Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 178–197
УДК: 
130.2+316.4+37.01

Перспективы развития подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях опережающего обучения [in English]

Жукова Т. А. 1 (Москва, Россия), Богословский В. И. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Гладкая И. В. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Андреева Е. Ю. 3 (Москва, Россия), Джуринский А. Н. 4 (Москва, Россия)
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Университет науки и технологий НИТУ МИСИС,
2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
4 Московский государственный педагогический университет, РАО
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Цель исследования состоит в выявлении перспектив развития подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях опережающего обучения.
Методология. Исследование проводилось в логике системного подхода, реализация которого позволила всесторонне изучить конкретный прецедент, выявить его составляющие, определить значимость каждого компонента, обеспечивающего целостность рассматриваемого прецедента. В качестве ведущего метода использован анализ научной литературы и результатов исследования по проблеме.
Результаты. Теоретический анализ научной литературы позволил прийти к следующим выводам. Первый вывод связан с обоснованием роли двух исследовательских методов, которые должны лечь в основу сравнительного анализа (метод прецедентов и метод экспертных оценок). Второй результат проводимого исследования – выявление концептуальных оснований для проектирования модели опережающего образования в процессе подготовки педагогов, построенной с учетом равностатусности культур, в основе которой лежит диалог культур. Подчеркивается значимость исследования складываемых практик в каждом регионе, рассматриваемых в качестве возможных прецедентов. Так, в качестве примера предложен опыт Педагогического института в г. Людвигсбург (описаны дисциплины, виды педагогической практики, которые активно используются в процессе подготовки педагогов).
Заключение. В заключении обоснованы перспективы развития подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях опережающего обучения – реализация новых методов и проектирование на их основе модели опережающего образования в процессе подготовки педагогов. Полученные результаты могут стать основной для дальнейшего изучения проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров в условиях опережающего обучения. Материалы и выводы исследования будут полезны при создании специальных программ по подготовке педагогов.

Ключевые слова: 

мультикультурный регион; этнокультурные процессы; опережающее обучение; перспективы; подготовка педагога; межкультурное взаимодействие; научные исследования

Библиографическая ссылка:
Жукова Т. А., Богословский В. И., Гладкая И. В., Андреева Е. Ю., Джуринский А. Н. Перспективы развития подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях опережающего обучения [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 178–197. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.09
Список литературы: 
  1. Аверкин В. Н., Александрова М. В., Ширин А. Г., Гавриков А. Л. Принципы и сущностные характеристики стратегического инновационного управления территориальной образовательной системой // Известия Смоленского государственного университета. – 2017. – № 4. – С.  452–461. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30794340  
  2. Ravazzani S. Exploring internal crisis communication in multicultural environments: A study among Danish managers // Corporate Communications: An International Journal. – 2016. – Vol. 21 (1). – P. 73–88. DOI: https://doi.org/10.1108/CCIJ-02-2015-0011 
  3. Calakovic E. The European refugee crisis in Europe and multicultural integration // International Journal of Foresight and Innovation Policy. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 19–36. DOI: https://doi.org/10.1504/IJFIP.2019.098370 
  4. Lieber R. J., Weisberg R. E. Globalization, culture, and identities in crisis // International Journal of Politics, Culture, and Society. – 2002. – Vol. 16. – P. 273–296. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1020581114701 
  5. Stuart J., Ward C. Exploring everyday experiences of cultural diversity: the construction, validation, and application of the normative multiculturalism scale // European Journal of Social Psychology. – 2018. – Vol. 49. – P. 313–332. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2542 
  6. Kahraman P. B., Sezer G. O. Relationship between Attitudes of Multicultural Education and Perceptions Regarding Cultural Effect of Globalization // Eurasian Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 16. – P. 233–249. DOI: https://doi.org/10.14689/ejer.2017.67.14 
  7. Zajda J., Majhanovich S. Cultural identity in the global era // Globalisation, Cultural Identity and Nation-Building. – 2021. – Vol. 12. – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-024-2014-2_1 
  8. Knein E., Greven A., Bendig D., Brettel M. Culture and cross-functional competition: the interplay of organizational and national culture // Journal of International Management. – 2020. – Vol. 26. – P. 100731. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intman.2019.100731
  9.  Yi K., Li Y., Peng H., Wang X., Tu R. Empathic Psychology: A Code of Risk Prevention and Control for Behavior Guidance in the Multicultural Context // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol.  12. – P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.781710 
  10. Бажина И. А. Региональный фактор и его функция в образовании // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 1. – С. 9–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21595710 
  11. Лысенко В. Г. Концептуальные основы опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – №  1. – С. 97–103. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-97-103   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44664600 
  12. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 92–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32298328 
  13. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С.  32–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23409412 
  14. Певзнер М. Н., Петряков П. А. Взаимодействие вуза и региона: опыт стран СНГ // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. – № 79. – С. 58–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21735029 
  15. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. – 2014. – № 3. – C. 4–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22564830 
  16. Sahal M., Musadad A. A., Akhyar M. Tolerance in Multicultural Education: A Theoretical Concept // International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding (IJMMU). – 2018. – Vol. 5. – P. 115–122. DOI: http://dx.doi.org/10.18415/ijmmu.v5i4.212  URL: https://ijmmu.com/index.php/ijmmu/article/view/212 
  17. Dür M., Keller L. Education for Sustainable Development through International Collaboration. A  Case Study on Concepts and Conceptual Change of School-Students from India and Austria on Gender Equality and Sustainable Growth // Education Sciences. – 2018. – Vol. 8. – P. 187. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8040187 
  18. Стенищева А. А. Влияние мультикультурализма на образование // Вестник Марийского государственного университета. – 2020. – Т. 14, № 3. – С. 312–319. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-312-319  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43982558 
  19. Doucette B., Sanabria A., Sheplak A., Aydin H. The Perceptions of Culturally Diverse Graduate Students on Multicultural Education: Implication for Inclusion and Diversity Awareness in Higher Education // European Journal of Educational Research. – 2021. – Vol. 10. – P. 1259–1273. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.3.1259  
  20. Karacsony P., Pásztóová V., Vinichenko M., Huszka P. The Impact of the Multicultural Education on Students’ Attitudes in Business Higher Education Institutions // Education Sciences. – 2022. – Vol. 3. – P. 173. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12030173  
  21. Барышников Н. В., Бернштейн В. Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура. – 2018. – № 43. – С. 136–147. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/43/9   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36774772
Дата публикации 30.06.2023