Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 158–178
УДК: 
316.6+373.2+159.942+004.055

Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе

Батенова Ю. В. 1 (Челябинск, Россия), Типушков С. В. 2 (Копейск, Россия), Филиппова О. Г. 3 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
2 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко»
3 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема когнитивно-эмоционального развития ребенка в эпоху цифровой повседневности и рассматриваются возможности синергетического подхода в процессе становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Цель статьи – определить основные особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал синергетический подход и его основные принципы: комплексно-тематического планирования, витагенности, психологического комфорта, свободы выбора и самовыражения, сотрудничества, вариативности, интегративности, творчества, непрерывности.
Для получения фактических данных применялись психодиагностические методы и методики: (1) структурированное наблюдение за детьми в коллективной деятельности, (2) тест «Изучение социальных эмоций», (3) тест «Изучение действенности общественного и личного мотива» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
В исследовании приняли участие 56 дошкольников. Для обнаружения случайности результатов и отслеживания динамики экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке (T-критерий Вилкоксона, обеспечивающий обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования).
Результаты. Авторами предложен и теоретически обоснован синергетический подход как стратегия когнитивно-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлен синергетический эффект в процессе становления социальной активности детей в эпоху цифровой повседневности. Основные результаты показали, что применение синергетического подхода и комплекса различных видов и форм культурных практик, таких как творческая мастерская, исследовательский квест, игровое имитационное моделирование, проектирование, коллекционирование, студийная работа, вызвало значительное влияние на показатели социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития. Исследованием подтверждено предположение о том, что достижение высокого уровня становления социальной активности дошкольников возможно при условии создания в образовательном процессе детского сада событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых.
Заключение. Авторами подчеркивается, что применение в образовательной практике синергетического подхода и совокупности культурных практик позволяет повысить у детей уровни социальной активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, способствует перераспределению внимания ребенка от цифровых устройств в систему координат детского коллектива и формированию в нем положительных взаимоотношений на основе речевого общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством амплификации творческого опыта познания, применения в новом качестве и преобразования окружающей действительности. Результаты исследования позволяют сделать вывод о выявленном синергетическом эффекте создания событийно организованного образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, содержащего разнообразные культурные практики, направленные на включенность детей дошкольного возраста в социально-преобразовательную деятельность в процессе становления социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе.

Ключевые слова: 

социальная активность; культурные практики; синергетический подход; событийно организованное образовательное пространство; когнитивно-эмоциональное развитие; социально-преобразовательная деятельность; эпоха цифровой повседневности; образовательная технология событийности; совместная деятельность детей и взрослых.

Библиографическая ссылка:
Батенова Ю. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 158–178. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.08
Список литературы: 
  1. Беликова Н. А., Маркова Е. В., Погодина А. А. Сущность и условия реализации технологии формирования основ социальной активности дошкольников // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 23–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42417559
  2. Котлякова Т. А., Колесникова Е. А. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников: возможности студийной формы работы // Поволжский педагогический поиск. – 2018. – № 2. – С. 38–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35426612
  3. Маткеримов Н. О., Джунушалиева Б. А. Использование синергетического подхода к электронному обучению в высших учебных заведениях // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2020. – № 10. – С. 211–215. DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45616376
  4. Пашкевич Т. Д. Культурные практики как средство развития самостоятельности и активности детей дошкольного возраста // Учитель Алтая. – 2021. – № 1. – С. 191–197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45662584
  5. Прокопьева З. И., Сивцева П. В. Метод проекта как способ развития познавательной активности мальчиков старшего дошкольного возраста // Народное образование Якутии. – 2022. – № 3. – С. 90–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53326966
  6. Сатыбекова М. А. Синергетический подход в биологическом образовании // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2022. – № 8. – C. 224–225. DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.86.88.055 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49996187
  7. Сукиасян А. М. Педагогическая синергетика как составляющая личностно ориентированного обучения в современной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2020. – № 3. – С. 13–18. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-13-18  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44011593
  8. Торманов Н. Т., Бакирова А. С., Манакбаева У. Е. Специфики дистанционного образования с применением синергетического подхода обучения // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 159–169. DOI: https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.15  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46587614
  9. Ульзутуева О. Д., Гармаева И. С., Тудупова А. Б. Организация культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 139–145. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-1-139-145  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48569302
  10. Филиппова О. Г., Батенова Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования информационно-языковой компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях эмоциогенной нестабильности общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1. – С. 29–33. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0005  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44817632
  11. Хоменко Е. В. Исследовательское обучение: к вопросу конститутивных признаков понятий «исследовательская деятельность», «исследовательские умения» // Гуманитарная парадигма. – 2021. – № 4. – С. 79–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47387992
  12. Шинкарева Н. А., Тыхенова В. А. Творческая мастерская как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 18. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31557  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418681
  13. Corkin M. T., Peterson E. R., Henderson A. M., Waldie K. E., Reese E., Morton S. M. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2021. – Vol. 73. – P. 101237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101237
  14. Ivanova N., Timoshina E. Principles of Formation of Foundations of Senior Preschool Children’s Social Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 146. – Р. 385–389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.135 
  15. Perone S., Anderson A. J., Zelazo P. D. The influence of parental guidance on video game performance, exploration, and cortical activity in 5-year-old children // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 60. – P. 101126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.10112
  16. Polinsky N., Flynn R., Wartella E. A., Uttal D. H. The role of spatial abilities in young children’s spatially-focused touchscreen game play // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 57. – P. 100970. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2020.100970
  17. Resendes T., Benchimol-Elkaim B., Delisle C., René J.-L., Poulin-Dubois D. What I know and what you know: The role of metacognitive strategies in preschoolers’ selective social learning // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 60. – P. 101117.  URL: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101117
  18. Sharifian N., Sol K., Zahodne L. B., Antonucci T. С. 7.04 - Social relationships and adaptation in later life // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 7. – P. 52–72. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00016-9
  19. Shoshani A. From virtual to prosocial reality: The effects of prosocial virtual reality games on preschool Children's prosocial tendencies in real life environments // Computers in Human Behavior. – 2023. – Vol. 139. – P. 107546. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107546
  20. Sticker R. M., Christner N., Pletti C., Paulus M. The moral self-concept in preschool children: Its dimensions and relation to prosocial behaviors // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 58. – P. 101033. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101033
  21. Tu C., Nurymov Y., Umirzakova Z., Berestova A. Building an online educational platform to promote creative and affective thinking in special education // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 40. – P. 100841. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100841
  22. Ventouris A., Panourgia C., Hodge S. Teachers ‘perceptions of the impact of technology on children and young people’s emotions and behaviors // International Journal of Educational Research Open. – 2021. – Vol. 2. – P. 100081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100081   
  23. Viana A. G., Trent E. S., Haley C. E., Raines E. M. Outcome findings and issues in psychotherapy with children and adolescents: internalizing disorders // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 5. – P. 25–47. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00046-7  
  24. Wei X., Jiang H., Wang H., Geng J., Gao T., Lei L., Ren L. The relationship between components of neuroticism and problematic smartphone use in adolescents: A network analysis // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol. 186. – P. 111325. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111325
  25. Xiao S. X., Hanish L. D.,  Malouf L. M., Martin C. L., Lecheile B., Goble P., Fabes R. A., DeLay D., Bryce C. I. Preschoolers’ interactions with other-gender peers promote prosocial behavior and reduce aggression: An examination of the Buddy Up Intervention // Early Childhood Research Quarterly. – 2022. – Vol. 60. – P. 403–413. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2022.04.004

 

Дата публикации 31.10.2023