44852462
  22. Golubeva T. I., Skudnyakova E. V., Kasatkina N. N., Dandanova S. V., Dagbaeva O. I. The impact of visualization tools in distance English language learning: The experience of the Russian university teachers // Revista Tempos e Espacos Educacao. – 2021. – Vol. 14 (33). – P. e16111. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16111  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47391228   
  23. Subakthiasih P., Putri I. G. A. V. W. An analysis of students’ motivation in studying English during COVID-19 pandemic // Linguistic, English Education and Art. – 2020. – Vol. 4 (1). – P. 126–141. DOI: https://doi.org/10.31539/leea.v4i1.1728
  24. Suraya F., Rahayu S., Mohamed M., Mohamed A. M. D., Anggrahini M. English language learning motivation of sports exchange students // Journal of Science and Education (JSE). – 2021. – Vol. 1 (2). – P. 80–92. DOI: https://doi.org/10.56003/jse.v1i2.37 
  25. Kim M., Yu H., Park Ch. W., Ha T., Baek J. Physical Education Teachers' Online Teaching Experiences and Perceptions During the COVID-19 Pandemic // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21. – P. 2049–2056. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3261
  26. Hortigüela-Alcalá D., González Fernández F. T., González-Calvo G., Hernando Garijo, A. Fears, insecurities and questioning of professional identity of future physical education teachers during the Covid-19 pandemic // Journal of Physical Education and Sport. – 2022. – Vol. 22. – P.239–249. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2022.01031
  27. Cresswell J. W., Poth Ch. N. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five approaches (3rd ed.). – California: Sage Publications, 2013. 488 p. ISBN: 9781506381282 URL: https://us.sagepub.com/en-us/nam/qualitative-inquiry-and-research-design/book246896
  28. Noon E. J. Interpretive phenomenological analysis: An appropriate methodology for educational research? // Journal of Perspectives in Applied Academic Practice. – 2018. – Vol. 6 (1). – P. 75–83. DOI: https://doi.org/10.14297/jpaap.v6i1.304
  29. Zhurat Y., Davydyuc N., Oliynyk M. Psychological and pedagogical factors of activating the Masters students’ cognitive interests to the study of foreign languages // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. –2019. – Vol. 11 (1). – P.312–324. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/113
  30. Du X., Jackson J. From EFL to EMI: The evolving English learning motivation of Mainland Chinese students in a Hong Kong university // System.2018. – Vol. 76. – P.158–169. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2018.05.011
  31. Kodzi I. A., Oketch M., Ngware M. W., Mutisya M., Nderu E. N. Social relations as predictors of achievement in Math in Kenyan primary schools // International Journal of Educational Development. – 2014. – Vol. 39. – P. 275–282. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.02.007 
  32. Shin H. W., So Y. The moderating role of socioeconomic status on motivation of adolescents' foreign language learning strategy use // System. – 2018. – Vol. 73. – P. 71–79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2017.11.007
  33. Butler Y. G., Le V.-N. A longitudinal investigation of parental social-economic status (SES) and young students’ learning of English as a foreign language // System. – 2018. – Vol. 73. – P. 4–15. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2017.07.005
  34. Papi M., Teimouri Y. Dynamics of selves and motivation: A cross-sectional study in the EFL context of Iran // International Journal of Applied Linguistics (United Kingdom). 2012. –Vol.22 (3). – P.  287–309. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1473-4192.2012.00312.x
  35. Maican M.-A., Cocoradă E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the covid‐19 pandemic // Sustainability (Switzerland). – 2021. – Vol. 13 (2). – P. 781. DOI: https://doi.org/10.3390/su13020781
  36. Fryer L. K., Ainley M. Supporting interest in a study domain: A longitudinal test of the interplay between interest, utility-value, and competence beliefs // Learning and Instruction. – 2019. – Vol.  60. – P. 252–262. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2017.11.002
  37. Lazorak O., Belkina T. O., Yaroslavova E. Changes in Student Autonomy via E-Learning Courses // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2021. – Vol. 16 (17). – P. 209–225. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v16i17.23863    URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47090416
Дата публикации 30.06.2023