Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 195–217
УДК: 
316.613+378.44+159.923+57.017.3

Адаптация иностранных студентов в российскую образовательную среду университета: медико-психологический аспект социокультурной интеграции [in English]

Маркусь А. М. 1 (Челябинск, Россия), Дмитрусенко И. Н. 1 (Челябинск, Россия), Тишевской И. А. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
2 Челябинский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Повышение академической мобильности студентов способствует значительному росту числа иностранных студентов в российских университетах, которые оказываются в непривычной для них образовательной среде и поэтому вынуждены адаптироваться к новым академическим и культурным реалиям. Ключевой проблемой интеграции иностранных студентов в российскую образовательную среду является их психологическая адаптация, определяющая не только успешность учебной деятельности студентов, но и показатели их здоровья и социального благополучия. Цель статьи – выявить психологические и медицинские факторы и проявления адаптации к образовательной среде российского вуза иностранных студентов, а также оценить уровень их удовлетворенности медико-психологическим сопровождением в период обучения.
Методология. Исследование проводится на основе антропо-системного методологического подхода, предполагающего концентрацию на совершенствовании конструктивных стратегий, ресурсов у обучающихся, позволяющих им эффективнее преодолевать различные трудности, а также на развитии навыков межкультурной коммуникации, создании внутренних и внешних условий для самореализации. В качестве исследовательских методов применялись опросники, предназначенные для изучения медико-психологических аспектов адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза.
Результаты. В изученной выборке иностранных студентов выявлено отсутствие «нормальности» в распределении показателя адаптивности: преобладают студенты с уровнями адаптивности «выше среднего» и «высокий» (56 % суммарно) и «низкий» и «ниже среднего» (33 % суммарно), а уровень адаптивности «средний» был выявлен только у 11 % испытуемых.
Вместе с тем у иностранных студентов были выявлены низкая степень самоопределения в отношении профессии и перспектив личностного развития и высокий запрос на помощь в осмыслении важности профессионализации и раскрытии имеющихся у студентов способностей к саморазвитию и самоопределению. Проведенный анализ востребованности и опыта получения медицинских услуг иностранными студентами выявил, что среди них за медицинской помощью обращалось примерно 80 %, из которых около 73 % были полностью или частично удовлетворены качеством оказанных медицинских услуг, 10 % остались недовольны их качеством, а 17 % затруднились оценить качество медицинского обслуживания. Основными недостатками в реализации комплексной работы подразделений вуза, нацеленной на оптимизацию психологических и медицинских показателей адаптации иностранных студентов, оказались: наличие лимита времени медицинского работника, отведенного на сбор жалоб; сложности коммуникации специалиста и иностранного студента, обусловленные языковым и культурным барьером; недостаточный учет в работе «сопровождающих» специалистов вуза низкой степени самоопределения иностранных студентов.
Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о наличии разной степени адаптированности иностранных студентов к российской образовательной среде при малой численности лиц со средней степенью адаптированности. Основными неблагоприятными психологическими факторами адаптации иностранных студентов являются низкий уровень их профессионального самоопределения и недостаточная сформированность перспектив личностного развития. Уровень и доступность медицинской помощи, предоставляемой иностранным студентам в России, удовлетворяет большинство из них. Ключевой проблемой, снижающей оценку иностранными студентами качества медицинских услуг, является сложность налаживания социальной коммуникации с сотрудниками медучреждений.

Ключевые слова: 

психологическая адаптация; психологический стресс; медицинское сопровождение; иностранные студенты; российская образовательная среда; высшее образование; удовлетворенность иностранных студентов.

Библиографическая ссылка:
Маркусь А. М., Дмитрусенко И. Н., Тишевской И. А. Адаптация иностранных студентов в российскую образовательную среду университета: медико-психологический аспект социокультурной интеграции [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 195–217. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.010
Список литературы: 
  1. Furnham A. The mental health of foreign students // Social science and medicine. – 1983. – Vol. 17 (6). – P. 365-370. URL: http://www.academia.edu/33902951/The_mental_health_of_foreign_students  
  2. Walkiewicz M., Guziak M. Availability of psychological support for medical students in Poland // International Journal of Occupational and Environmental Health. – 2021. – Vol. 34 (1). – P. 87–99. DOI: https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01539
  3. Newsome L. K., Cooper P. W. International students’ cultural and social experiences in a British University: “Such a hard life [it] is here” // Journal of International Students. – 2016. – Vol. 6 (1). – P. 195–215. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v6i1.488
  4. Holubnycha L., Matsapura L., Miroshnik L., Hetmanets I., Kovalchuk O., Khodakovska O. Psychophysiological Adaptation of International Students to Learning Abroad // International Journal of Innovative Research and Scientific Studies. – 2022. – Vol. 5 (1). – P. 37–46. DOI: https://doi.org/10.53894/ijirss.v5i1.359
  5. Forbes-Mewett H. Mental health and international students: Issues, challenges and effective practice // International Education Association of Australia (IEAA). – July 2019. – P. 1–18. URL: https://research.monash.edu/en/publications/mental-health-and-international-students-issues-challenges-and-ef
  6. Forbes-Mewett H., Sawyer A.-M.  International students and mental health // Journal of International Students. – 2016. – Vol. 6 (3). – P. 661–677. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v6i3.348  
  7. Vatansever M., Georgieva E., Velkova A. Stress factors and depression levels of international medical students in Bulgaria and Turkish medical students // Education in Medicine Journal. – 2021. – Vol. 13 (3). – P. 55–64. DOI: https://doi.org/10.21315/eimj2021.13.3.6
  8. Altissimo A. Support in international students’ relationships. – Beings, Belongings and Places, 2020. – P. 241–251. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-31364-7_8
  9. Koo K., Kim Y. W., Lee J., Nyunt G. “It’s My Fault”: Exploring Experiences and Mental Wellness Among Korean International Graduate Students // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 11 (4). – P. 790–811. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v11i4.2801
  10. Yue Qi L., Roslan S., Zaremohzzabieh Z. Perceived Social Support and Psychological Well-Being of International Students: The Mediating Effects of Resiliency and Spirituality // Asian Journal of University Education. – 2021. – Vol. 17 (3). – P. 220–234. DOI: https://doi.org/10.24191/ajue.v17i3.14502
  11. Sheng L., Dai J., Lei J. The impacts of academic adaptation on psychological and sociocultural adaptation among international students in China: The moderating role of friendship // International Journal of Intercultural Relations. – 2022. – Vol. 89. – P. 79–89. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.06.001
  12. Tikhonova E. V., Kosycheva M. A., Efremova G. I. Primary professionalization of foreign students: barriers, stigmatization, adaptation // Integration of Education. – 2021. – Vol. 25 (4). – P. 608–628. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.608-628  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47395888
  13. Jin L., Acharya L. Developing Tailored Messages to Improve Mental Health and Adjustment of Asian International Students // Journal of International Students. – 2022. – Vol. 12 (2). – P. 817–842. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v12i2.3594
  14. Baghoori D., Roduta Roberts M., Chen S.-P. Mental health, coping strategies, and social support among international students at a Canadian university // Journal of American College Health. – 2022. – P. 1–12.  DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2022.2114803
  15. Kitzrow M. A. The mental health needs of today's college students: Challenges and recommendations // NASPA Journal. – 2003. – Vol. 41 (1). – P. 165–179. URL: https://ccvillage.buffalo.edu/wp-content/uploads/sites/74/2017/06/NASPA-Mental-Health-Needs-of-College-Students.pdf  
  16. Marangell S., Baik C. International Students’ Suggestions for What Universities Can Do to Better Support Their Mental Wellbeing // Journal of International Students. – 2022. – Vol. 12 (4). – P. 933–954. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v12i4.3877 
  17. Bore M., Pittolo C., Kirby D., Dluzewska T., Marlin S. Predictors of psychological distress and well-being in a sample of Australian undergraduate students // Higher Education Research & Development. – 2016. – Vol.  35 (5). – P. 869–880. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1138452
  18. Larcombe W., Finch S., Sore R., Murray C. M., Kentis S., Mulder R. A., Tokatlidis O., Williams D. A. Prevalence and socio-demographic correlates of psychological distress among students at an Australian university // Studies in Higher Education. – 2014. – Vol. 41 (6). – P. 1074–1091. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2014.966072 
  19. Рыжов В. В., Фабулова М. А. Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития студентов средствами иностранного языка // Вестник университета. – 2012. – № 10. – С. 305–312. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18344985  
  20. Бохан Т. Г., Терехина О. В., Шабаловская М. В. К вопросу оснований психологического сопровождения образования иностранных студентов с позиции антропо-системного подхода в психологии // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 5. – С. 158–168. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-158-168  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49536593
  21. Newton D. C., Tomyn A. J., LaMontagne A. D. Exploring the challenges and opportunities for improving the health and wellbeing of international students: Perspectives of international students // Journal of the Australian and New Zealand Student Services Association. – 2021. – Vol. 29 (1). – P. 18–34. DOI: https://doi.org/10.30688/janzssa.2021.1.02 
  22. Huhn D., Junne F., Zipfel S., Duelli R., Resch F., Herzog W., Nickendei C. International medical students – a survey of perceived challenges and established support services at medical faculties // GMS Zeitschrift für Medizinische Ausbildung. – 2015. – Vol. 32 (1). – P. 9. DOI: https://dx.doi.org/10.3205/zma000951  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25699112/
  23. Карташов В. Т., Черняев А. П., Розанов В. В., Северин А. Е., Погонин А. В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – № 1. – С. 209. DOI: https://doi.org/10.12737/7230 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22988285
  24. Белобрыкина О. А., Дроздова А. В. Социально-психологическая адаптация: проблемы измерения (на примере анализа методики К. Р. Роджерса и Р. Ф. Даймонд) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2021. – № 3. – C. 10–41. DOI: https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-3-10-41  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49992851
  25. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с. URL: http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf 
Дата публикации 31.10.2023