Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 124–140
УДК: 
336.011+004.81+378.1

Факторы, оказывающие существенное влияние на уровень финансовой грамотности студентов вузов: прогнозирование на основе когнитивной методологии

Тюменцева Е. Ю. 1 (Омск, Россия), Шамис В. А. 2 (Омск, Россия), Мухаметдинова С. Х. 2 (Омск, Россия)
1 Омский государственный технический университет
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема повышения финансовой грамотности студентов в современном вузе. Цель исследования состоит в выявлении совокупности взаимосвязанных факторов, оказывающих существенное влияние на уровень финансовой грамотности, и прогнозировании особенностей развития системы.
Методология. В процессе исследования применялись метод анкетирования, математико-статистические методы обработки эмпирических данных, экспертная оценка и компьютерное моделирование. В качестве методологической основы использовалась методология когнитивного моделирования, основоположником которой является Р. Аксельрод. В ходе выполнения проекта был проведен опрос, в котором приняли участие 195 студентов омских вузов, с целью выявления факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на уровень финансовой грамотности. По результатам анкетирования и экспертной оценки разработана когнитивная модель уровня финансовой грамотности и проведена серия компьютерных экспериментов.
Результаты. В процессе исследования на основе анализа результатов социологического опроса и инструментария когнитивного моделирования определены приоритетные темы в сфере финансового образования; выявлена совокупность факторов, влияющих на уровень финансовой грамотности, определены связи между ними и проведена экспертная оценка их интенсивности; разработана когнитивная модель уровня финансовой грамотности в виде взвешенного ориентированного графа; проведена серия компьютерных экспериментов и спрогнозировано влияние на целевой фактор воздействий различной интенсивности, оказываемых на связанные с ним управляющие факторы, например, умения планировать личный бюджет и др.
Заключение. Исследование показало социальную значимость повышения уровня финансовой грамотности студентов вузов. Результаты компьютерного моделирования позволили спрогнозировать степень влияния на уровень финансовой грамотности воздействий, оказываемых на управляющие факторы, и сделать выводы о том, какие темы являются наиболее приоритетными. Полученные в ходе выполнения проекта результаты могут послужить научной основой при проектировании курсов финансовой грамотности в современных вузах.

Ключевые слова: 

финансовая грамотность; высшие учебные заведения; студенты вузов; социологический опрос; когнитивная модель; компьютерный эксперимент; прогнозирование на основе когнитивной методологии.

Библиографическая ссылка:
Тюменцева Е. Ю., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Факторы, оказывающие существенное влияние на уровень финансовой грамотности студентов вузов: прогнозирование на основе когнитивной методологии // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 124–140. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.06
Список литературы: 
  1. Абаев А. Л., Збировская Е. П., Пратусевич В. Р. Анализ опыта российского государственного гуманитарного университета в повышении финансовой грамотности школьников, студентов и их родителей // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – № 3. – С. 20–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30480503
  2. Вихрова О. Ю. «Деловая журналистика» как универсальный инструмент подготовки журналистов к работе по повышению финансовой грамотности населения // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 2. – С. 110–131. DOI: https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.2.2019.110131 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37657520
  3. Бровчак С. В., Селиванова М. А., Сочнева Е. Н., Фирсанова О. В., Цыганов А. А., Шубаева В. Г. Вопросы повышения финансовой грамотности студентов высших учебных заведений финансово-экономической направленности // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 130–146. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.10  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41266912  
  4. Воспитанник И. В., Королева Н. И. Формирование экономического сознания и финансовой грамотности студентов как условия их психологической зрелости в современной ситуации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 7. – С. 35–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39166162 
  5. Гуляева М. А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – С. 11–20. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_11  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47697000 
  6. Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Влияние личностных характеристик на финансовое поведение молодежи // Journal of Institutional Studies. – 2019. – № 3. – С. 135–152. DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2019.11.3.135-152  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41177152
  7. Подболотова М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2015. – № 4. – С. 83–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25013646
  8. Резник С. Д., Черниковская М. В. Финансовая грамотность студентов вуза как ключевой фактор повышения их экономической самостоятельности // Друкеровский вестник. – 2021. – № 1. – С. 173–185. DOI: https://doi.org/10.17213/2312-6469-2021-1-173-185  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46506842  
  9. Сенченков Н. П., Цыганкова А. Н. Оценка уровня финансовой грамотности первокурсников профтехобразования (на примере смоленского техникума отраслевых технологий) // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 157–162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47173111 
  10. Степнова О. В., Старчикова И. Ю. Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 80–91. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.6 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44852452
  11. Тюменцева Е. Ю., Абрамченко Н. В., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Когнитивное моделирование уровня восприятия студентами вузов дистанционной формы обучения в условиях пандемии // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 7–28. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48392223
  12. Шадаров Б. Г., Габеева Л. Н. Развитие финансовой грамотности у будущих учителей технологии // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2022. – № 1. – С. 98–104. DOI: https://doi.org/10.18101/2304-4446-2022-1-98-104  URL: https://elibrary.ru/hynfet  
  13. Чернышов С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. – 2021. – № 3. – С. 131–155. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-131-155 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45272897
  14. Agyapong D., Attram A. B. Effect of owner-manager’s financial literacy on the performance of SME’s in the Cape Coast Metropolis in Ghana
    // Journal of Global Entrepreneurship Research. – 2019. – Vol. 9 (1). – Р. 67. DOI: https://doi.org/10.1186/s40497-019-0191-1   URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s40497-019-0191-1
  15. Agyei S. K. Culture, financial literacy, and SMEperformance in Ghana // Cogent Economics & Finance. – 2018. – Vol. 6 (1). – Р. 1463813. DOI: https://doi.org/10.1080/23322039.2018.1463813   URL: https://www.scirp.org/(S(czeh2tfqw2orz553k1w0r45))/reference/referencespapers.aspx?referenceid=2683191
  16. Alharbi R. Kh., Yahya S., Ramadani V. Financial literacy, access to finance, SMEs performance and Islamic religiosity: evidence from Saudi Arabia // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. – 2022. – Vol. 46 (2). – P. 259–285. DOI: https://dx.doi.org/10.1504/IJESB.2022.124456  
  17. Atakora A. Measuring the effectiveness of financial literacy programs in Ghana // International Journal of Management and Business Research. – 2013. – Vol. 3 (2). – P. 135–148. URL: https://ijmbr.srbiau.ac.ir/?_action=article&au=2321&_au=Atakora,%20A
  18. Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. Princeton University Press. – 1976. – 405 p. URL: https://archive.org/details/structureofdecis0000unse/page/n11/mode/2up
  19. Frimpong S. E., Agyapong G. & Agyapong D. Financial literacy, access to digital finance and performance of SMEs: Evidence From Central region of Ghana // Cogent Economics & Finance. – 2022. – Vol. 10 (1). – P. 2121356. DOI: https://doi.org/10.1080/23322039.2022.2121356 
  20. Funge J., Tu X., Terzopoulos D. Cognitive modeling: knowledge, reasoning and planning for intelligent characters // SIGGRAPH '99: Proceedings of the 26th annual conference on Computer graphics and interactive techniques. – ACM Press/Addison-Wesley Publishing Co. – 1999. – Р. 29–38. DOI: https://doi.org/10.1145/311535.311538
  21. Han S., Lee M. K. FAQ chatbot and inclusive learning in massive open online courses // Computers and Education. – 2022. – Vol. 179. – P. 104395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104395 
  22. Hussain J., Salia S., Karim A. Is knowledge that powerful? Financial literacy and access to finance: An analysis of enterprises in the UK // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2018. – Vol. 25 (6). – P. 985–1003. DOI: https://doi.org/10.1108/JSBED-01-2018-0021  URL: http://www.emeraldinsight.com/info/journals/jsbed/jsbed.jsp 
  23. Kuntze R., Wu C., Wooldridge B. R., Whang Y.-O. Improving financial literacy in college of business students: modernizing delivery tools // International Journal of Bank Marketing. – 2019. – Vol. 37 (4). – Р. 976–990. DOI: https://doi.org/10.1108/IJBM-03-2018-0080
  24. Sawatzki C., Sullivan P. Teachers' perceptions of financial literacy and the implications for professional learning // Australian Journal of Teacher Education. – 2017. – Vol. 42 (5). – P. 51–65. DOI: https://doi.org/10.14221/ajte.2017v42n5.4 URL: https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol42/iss5/4
  25. Stolper O. A. Walter A. Financial literacy, financial advice, and financial behavior // Journal of business economics. – 2017. – Vol. 87 (5). – Р. 581–643. DOI: https://doi.org/10.1007/s11573-017-0853-9  URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ 
  26. Vaiciukevičiūtė A., Stankevičienė J., Bratčikovienė N. Higher education institutions’ impact on the economy // Journal of business economics and management. – 2019. – Vol. 20 (3). – P. 507–525. DOI: https://doi.org/10.3846/jbem.2019.10156 URL: https://journals.vilniustech.lt/index.php/JBEM/article/view/10156
  27. Yudina T. M., Kharitonova A. A. The method of compiling an intellect map in classes of Russian as a foreign language // Reports Scientific Society. – 2022. – No. 4. – Р. 36–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50379167
Дата публикации 31.10.2023