Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 4, С. 148–169
УДК: 
316.6+376.33+303.443.2

Структура и содержание познавательной компетентности студентов вуза с инвалидностью по слуху в цифровой среде: критерии и способы экспертной оценки

Гареев А. А. 1 (Ижевск, Россия), Пономаренко Е. П. 1 (Ижевск, Россия), Шишкина А. А. 1 (Ижевск, Россия), Красавина Ю. В. 1 (Ижевск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"
Аннотация: 

Проблема и цель. Имеющиеся зарубежные и немногочисленные отечественные научно-педагогические исследования по вопросу обучения лиц с инвалидностью по слуху указывают на необходимость учета их когнитивных и психологических особенностей. Однако в работах редко обсуждается актуальное сегодня обучение в цифровой среде, обладающее нереализованным образовательным потенциалом для данной группы лиц. Цель статьи – обосновать покомпонентную структуру и содержание познавательной компетентности глухих и слабослышащих студентов высшей школы в цифровой среде.
Методология. Предварительно составленные на основе анализа литературы структура и содержание познавательной компетентности неслышащих студентов корректировались и утверждались с помощью квалиметрического подхода, в частности процедур метода групповых экспертных оценок.
Результаты. С помощью методов анкетных данных и самооценки выявлены показатели компетентности в вопросах обучения лиц с инвалидностью по слуху, разработана шкала оценки экспертов по этим показателям, отобрано 10 экспертов. Разработана анкета для уточнения и утверждения структуры (компонентов) и содержания (критериев) познавательной компетентности глухих и слабослышащих студентов в цифровой среде, проведено анкетирование экспертов. В результате авторами обоснована структура познавательной компетентности из четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и коммуникативного. Раскрыто содержание каждого из компонентов познавательной компетентности в виде списка критериев и способа их оценки.
Заключение. Предлагаемые структура и содержание являются попыткой унифицировать обучение глухих и слабослышащих студентов. Делается вывод о том, что данная структура обеспечивает выявление сложностей при обучении неслышащих студентов онлайн, а, следовательно, гарантирует более эффективное формирование их познавательной компетентности.

Ключевые слова: 

структура компетентности; познавательная компетентность; глухие; слабослышащие; инвалидность по слуху; цифровая среда; метод групповых экспертных оценок.

Библиографическая ссылка:
Гареев А. А., Пономаренко Е. П., Шишкина А. А., Красавина Ю. В. Структура и содержание познавательной компетентности студентов вуза с инвалидностью по слуху в цифровой среде: критерии и способы экспертной оценки // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 148–169. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.07
Список литературы: 
  1. Saeed E., Mansoor Z., Ikram H. Usefulness of Social Model of Disability for Teaching Visually Impaired English Language Learners // Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. – 2022. – Vol. 4 (4). – P. 1–5. DOI: https://doi.org/10.32996/jeltal.2022.4.4.1
  2. Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 2. – С. 185–192. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-0803-2019-10217  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150270 
  3. Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13, № 4. – С. 664–675. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41861839  
  4. Lynn M. A., Templeton D. C., Ross A. D., Gehret A. U., Bida M., Sanger T. J., Pagano T. Successes and Challenges in Teaching Chemistry to Deaf and Hard-of-Hearing Students in the Time of COVID-19 // Journal of Chemical Education. – 2020. – Vol. 97 (9). – P. 3322–3326. DOI: https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c00602
  5. Sutton H. Guide offers best practices for meeting the needs of deaf students during COVID-19 pandemic // Disability Compliance for Higher Education. – 2020. – Vol. 26 (4). – P. 9-9. DOI: https://doi.org/10.1002/dhe.30938 
  6. Kuntze M., Branum-Martin L., Scott J. Pandemic effects on the reading trajectories of deaf and hard of hearing students: a pilot analysis // Reading and Writing. – 2023. – Vol. 36 (2). – P. 429–448. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-022-10365-4 
  7. Thorén E., Öberg M., Wänström G., Andersson G., Lunner T. Internet Access and Use in Adults With Hearing Loss // Journal of Medical Internet Research. – 2013. – Vol. 15 (5). – P. e91. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.2221
  8. Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В., Жуйкова О. Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 418–435. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.28  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46673415 
  9. Звоненко А. Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность» // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 2. – С. 162–167. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210029  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45635793

10. Ng W. Can we teach digital natives digital literacy? // Computers and Education. – 2012. – Vol. 59 (3). – P. 1065–1078. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.04.016  URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/28001/1/1001996.pdf 

11. Рослякова С. В. О сущности и структуре познавательной компетентности // Вестник университета. – 2012. – № 10. – С. 300–305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18344983 

12. Кублицкая Ю. Г. Обогащение содержания образования, как условие развития познавательной компетентности студентов // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 42–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32736470 

13. Vlieghe J. Traditional and digital literacy. The literacy hypothesis, technologies of reading and writing, and the ‘grammatized’ body // Ethics and Education. – 2015. – Vol. 10 (2). – P. 209–226. DOI: https://doi.org/10.1080/17449642.2015.1039288  URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17449642.2015.1039288 

14. Green C. L. Digital literacies and the skills of the digital age // Learning in the Digital Age. – 2020. – P. 111–131. URL: https://open.library.okstate.edu/learninginthedigitalage/chapter/digital-literacies-and-the-skills-of-the-digital-age/ 

15. Viluckiene J. The relationship between online social networking and offline social participation among people with disability in Lithuania // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 185. – P. 453–459. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.413  URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815022065 

16. Maiorana-Basas M., Pagliaro C. M. Technology use among adults who are deaf and hard of hearing: A national survey // Journal of deaf studies and deaf education. – 2014. – Vol. 19 (3). – P. 400–410. URL: https://www.jstor.org/stable/43666294 

17. Toofaninejad E., Zavaraki E. Z., Dawson S., Poquet O., Daramadi P. S. Social media use for deaf and hard of hearing students in educational settings: A systematic review of literature // Deafness and Educational International. – 2017. – Vol. 19 (3–4). – P. 144–161. DOI: https://doi.org/10.1080/14643154.2017.1411874  URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14643154.2017.1411874 

18. Шамсутдинова Ю. Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2020. – № 5. – С. 54–76. DOI: https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180415 

19. El-Soud M. A., Hassan A. E., Kandil M. S., Shohieb S. M. A proposed web based framework e-learning and dictionary system for deaf Arab students // International Journal of Electrical & Computer Sciences. – 2010. – Vol. 10 (1). – P. 56–68. URL: https://goo.su/qv2Ww  

20. Thorén E. S., Öberg M., Andersson G., Lunner T. Internet interventions for hearing loss // American Journal of Audiology. – 2015. – Vol. 24 (3). – P. 316–319. DOI: https://doi.org/10.1044/2015_AJA-15-0009  URL: https://pubs.asha.org/doi/abs/10.1044/2015_AJA-15-0009  

21. Колзина А. Г., Шихова О. Ф., Гареев А. А., Шихов Ю. А., Родригез Булнес М. Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, №. 4. – С. 40–78. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-40-78  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48302688 

22. Еременко В. Д., Припачкин И. А., Шипко Ю. В., Гавриленко А. В. Вероятностный подход к оценке количественного состава экспертной группы // Воздушно-космические силы. Теория и практика. – 2019. – № 9. – С. 15–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37214566 

23. Денисова С. А. Содержание и структура учебно-познавательной компетенции студентов направления подготовки «Лингвистика» // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9, № 11. – С. 220–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22741249 

24. Green C. L. Personal learning networks: Defining and building a PLN // Learning in the Digital Age. – 2020. – P. 91–98. URL: https://open.library.okstate.edu/learninginthedigitalage/chapter/personal-learning-networks_defining-and-building-a-pln/   

25. Варинова О. А. Особенности описания социального сообщества глухих людей // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 7. – С. 44–48. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2020.7.7  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43799459 

Дата публикации 31.08.2023