Оценка интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности студентов
2 Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения финансовой грамотности современной личности, формирования практической составляющей ее финансового поведения. Цель статьи оценить взаимосвязь между навыками владения формализованными методами принятия финансовых решений, основу которых составляют модели простых и сложных процентов, и динамикой уровня финансовой грамотности, способствующей позитивному финансовому поведению.
Методология. В качестве методологической основы исследования применяется закон Парето (правило 20/80), согласно которому 20 % усилий дают 80 % результата, и наоборот. В ходе исследования проведен анализ финансовой грамотности 224 студентов экономических вузов города Омска в форме онлайн-опроса.
Результаты. В результате исследования выявлены возможности повышения уровня финансовой грамотности студентов на основе использования формализованных моделей простых и сложных процентов в условиях интеграции учебных дисциплин.
Результаты анализа подтверждают, что более высокий уровень финансовой грамотности напрямую связан с навыками владения моделями простых и сложных процентов, и обнаруживают положительную динамику совокупного эффекта интеграции учебных дисциплин.
Использование правила Парето в настоящем исследовании подтверждает, что навыки владения формализованными моделями простых и сложных процентов, составляющие около 20 % компонентного состава финансовой грамотности (в разрезе: установки, знания и навыки), определяют 80 % положительной динамики общего уровня финансовой грамотности.
На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по управлению образовательным процессом с целью обеспечения положительной динамики уровня цифровой финансовой грамотности.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о перспективности использования интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности, способствующей позитивному финансовому поведению выпускников экономических университетов.
финансовая грамотность; оценка финансовой грамотности; экономическое образование; интеграция; модель простых процентов; модель сложных процентов.
- Ansari Y., Albarrak M. S., Sherfudeen N., Aman A. Examining the relationship between financial literacy and demographic factors and the overconfidence of Saudi investors // Finance Research Letter. – 2023. – Vol. 52. – P. 103582. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2022.103582
- Figart D. M. Teaching financial literacy in the wake of the financial crisis // Consequences of Economic Downturn. – 2011. – P. 239–257. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230118355_12
- Gignac G., Gerrans P., Andersen C. B. Financial literacy mediates the effect between verbal intelligence and financial anxiety // Personality and Individual Differences. – 2023. – Vol. 203. – P. 112025. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.112025
- Harahap S., Thoyib A., Sumiati S., Djazuli A. The impact of financial literacy on retirement planning with serial mediation of financial risk tolerance and saving behavior: Evidence of medium entrepreneurs in Indonesia // International Journal of Financial Studies. – 2022. – Vol. 10 (3). – P. 66. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs10030066
- Hasan M., Le T., Hoque A. How does financial literacy impact on inclusive finance? // Financial Innovation. – 2021. – Vol. 7 (1). – P. 40. DOI: https://doi.org/10.1186/s40854-021-00259-9
- He X., Liu C. Monitoring attention of institutional investors and trade credit financing // Finance Research Letters. – 2023. – Vol. 55. – P. 104007. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2023.104007
- Klapper L., Lusardi A. Financial literacy and financial resilience: Evidence from around the world // Financial Management. – 2019. – Vol. 49 (3). – P. 589–614. DOI: https://doi.org/10.1111/fima.12283
- Kumar P., Pillai R., Kumar N., Tabash M. I. The interplay of skills, digital financial literacy, capability, and autonomy in financial decision making and well-being // Borsa Istanbul Review. –2022. – Vol. 23 (1). – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bir.2022.09.012
- Lin C.-A., Bates T. C. Smart people know how the economy works: Cognitive ability, economic knowledge and financial literacy // Intelligence. – 2022. – Vol. 93. – P. 101667. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2022.101667
10. Lo Prete A. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance // Economic Letters. – 2022. – Vol. 213. – P. 110378. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2022.110378
11. Lo Prete A. Inequality and the finance you know: does economic literacy matter? // Economia Politica. –2018. – Vol. 35 (1). – P. 183–205. DOI: https://doi.org/10.1007/s40888-018-0097-3
12. Luderer B., Nollau V., Vetters K. Mathematics of finance // Mathematical Formulas for Economists. – 2002. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-12431-4_5
13. Lusardi A., Hasler A., Yakoboski P. J. Building up financial literacy and financial resilience // Mind and Society. – 2020. – Vol. 20 (2). – P. 181–187. DOI: https://doi.org/10.1007/s11299-020-00246-0
14. Mallik G., Shankar S. Does prior knowledge of economics and higher level mathematics improve student learning in principles of economics? // Economic Analysis and Policy. – 2015. – Vol. 49. – P. 66–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eap.2015.12.001
15. Markle G. Crushing debt or savvy strategy? Financial literacy and student perceptions of their student loan debt // Journal of Student Financial Aid. – 2019. – Vol. 49 (1). DOI: https://doi.org/10.55504/0884-9153.1651
16. Menges K. K., Leonhard Ch. Factors that affect willingness to borrow student loans among community college students // Journal of Student Financial Aid – 2016. – Vol. 46 (2). DOI: https://doi.org/10.55504/0884-9153.1563
17. Nicolini G, Haupt M. The assessment of financial literacy: New evidence from Europe // International Journal of Financial Studies. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 54. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs7030054
18. Noviarini J., Coleman A., Roberts H., Whiting R. H. Financial literacy and retirees' resource allocation decisions in New Zealand //Pacific-Basin Finance Journal. – 2023. – Vol. 79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2023.101985
19. Sekita S., Kakkar V., Ogaki M. Wealth, financial literacy and behavioral biases in Japan: the effects of various types of financial literacy // Journal of the Japanese and International Economies. – 2022. – Vol. 64. – P. 101190. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jjie.2021.101190
20. Sharma S. Enablers to financial literacy: A DEMATEL approach // Procedia Computer Science. – 2022. – Vol. 214. – P. 520–527. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.207
21. Sun G., Li T., Ai Y., Li Q. Digital finance and corporate financial fraud // International Review of Financial Analysis. – 2023. – Vol. 87. – P. 102566. DOI: https://doi.org/10.1016/j.irfa.2023.102566
22. Vali S. Mathematics of interest rates and finance // Principles of Mathematical Economics. – 2014. – P. 379–428. DOI: https://doi.org/10.2991/978-94-6239-036-2_12
23. Осташевский С. М., Петрова В. С. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 3. – С. 86–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46664551
24. Гуляева М. А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – С. 11–20. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47697000