Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 99–121
УДК: 
17.022.1+316.752+37.01

Ценности в основании современного глобализирующегося общества: исследование трансформаций [in English]

Ашилова М. С. 1 (Алматы, Казахстан), Бегалинов А. С. 2 (Алматы, Казахстан), Пушкарёв Ю. В. 3 (Новосибирск, Россия), Бегалинова К. К. 4 (Алматы, Казахстан), Пушкарёва Е. А. 3 (Новосибирск, Россия)
1 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай ха-на
2 Международный университет информационных технологий, старший преподаватель
3 Новосибирский государственный педагогический университет
4 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация: 

Проблема и цель. Современная эпоха переживает затяжную пандемию, проблемы миграции, конфликты и другие глобальные катаклизмы. Причину многие исследователи видят в кризисе традиционных ценностей, который сегодня всё более явственен. Ценности и ценностные ориентации являются неотъемлемой частью жизни и культуры человека и общества, они определяют жизненные цели, а также пути и способы её достижения. Глобальные катаклизмы и непрерывные социальные изменения влекут за собой трансформацию системы ценностей, что находит отражение и в научно-исследовательской литературе, поскольку ученые, прежде всего, реагируют на особо острые и актуальные проблемы современности.
Основная цель исследования – определить, какие ценности сегодня лежат в осно-вании современного глобализирующегося общества и каким трансформациям они под-верглись в последние годы.
Методология. В связи с этим, был проведен анализ научно-исследовательской ли-тературы, посвященной вопросам ценностей. За основу анализа была взята универсаль-ная классификация ценностей, предложенная Ш. Шварцом. Основная методология – контент-анализ научно-исследовательской литературы на предмет употребляемости и встречаемости основных видов ценностей в научных работах базы Web of Science за пе-риод с 2017 по 2022 годы.
Результаты. Результаты исследования: 1) встречаемость и употребляемость всех видов ценностей растет из года в год;
2) исследование показывает доминанту индивидуальных эгоистических ценностей перед общественными коллективными; 3) наиболее распространенные категории ценностей: independent, healthy, successful, responsible, capable. Наименее: broadminded, reciprocation of favors, self-indulgent, honoring elders, mature love, true friendship; 4) несмотря на социальные катаклизмы последних лет, основные ценности общества не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод, что духовные ценности не представляют столь большого научного интереса, как материальные. Пандемия хоть и смогла заста-вить на время задуматься о моральных основаниях жизни, однако существенно на пере-оценку современных ценностей не повлияла. Тем не менее, исследователи подчеркивают, что внутри распадающейся культуры вызревают некоторые зачатки, прообразы друго-го (посттехнократического) периода культурного развития. Новая картина мира, по их мнению, будет строиться на преодолении антропоцентристских установок.
Заключение. Настоящее исследование дополнит представления о трансформации современных ценностей под воздействием пандемии, глобализации, катаклизм и других факторов. Его результаты будут полезны педагогам высших учебных заведений, философам образования и всем, кто интересуется проблемами высшего образования.

Ключевые слова: 

философия образования; пандемия; ценности образования; аксиология; цель образования; трансформация образования; кризис ценностей.

Библиографическая ссылка:
Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Пушкарёв Ю. В., Бегалинова К. К., Пушкарёва Е. А. Ценности в основании современного глобализирующегося общества: исследование трансформаций [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 99–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05
Список литературы: 
  1. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol.  52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  2. O’Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 437–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211 
  3. Phungsoonthorn T., Charoensukmongkol P. How does mindfulness help university employees cope with emotional exhaustion during the COVID-19 crisis? The mediating role of psychological hardiness and the moderating effect of workload // Scandinavian Journal of Psychology. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sjop.12826  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/sjop.12826 
  4. Tkacová H., Pavlikova M., Jenisová Z., Maturkanič P., Kralik R. Social media and students’ wellbeing: An empirical analysis during the Covid-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol.  13  (18). – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442 
  5. Yang L.-P., Xin T. Changing Educational Assessments in the Post-COVID-19 Era: From Assessment of Learning (AoL) to Assessment as Learning (AaL) // Educational Measurement: Issues and Practice. – 2022. – Vol. 41 (1). – P. 54–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/emip.12492 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/emip.12492  
  6. Zhang L., Allen Carter R., Qian X., Yang S., Rujimora J., Wen S. Academia's responses to crisis: A bibliometric analysis of literature on online learning in higher education during COVID-19 // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 620–646. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13191 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13191  
  7. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol.  11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
  8. Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25 (3). – P. 342–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
  9. Foster C., Burkhardt H., Schoenfeld A. Crisis-ready educational design: The case of mathematics  // The Curriculum Journal. – 2022. – Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.159 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/curj.159 
  10. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 212–218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
  11. Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории: монография. – Астрахань, 2004. – 275 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20066010
  12. Meer F. The Global Crisis - A Crisis of Values and the Domination of the Weak by the Strong // Journal of Human Values. – 1999. – Vol. 5 (1). – P. 65–74. DOI: https://doi.org/10.1177/097168589900500107 
  13. Danek J. Philosophical and societal elements of human upbringing // XLinguae. –2019. – Vol.  12  (4). – P. 66–76. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.06  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42254245
  14. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Latuha O. A., Pushkarev Yu. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Prospects of the post-digital university: analysis of program documents in the field of education // Russian Journal of Regional Studies. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 698–720. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.120.030.202203.698-720  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49467874
  15. Бегалинова, К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. Медиавоспитательное пространство как взаимодействие традиционных и медийных сторон воспитательного процесса // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2017. – № 3. – С. 78–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30362072
  16. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
  17. Mills B., Wilner A. The science behind “values”: Applying moral foundations theory to strategic foresight // Futures & Foresight Science. – 2022. – Vol. 5 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/ffo2.145  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ffo2.145  
  18. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08
  19. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 60–67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.06
  20. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях. – Новосибирск, 2019. – 143 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
  21. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. – 1992. – Vol. 25. – P.  1–65. DOI: https://doi.org/10.1016/S0065-2601%2808%2960281-6
  22. Qu Yu., Fu P. P., Sun C. Past, Present and Future of Personal Values Research: Inspirations from Literature // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. – 2019. – Vol. 2019 (1). – P.  12235. DOI: https://doi.org/10.5465/AMBPP.2019.12235abstract 
  23. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – Vol. 53. – P. 550–562. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.3.550
  24. Bardi A., Schwartz S. H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2003. – Vol. 29. – P. 1207–1220. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167203254602   
  25. Prentice D. A. Psychological correspondence of possessions, attitudes, and values // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – Vol. 53. – P. 993–1003. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.6.993
  26. Berson Y., Oreg S., Dvir T. CEO values, organizational culture and firm outcomes // Journal of Organizational Behavior. – 2008. – Vol. 29. – P. 615–633. DOI: https://doi.org/10.1002/JOB.499
  27. Zu L., Song L. Determinants of managerial values on corporate social responsibility: Evidence from China // Journal of Business Ethics. – 2009. – Vol. 88. – P. 105–117. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-008-9828-7
  28. Rohan M. J. A rose by any name? The values construct // Personality and Social Psychology Review. – 2000. – Vol. 4. – P. 255–277. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0403_4
  29. Hitlin S., Piliavin J. A. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review Sociology. – 2004.  – Vol. 30. – P. 359–393. DOI: https://doi.org/10.1146/ANNUREV.SOC.30.012703.110640
  30. Kirkman B. L., Lowe K. B., Gibson C. B. A quarter century of culture’s consequences: A review of empirical research incorporating Hofstede’s cultural values framework // Journal of International Business Studies. – 2006. – Vol. 37 (3). – P. 285–320. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8400202
  31. Roccas S., Sagiv L. Personal values and behavior: Taking the cultural context into account // Social and Personality Psychology Compass. – 2010. – Vol. 4. – P. 30–41. DOI: https://doi.org/10.1111/J.1751-9004.2009.00234.X
  32. Boer D., Fischer R. How and when do personal values guide our attitudes and sociality? Explaining cross-cultural variability in attitude-value linkages // Psychological Bulletin. – 2013. – Vol. 139. – P. 1113–1147. DOI: https://doi.org/10.1037/a0031347
  33. Shabatura L., Yazovskikh A. Actualization of Axology Development: Problems, Searches, Solutions // Filosophiya-Philosophy. – 2020. – Vol. 29 (4). – P. 383–390. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44332344
  34. Pawlowski A. Sustainable Development and Globalization // Problemy Ekorozwoju. – 2013. – Vol.  8 (2). – P. 5–16. URL: https://paperity.org/p/230586292/sustainable-development-and-globalization
  35. Voirol O. Solidarity as Social Reconstruction Against "Regressive Communities", beyond the Neoliberal Agenda // Comparative Sociology. – 2020. – Vol. 19 (6). – P. 708–728. DOI: https://doi.org/10.1163/15691330-12341531
  36. Blaj E.-C. On Moral Ideal Between Philosophy and Religion in the Globalizing Context // CBU International Conference on Innovations in Science and Education. – 2017. – Vol. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.12955/cbup.v5.982
  37. Wilson M. COVID-19 and the modern plantation: Debunking the neoliberal moral economy // Cultural Dynamics. – 2021. – Vol. 33 (3). – P. 185–192. DOI: https://doi.org/10.1177/09213740211014310
  38. Коробейникова Л. А., Забулионите К. И. Реинтерпретация ценностей современной культуры  // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2017. – Vol. 27. – P. 44–56. DOI: https://doi.org/10.17223/22220836/27/5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30672591
  39. Aniskina N. V., Ukhova L. V. The Axiological World View of a Modern Advertising Consumer // Annales. Series historia et sociologia. – 2015. – Vol. 25 (3). – P. 477–484. URL: http://www.dlib.si/?URN=URN:NBN:SI:doc-WX1V8YEN
  40. Ивановская, О. В. Кризис и сакрализация идентичности в глобализирующемся мире // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2011. – № 1 (13). – С. 38–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16862554
  41. Witteveen H. J. Economic globalization from a broader long-term perspective: Some questions and concerns // Economist. – 1998. – Vol. 146 (4). – P. 539–554. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1003438914834
  42. Урманбетова Ж. К. Социальная изоляция и одиночество // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – № 1. – С. 247–253. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46264938
  43. Daniel E., Bardi A., Fischer R., Benish-Weisman M., Lee J. A. Changes in Personal Values in Pandemic Times // Social Psychological and Personality Science. – 2021. – Vol. 13 (2). – P. 572–582. DOI: https://doi.org/10.1177/19485506211024026
  44. Ciravegna L., Michailova S. Why the world economy needs, but will not get, more globalization in the post-COVID-19 decade // Journal of International Business Studies. – 2022. – Vol. 53 (1). – P.  172–186. DOI: https://doi.org/10.1057/s41267-021-00467-6   
  45. Brakman S., Gattersen H., van Witteloostuijn A. Robots do not get the coronavirus: The COVID-19 pandemic and the international division of labor // Journal of International Business Studies. – 2021. – Vol. 52 (6). – P. 1215–1224. DOI: https://doi.org/10.1057/s41267-021-00410-9
  46. Contractor F. J. The world economy will need even more globalization in the post-pandemic 2021 decade // Journal of International Business Studies. – 2022. – Vol. 53 (1). – P. 156–171. DOI: https://doi.org/10.1057/s41267-020-00394-y
  47. Thangavel P., Pathak P., Chandra B. Covid-19: Globalization-Will the Course Change? // Vision: The Journal of Business Perspective. – 2022. – Vol. 26 (1). – P. 7–10. DOI: https://doi.org/10.1177/0972262920984571
  48. Litonjua M. D. ‘The Socio-Political Construction of Globalization’ // International Review of Modern Sociology. – 2008. – Vol. 34 (2). – P. 253–278. URL: https://www.academia.edu/26411940/THE_SOCIO_POLITICAL_CONSTRUCTION_OF_GLOBALIZATION
  49. Arandjelovic O. On the Value of Life // The International Journal of Applied Philosophy. – 2022.  – Online First. DOI: https://doi.org/10.5840/ijap2022422169 
  50. Rahman M., Younus A., Uddin K. Crisis of Morals and Values: A Bangladesh Perspective // International Journal of Social Science Studies. – 2018. – Vol. 6 (11). DOI: https://doi.org/10.11114/ijsss.v6i11.3687 
Дата публикации 30.04.2023