Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 4, С. 123–147
УДК: 
330.117+371.11+101

Цифровая культура руководителя образовательной организации: методологические подходы к исследованию

Гаркуша Н. С. 1 (Москва, Россия), Алексеева А. С. 2 (Москва, Россия), Асмолова Л. М. 1 (Москва, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
2 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Аннотация: 

Проблема и цель. Сложившиеся в современном мире противоречия между вызовами интенсивно развивающейся цифровой среды и личностно-профессиональными ценностными установками руководителя образовательной организации, между теоретическими знаниями о цифровизации и их применением в управленческой практике требуют детального изучения феномена «цифровая культура руководителя образовательной организации» и методологического обоснования как самого явления, так и структурных составляющих цифровой культуры, оказывающих влияние на успешность и эффективность руководителя в решении задач цифровизации и цифровой трансформации образовательной организации. Цель статьи – выявление и обоснование методологических аспектов феномена «цифровая культура руководителя образовательной организации».
Методология. Изучение методологических аспектов феномена «цифровая культура руководителя образовательной организации» реализовано посредством логического анализа научных теорий, системного анализа и теоретического обоснования существующих в науке и практике выводов о применении методологических подходов к изучению категории цифровой культуры руководителя образовательной организации. При обосновании смыслового конструкта цифровой культуры руководителя образовательной организации использованы методы конкретизации, моделирования, формализации.
Результаты. В статье исследован феномен «цифровая культура руководителя образовательной организации», значимость которого связана с его представлением как нового типа культуры, который создает новое пространство ценностей и смыслов, способствует появлению иных культурных практик и форм человеческой деятельности. Авторы выявили методологические аспекты феномена «цифровая культура руководителя образовательной организации», основанные на применении взаимосвязанных и взаимодополняющих научных подходов, обеспечивающих полное и глубокое понимание данного явления: системно-деятельностного, культурологического, аксиологического, праксиологического и сеттинг-инкрементального. С позиций сеттинг-инкрементального подхода авторами обоснован смысловой конструкт цифровой культуры руководителя образовательной организации, включающий следующие элементы: цифровое мышление, цифровая аффилиация, цифровая адаптация и цифровой опыт.
Заключение. В статье сделаны выводы о том, что рассмотренные методологические подходы взаимодополняются, предоставляя широкий спектр методологических инструментов для изучения феномена «цифровой культуры руководителя образовательной организации». Комбинирование подходов позволяет углубить понимание различных аспектов цифровой культуры, их взаимосвязи, влияния на поведение и деятельность руководителя образовательной организации в цифровой среде.

Ключевые слова: 

цифровая культура; руководитель образовательной организации; цифровая трансформация; аксиологический подход; праксиологический подход; цифровая среда; сеттинг-инкрементальный подход

Библиографическая ссылка:
Гаркуша Н. С., Алексеева А. С., Асмолова Л. М. Цифровая культура руководителя образовательной организации: методологические подходы к исследованию // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 123–147. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.06
Список литературы: 
  1. Елькина Е. Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – Т. 6, № 12. – С. 67–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36541874 
  2. Гнатышина Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога: монография. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2019. – 294 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41493700 
  3. Токтарова В. И., Ребко О. В. Структурно-функциональная модель развития компетенций цифровой культуры будущих педагогов // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 6. – С. 18–27. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-18-27 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49836594 
  4. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework // Education Tech Research & Development. – 2020. – Vol. 68. – P. 2449–2472. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4 
  5. Markauskaite L., Carvalho L., Fawns T. The role of teachers in a sustainable university: from digital competencies to postdigital capabilities // Education Tech Research & Development. – 2023. – Vol. 71. – P. 181–198. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-023-10199-z 
  6. Неустроев С. С., Зибров В. А., Федорчук Ю. М. Модель мониторинга сформированности цифровых компетенций руководителей образовательных организаций // Человек и образование. – 2018. – № 4. – С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37000898 
  7. Gordashnikova O., Fedorchuk Y., Kuznetsov A. Digital Competency of a School Principal: the 21st Century Skill Development // EDULEARN 21 Proceedings. – 2021. – P. 835–841. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.0226  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46487965  
  8. Ellis L., Lu Y-H., Fine-Cole B. Digital Learning for North Carolina Educational Leaders // TechTrends. – 2021. – Vol. 65. – P. 696–712. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-021-00649-x  
  9. Gonzales M. M. School technology leadership vision and challenges: Perspectives from American school administrators // International Journal of Educational Management. – 2020. – Vol. 34 (4). – P. 697–708. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-02-2019-0075  URL: https://digitalscholarship.unlv.edu/edpsych_fac_articles/247/ 

10. Lindqvist M. H., Pettersson F. Digitalization and school leadership: on the complexity of leading for digitalization in school // The International Journal of Information and Learning Technology. – 2019. – Vol. 36 (3). – P. 218–230. DOI: https://doi.org/10.1108/IJILT-11-2018-0126  URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJILT-11-2018-0126/full/html  

11. Ilomäki L., Lakkala M. Digital technology and practices for school improvement: innovative digital school model // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. – 2018. – Vol. 13. – P. 25. DOI: https://doi.org/10.1186/s41039-018-0094-8 

12. Fletcher J., Everatt J., Mackey J., Fickel L. Digital Technologies and Innovative Learning Environments in Schooling: A New Zealand Experience // New Zealand Journal of Educational Studies. – 2020. – Vol. 55. – P. 91–112. DOI: https://doi.org/10.1007/s40841-020-00156-2  

13. Tołwińska B. The Role of Principals in Learning Schools to Support Teachers’ Use of Digital Technologies // Tech Know Learn. – 2021. – Vol. 26. – P. 917–930. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-021-09496-4 

14. Karakose T., Polat H., Papadakis S. Examining Teachers’ Perspectives on School Principals’ Digital Leadership Roles and Technology Capabilities during the COVID-19 Pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (23). – P. 13448. DOI: https://doi.org/10.3390/su132313448 

15. Agustina R., Kamdi W., Hadi S., Muladi, Nurhadi D. Influence of the principal’s digital leadership on the reflective practices of vocational teachers mediated by trust, self-efficacy, and work engagement // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. – 2020. – Vol. 19 (11). – P. 24–40. DOI: https://doi.org/10.26803/ijlter.19.11.2 

16. Mohebi L. Educational Leadership and Digital Culture // Social Science Research Network. – 2019. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3419519  URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3419519 

17. Shonfeld M., Cotnam-Kappel M., Judge M. Ng C. Y., Ntebutse J. G., Williamson-Leadley S., Yildiz M. N. Learning in digital environments: a model for cross-cultural alignment // Educational Technology Research and Development. – 2021. – Vol. 69. – P. 2151–2170. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-021-09967-6 

18. Паньшин Б. Н. Цифровая культура: теория и практика // Наука и инновации. – 2021. – № 8. – С. 45–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46494181 

19. Kuzu Ö. H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Higher Education in Russia. – 2020. – Vol. 29 (3). – Р. 9–23. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23 

20. Levitskaya I., Straka M. The Digital Culture of Industry in the Transition to Sustainable Development / In E3S Web of Conferences E3S Web of Conferences, SDEMR-2021. – 2021. – Vol. 278. – P.  03019. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127803019 

21. Яркова Е. Н. Цифровая культура как объект культурологии: к проблеме методологических альтернатив // Вестник томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2021. – № 41. – С. 112–126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45687858 

22. Тимофеев А. В. Становление цифровой аксиологии: ключевые понятия и проблемы // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2019. – № 3. – С. 73–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41039849 

23. Ramella A. L., Lehmuskallio A., Thielmann T., Abend P. Introduction: Mobile Digital Practices. Situating People, Things, and Data // Digital Culture & Society. Mobile Digital Practices. – 2017. – Vol. 3 (2). – P. 5–18. DOI: https://doi.org/10.25969/mediarep/13507 

24. Гофман А. А., Тимощук А. С. Цифровая праксиология // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 9. – С. 461–463. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47195109 

25. Горбатенко Е. А. Особенности цифровой трансформации на современном этапе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1. – С. 102–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48777197 

26. Рабинович П. Д., Заведенский К. Е., Кушнир М. Э., Храмов Ю. Е., Мелик-Парсаданов А. Р. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. – 2020. – № 5. – С. 4–14. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43068753 

27. Беляев Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 109–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43792567 

28. Genc-Tetik E. Strategy implementation, culture and performance in the public organizations: an empirical examination // Public Administration Issue. – 2022. – Vol. 6. – P. 33–52. DOI: https://doi.org/10.17323/1999-5431-2022-0-6-33-52  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49434897

29. Грушевская Е. С. Тема как операциональная единица для формирования ценностно-стратегических приоритетов в дискурсе // Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 124–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38230553  

Дата публикации 31.08.2023