Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 31–50
УДК: 
159.947.5+316.628+378.147

Создание благоприятной среды обучения: оценка влияния доминирующих стилей любви на мотивацию студентов [in English]

Трифонова И. С. 1 (Тюмень, Россия), Токарев А. А. 1 (Тюмень, Россия), Левенкова А. Ю. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния эмоций на внутреннюю мотивацию студентов университета к учебе. Цель – выявить доминирующие стили любви, обосновать их влияние на внутреннюю мотивацию студентов к учебе и типы их мотивов для моделирования благоприятной среды обучения. Несмотря на то что со времени возникновения психоанализа неоднократно проводились различные исследования роли эмоциональных факторов в обучении, в настоящее время эмоциональная реакция на переживание любви недостаточно изучена в учебно-методической литературе и остается периферийной темой.
Методология. Методологическую основу исследования составили личностно ориентированный, средовой, структурный подходы к изучению личности, теория цветового круга любви (Дж. А. Ли), теоретический анализ и обобщение научных источников, количественные, качественные, диагностические и интерпретационные методы (Н. Ц. Бадмаева). Для достижения цели в сравнительно-сопоставительном контексте проведен аналитический обзор, направленный на выявление связи эмоций и внутренней мотивации учащихся, а также основных составляющих благоприятной среды обучения. Количественные и диагностические методы включают два опроса, используемые в качестве инструментов сбора данных. Качественные и интерпретационные методы позволили определить мотивацию учащихся через стили любви во взаимосвязи с типами мотивов, а также разработать трехчастную модель благоприятной среды обучения, основанную на стратегиях обучения. В исследовании приняли участие 28 студентов 3–4 курсов Тюменского государственного университета в возрасте 20–25 лет, обучающихся по специальности «Лингвистика».
Результаты. Посредством теоретического анализа и обобщения научных источников доказано, что эмоции являются значимым компонентом в формировании внутренней мотивации студентов к учебной деятельности, выявлены и описаны ключевые составляющие благоприятной среды обучения.
Результаты диагностик и их интерпретационный анализ показали высокий уровень влияния стилей любви на внутреннюю мотивацию студентов к учебе, выявили статистически значимые связи между преобладающими стилями любви и мотивами. Доминирующими стилями любви являются Людус, Прагма и Агапе. Оценка уровня мотивации студентов и доминирующих видов мотивов показала, что 51 % респондентов (n = 16) имеют уровень мотивации ниже среднего или низкий. Среди преобладающих мотивов авторы выделили следующие: коммуникативные, избегание неудач и социальные.
Эти результаты позволили разработать и обосновать необходимость внедрения содержательной модели благоприятной среды обучения, основанной на стратегиях обучения. Авторская модель состоит из трех основных частей: интеллектуальное стимулирование, гибкая система оценивания и рефлексия. Эти компоненты, с одной стороны, обусловлены преобладающими мотивами студентов под влиянием стилей любви, с другой – способны усилить познавательные (учебные) и профессиональные мотивы. Предложенная модель эксплицирует конфигурацию связей стилей любви, мотивов и стратегий обучения и визуализирует глубинные смыслы благоприятной среды обучения.
Заключение. В заключении обобщается влияние стилей любви на внутреннюю мотивацию студентов к учебе, обосновывается необходимость внедрения и апробации разработанной модели благоприятной среды обучения, которая, по мнению авторов, позволит сформировать устойчивую мотивацию обучающихся к учебе, повысить познавательные (учебные) и профессиональные мотивы.

Ключевые слова: 

стили любви; типы мотивов; мотивация студентов; стратегии обучения; благоприятная среда обучения; PBL; система оценки; рефлексия

Библиографическая ссылка:
Трифонова И. С., Токарев А. А., Левенкова А. Ю. Создание благоприятной среды обучения: оценка влияния доминирующих стилей любви на мотивацию студентов [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 31–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.02
Список литературы: 
  1. Pishghadam R., Adamson B., Shayesteh Sh. Emotion-based language instruction (EBLI) as a new perspective in bilingual education // Multilingual Education. – 2013. – Vol. 3 (1). – P. 9. DOI: https://doi.org/10.1186/2191-5059-3-9
  2. Plass J. L., Kalyuga S. Four ways of considering emotion in cognitive load theory // Educational Psychology Review. – 2019. – Vol.31 (2). – P. 339–359. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-019-09473-5 
  3. Alpaslan M. M., Ulubey O., Yildirim K. Examining the contributions of support and class belonging to preservice teachers’ career motivation in Turkey // Turkish Journal of Education. –2018. – Vol. 7 (4). – P. 196–209. DOI: https://doi.org/10.19128/turje.458535 
  4. Dincer A., Yeşilyurt S., Noels K., Vargas Lascano D. I. Self-determination and classroom engagement of EFL learners: A mixed-methods study of the self-system model of motivational development // SAGE Open. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 215824401985391. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244019853913
  5. Kingir S., Tas Y., Gok G., Vural S. S. Relationships among constructivist learning environment perceptions, motivational beliefs, self-regulation and science achievement // Research in Science and Technological Education. – 2013. – Vol. 31 (3). – P. 205–226. DOI: https://doi.org/10.1080/02635143.2013.825594
  6. Lee J. A. A typology of styles of loving // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1977. – Vol. 3 (2). – P. 173–182. DOI: https://doi.org/10.1177/014616727700300204 
  7. Hendrick C., Hendrick S. A theory and method of love // Journal of Personality and Social Psychology. –1986. – Vol. 50(2). – P. 392–402. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.2.392 
  8. Chkhaidze A., Tsilinko I. Peculiarities of love manifestation in personalities with different types of stresses //Psychological Journal. – 2019. – Vol. 23 (3). – P. 26–41. DOI: https://doi.org/10.31108/1.2019.3.23.2  
  9. Clemente M., Manuel G., Bugallo-Carrera C., Reig-Botella A., Gómez-Cantorna C. Types of love as a function of satisfaction and age // PsyCh Journal. –2020. – Vol. 9(3). – P. 402–413. DOI: https://doi.org/10.1002/pchj.338 
  10. 10.  Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 280–285. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17855343
  11. Malone T. W., Lepper M. R. Making learning fun: A taxonomy of intrinsic motivations for learning // Aptitude, learning, and instruction. Conative and affective process analyses / R. E. Snow, M.  J. Farr (Eds.). – Lawrence Erlbaum Associates, 1987. – Vol. 3. – P. 223–253. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781003163244-10/making-learning-fun-thomas-malone-mark-lepper
  12. Liu O. L., Bridgeman B., Adler R. M. Measuring learning outcomes in higher education // Educational Researcher. – 2012. – Vol. 41 (9). – P. 352–362. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X12459679 
  13. Shin M., Bolkan S. Intellectually stimulating students' intrinsic motivation: The mediating influence of student engagement, self-efficacy, and student academic support // Communication Education. – 2021. – Vol. 70 (2). – P. 146–164. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2020.1828959 
  14. Calderón A., Meroño L., MacPhail A. A student-centred digital technology approach: The relationship between intrinsic motivation, learning climate and academic achievement of physical education pre-service teachers // European Physical Education Review. –2020. – Vol. 26 (1). – P. 241–262. https://doi.org/10.1177/1356336X19850852 
  15. Bolkan S., Griffin D. J. Catch and hold: instructional interventions and their differential impact on student interest, attention, and autonomous motivation //Communication Education. –2018. – Vol. 67(3). – P. 269–286. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2018.1465193 
  16. Baker J. P., Goodboy A. K. The choice is yours: the effects of autonomy-supportive instruction on students’ learning and communication // Communication Education. –2019. – Vol. 68(1). – P. 80–102. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2018.1536793 
  17. Shin M.-H. Effects of project-based learning on students’ motivation and self-efficacy // English teaching. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 95–114. DOI: https://doi.org/10.15858/engtea.73.1.201803.95 
  18. Li H., Xiong Y., Hunter C. V., Guo X., Tywoniw R. Does peer assessment promote student learning? A meta-analysis // Assessment & Evaluation in Higher Education. –2019. – Vol. 45(2). – P. 193–211. DOI: https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1620679 
  19. Pacharn P., Bay D., Felton S. The impact of a flexible assessment system on students' motivation, performance and attitude // Accounting Education. –2013. – Vol. 22(2). – P. 147–167. DOI: https://doi.org/10.1080/09639284.2013.765292
  20. Miller E., Konstantinou I. Using reflective, authentic assessments to embed employability skills in higher education // Journal of Work-Applied Management. – 2021. – Vol. 14(1). – P. 4–17. DOI: https://doi.org/10.1108/JWAM-02-2021-0014 
  21. Veine S., Anderson M. K., Andersen N. H., Espenes T. C., Søyland T. B., Wallin P., Reams J. Reflection as a core student learning activity in higher education - Insights from nearly two decades of academic development // International Journal for Academic Development. – 2019. – Vol. 25 (2). – P. 147–161. DOI: https://doi.org/10.1080/1360144X.2019.1659797
  22.  Colomer J., Serra T., Cañabate D., Bubnys R. Reflective learning in higher education: Active methodologies for transformative practices // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (9). P. 3827. DOI: https://doi.org/10.3390/su12093827
  23. Wedelin D., Adawi T. Teaching mathematical modelling and problem solving - A cognitive apprenticeship approach to mathematics and engineering education // International Journal of Engineering Pedagogy. –2014. – Vol. 4 (5). – P. 49. DOI: https://doi.org/10.3991/ijep.v4i5.3555
  24. Gaita R. Love and teaching: Renewing a common world // Oxford Review of Education. – 2012. – Vol. 38 (6). – P. 761–769. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2012.745046
  25. Lanas M., Zembylas M. Towards a transformational political concept of love in critical education // Studies in Philosophy and Education. – 2014. – Vol. 34 (1). – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-014-9424-5
  26. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. – Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2005. – 203 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20085883  
  27. Dawadi S., Shrestha S., Giri R. A. Mixed-methods research: A discussion on its types, challenges, and criticisms // Journal of Practical Studies in Education. – 2021. – Vol. 2(2). – P. 25–36. DOI: https://doi.org/10.46809/jpse.v2i2.20
  28. Frerejean J., van Merriënboer J. J. G., Kirschner P. A., Roex A., Aertgeerts B., Marcellis M. Designing instruction for complex learning: 4C/ID in higher education // European Journal of Education. – 2019. – Vol. 54 (4). – P. 512–524. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12363
  29. Astuti S. W., Bajari A., Rachmiatie A., Venus A. Love is one of the reasons students communicate: Study about motive communication and relational satisfaction students // Psychology. –2021. – Vol. 58(2). – P. 4655–4667. DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.2853
Дата публикации 31.10.2023