Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 51–77
УДК: 
377.4+372.881.111.1+159.947.5

Специфика повышения эффективности освоения английского языка магистрантами, специализирующимися в сфере IT

Гончарова Н. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Хаитова А. И. 1 (Екатеринбург, Россия), Ошкордина А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Макарова Е. Н. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный экономический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема подготовки специалистов со знанием английского языка в современных условиях глобализации научно-технического прогресса и развития сопутствующего международного дискурса в области IT. Цель статьи – выявление особенностей повышения эффективности освоения профессионального английского языка магистрантами, специализирующимися в сфере информационных технологий.
Методология. Эмпирическую базу исследования составили 94 магистранта I курса, специализирующиеся в сфере IT, а также 25 преподавателей профессионального английского языка со стажем более 10 лет. Результаты теоретического анализа проблемы были сопоставлены с данными анкетирования 76 магистрантов, а также с итогами анкетирования 25 преподавателей на темы поиска путей повышения эффективности освоения профессионального английского. Разработанная авторская методика (мультимедийная презентация) апробировалась в ходе освоения профессионального английского экспериментальной группой магистрантов численностью 18 человек. Одновременно контрольная группа магистрантов из 21 человека осваивала профессиональный английский по стандартной программе. Результаты обрабатывались средствами качественного анализа и методами математической статистики.
Результаты. Сопоставление данных теоретического анализа и анкетирования позволило выявить критерии, условия, факторы, показатели и уровни повышения эффективности освоения профессионального английского, соответствующие личностно-профессиональным особенностям магистрантов, специализирующихся в области IT. На этой ориентировочной основе была сконструирована авторская методика, которая использовалась в экспериментальной группе магистрантов. Сравнительно-сопоставительный анализ показателей освоения профессионального английского в контрольной и экспериментальной группах выявил статистически значимые различия в уровнях этих показателей.
При этом в экспериментальной группе оказалось статистически значимо больше тех, кто достиг высоких показателей, а в контрольной – тех магистрантов, кто в показателях не поднялся выше среднего. В качестве одной из возможных интерпретаций полученных данных было выдвинуто предположение о доминировании разных по своей сущности мотивов, образующихся в каждой группе. Так, в экспериментальной группе могли нарастать процессуальные мотивы, создающие увлеченность процессами овладения английским, что побуждало участников выйти на высокие показатели. В контрольной группе могли доминировать лишь внешние стимулы. При отсутствии значительной увлеченности процессом обучения это становилось субъективным оправданием приемлемости для магистранта удовлетворительной оценки.
Заключение. Разработанные методические средства статистически значимо повышают эффективность освоения магистрантами IT-направлений профессионального английского за счет инициирования у них процессуальных мотивов к обучению. Предложенная траектория повышения эффективности процессов освоения английского языка может рассматриваться как ориентировочная основа для преподавания профессионального английского специалистам, во многом уже сложившимся как личности и как профессионалы.

Ключевые слова: 

иноязычная коммуникативная компетенция; IT-магистранты; образовательные технологии; тематическая презентация; образовательные потребности; учебная мотивация; профессиональный иностранный язык

Библиографическая ссылка:
Гончарова Н. А., Хаитова А. И., Ошкордина А. А., Макарова Е. Н. Специфика повышения эффективности освоения английского языка магистрантами, специализирующимися в сфере IT // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 51–77. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.03
Список литературы: 
  1. Буянова Г. В., Гитман Е. К., Попова Т. В., Долматова Н. С. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 44–60. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2004.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43933903
  2. Буркова И. Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 10. – С. 102–117. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49748307
  3. Платова Е. Д. Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 468. – С. 219–225. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/468/25 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47282960
  4. Шухман А. Е., Гришина Л. С., Легашев Л. В., Парфенов Д. И. Какие компетенции ждет региональный рынок ИТ-специалистов? Разработка и апробация технологии анализа актуальных вакансий // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 8–9. – С. 137–153. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-137-153 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49537516
  5. Сидоренко Т. В., Замятина О. М. Профессиональные компетенции студентов неязыкового вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 368. – С. 141–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18840954
  6. Осипова С. И., Бугаева Т. П., Осипов В. В. Формирование методологической культуры магистрантов технологических направлений подготовки // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 161–171. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.12 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38545594
  7. Lin M., Liu L. Y. J., Pham T. N. Towards developing a critical learning skills framework for master's students: evidence from a UK university // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – Vol. 48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101267
  8. Barabash V., Milz M., Kuhn T., Laufer R. Development of a competence ecosystem for the future space workforce: strategies, practices and recommendations from international master programs in northern Sweden // Acta Astronautica. – 2022. – Vol. 197. – P. 46–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2022.05.017
  9. Nguyen Q., Buckingham L. Source-use expectations in assignments: The perceptions and practices of Vietnamese Master's students // English for Specific Purposes. – 2019. – Vol. 53. – P. 90–103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2018.10.001

10. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 1. – С. 87–102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21277895

11. Mestre-Segarra M. A., Ruiz-Garrido M. F. Examining students’ reflections on a collaborative online international learning project in an ICLHE context // System. – 2022. – Vol. 105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102714

12. Круглик В. С., Осадчий В. В. Формирование компетентности в области программирования у будущих инженеров-программистов // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 587–606. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.587-606 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41498615

13. Чучалин А. И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 8–9. – С. 79–96. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49537513

14. Надеждин Е. Н., Федотенко И. Л., Смирнова Е. Е. Методология имитационного моделирования педагогических систем // Чебышевский сборник. – 2022. – Т. 23, № 5. – С. 291–304. DOI: https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-291-304 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50327585

15. Siraj S., Jalbani A., Ibrahim M. Traditional learning problems of computing students // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. – 2019. – Vol. 10 (11). DOI: https://dx.doi.org/10.14569/IJACSA.2019.0101124

16. Herrera-Rivas H., Roque-Hernández R. V., Hernandez-Almazan J.-A., Vazquez A. M. Attainment factors of information technology students from polytechnic university in Mexico // IEEE Transactions on Education. – 2023. – Vol. 66 (4). – P. 311–317. DOI: https://doi.org/10.1109/TE.2023.3235831

17. Voloshyna T., Glazunova O. Types of academic internet-resources for IT students’ individual work management // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 21. – P. 78–86. DOI: https://doi.org/10.14308/ite000513

18. Sunggingwati D., Haviluddin H. Learning style preferred by English and computer students in Indonesia context // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2019. – Vol. 14 (10). – P. 46. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v14i10.9997

19. Ellederová E. Information technology students’ involvement in in-class debates: Speech acts and modification of the illocutionary force // Discourse and Interaction. – 2022. – Vol. 15 (2). – P. 28–52. DOI: https://doi.org/10.5817/DI2022-2-28

20. Mai T. M. Utilizing media-based materials to design authentic tasks for information technology students // TESOL Journal. – 2023. – Vol. 14 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/tesj.705

21. Makarova E. N., Pirozhkova I. S. New educational technologies to develop foreign language communicative competence of non-linguistic students: Digital storytelling // Philological Class. – 2021. – Vol. 26 (3). – P. 231–242. DOI: https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-03-20 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47559980

22. Alsalameen R., Almazaydeh L., Alqudah B., Elleithy K. Information technology students' perceptions toward using virtual reality technology for educational purposes // International Journal of Interactive Mobile Technologies. – 2023. – Vol. 17 (07). – Р. 148–166. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v17i07.37211

23. Skantz-Aberg E., Lantz-Andersson A., Lundin M., Williams P. Teachers’ professional digital competence: an overview of conceptualisations in the literature // Cogent Education. – 2022. – Vol. 9 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2063224

24. Su Y. Delving into EFL teachers’ digital literacy and professional identity in the pandemic era: Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) framework // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (6). DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e16361

25. Мухина Ю. Н., Ковальчук С. С. Факторы, влияющие на мотивацию студентов неязыковых направлений очной и заочной форм обучения при онлайн- и офлайн-изучении иностранного языка // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 1. – С. 28–46. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2301.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50355417

26. Рожина Т. Д., Степанова О. С. Уровневое обучение иностранным языкам в вузе: актуальные проблемы // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 3. – С. 132–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36296943

27. Соболева А. В., Мацалак Т. В. Индивидуальный образовательный маршрут при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 481. – С. 215–229. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/481/24 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50104086

28. Kolaj E. M. Challenges of teaching in mixed-ability classes and strategies EFL teachers use – a case study in Albania // International Journal of Language and Literature. – 2022. – Vol. 10 (1). – P. 14–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15640/ijll.v10n1a3

 

Дата публикации 31.10.2023