Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 105–123
УДК: 
336.011+378.14+511.13

Оценка интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности студентов

Кормильцева Е. А. 1 (Москва, Россия), Симонова Н. Ю. 1 (Москва, Россия), Шмакова А. П. 1 (Москва, Россия), Филимонов В. А. 2 (Новосибирск, Россия), Бурмистрова Н. А. 1 (Москва, Россия)
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения финансовой грамотности современной личности, формирования практической составляющей ее финансового поведения. Цель статьи  оценить взаимосвязь между навыками владения формализованными методами принятия финансовых решений, основу которых составляют модели простых и сложных процентов, и динамикой уровня финансовой грамотности, способствующей позитивному финансовому поведению.
Методология. В качестве методологической основы исследования применяется закон Парето (правило 20/80), согласно которому 20 % усилий дают 80 % результата, и наоборот. В ходе исследования проведен анализ финансовой грамотности 224 студентов экономических вузов города Омска в форме онлайн-опроса.
Результаты. В результате исследования выявлены возможности повышения уровня финансовой грамотности студентов на основе использования формализованных моделей простых и сложных процентов в условиях интеграции учебных дисциплин.
Результаты анализа подтверждают, что более высокий уровень финансовой грамотности напрямую связан с навыками владения моделями простых и сложных процентов, и обнаруживают положительную динамику совокупного эффекта интеграции учебных дисциплин.
Использование правила Парето в настоящем исследовании подтверждает, что навыки владения формализованными моделями простых и сложных процентов, составляющие около 20 % компонентного состава финансовой грамотности (в разрезе: установки, знания и навыки), определяют 80 % положительной динамики общего уровня финансовой грамотности.
На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по управлению образовательным процессом с целью обеспечения положительной динамики уровня цифровой финансовой грамотности.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о перспективности использования интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности, способствующей позитивному финансовому поведению выпускников экономических университетов.

Ключевые слова: 

финансовая грамотность; оценка финансовой грамотности; экономическое образование; интеграция; модель простых процентов; модель сложных процентов.

Библиографическая ссылка:
Кормильцева Е. А., Симонова Н. Ю., Шмакова А. П., Филимонов В. А., Бурмистрова Н. А. Оценка интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности студентов // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 105–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.05
Список литературы: 
  1. Ansari Y., Albarrak M. S., Sherfudeen N., Aman A. Examining the relationship between financial literacy and demographic factors and the overconfidence of Saudi investors // Finance Research Letter. – 2023. – Vol. 52. – P. 103582. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2022.103582
  2. Figart D. M. Teaching financial literacy in the wake of the financial crisis // Consequences of Economic Downturn. – 2011. – P. 239–257. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230118355_12
  3. Gignac G., Gerrans P., Andersen C. B. Financial literacy mediates the effect between verbal intelligence and financial anxiety // Personality and Individual Differences. – 2023. – Vol. 203. – P. 112025. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.112025
  4. Harahap S., Thoyib A., Sumiati S., Djazuli A. The impact of financial literacy on retirement planning with serial mediation of financial risk tolerance and saving behavior: Evidence of medium entrepreneurs in Indonesia // International Journal of Financial Studies. – 2022. – Vol. 10 (3). – P. 66. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs10030066
  5. Hasan M., Le T., Hoque A. How does financial literacy impact on inclusive finance? // Financial Innovation. – 2021. – Vol. 7 (1). – P. 40. DOI: https://doi.org/10.1186/s40854-021-00259-9
  6. He X., Liu C. Monitoring attention of institutional investors and trade credit financing // Finance Research Letters. – 2023. – Vol. 55. – P. 104007. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2023.104007
  7. Klapper L., Lusardi A. Financial literacy and financial resilience: Evidence from around the world // Financial Management. – 2019. – Vol. 49 (3). – P. 589–614. DOI: https://doi.org/10.1111/fima.12283
  8. Kumar P., Pillai R., Kumar N., Tabash M. I. The interplay of skills, digital financial literacy, capability, and autonomy in financial decision making and well-being // Borsa Istanbul Review. –2022. – Vol. 23 (1). – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bir.2022.09.012
  9. Lin C.-A., Bates T. C. Smart people know how the economy works: Cognitive ability, economic knowledge and financial literacy // Intelligence. – 2022. – Vol. 93. – P. 101667. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2022.101667

10. Lo Prete A. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance // Economic Letters. – 2022. – Vol. 213. – P. 110378. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2022.110378

11. Lo Prete A. Inequality and the finance you know: does economic literacy matter? // Economia Politica. –2018. – Vol. 35 (1). – P. 183–205. DOI: https://doi.org/10.1007/s40888-018-0097-3

12. Luderer B., Nollau V., Vetters K. Mathematics of finance // Mathematical Formulas for Economists. – 2002. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-12431-4_5

13. Lusardi A., Hasler A., Yakoboski P. J. Building up financial literacy and financial resilience // Mind and Society. – 2020. – Vol. 20 (2). – P. 181–187. DOI: https://doi.org/10.1007/s11299-020-00246-0

14. Mallik G., Shankar S. Does prior knowledge of economics and higher level mathematics improve student learning in principles of economics? // Economic Analysis and Policy. – 2015. – Vol. 49. – P. 66–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eap.2015.12.001

15. Markle G. Crushing debt or savvy strategy? Financial literacy and student perceptions of their student loan debt // Journal of Student Financial Aid. – 2019. – Vol. 49 (1). DOI: https://doi.org/10.55504/0884-9153.1651 

16. Menges K. K., Leonhard Ch. Factors that affect willingness to borrow student loans among community college students // Journal of Student Financial Aid – 2016. – Vol. 46 (2). DOI: https://doi.org/10.55504/0884-9153.1563 

17. Nicolini G, Haupt M. The assessment of financial literacy: New evidence from Europe // International Journal of Financial Studies. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 54. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs7030054

18. Noviarini J., Coleman A., Roberts H., Whiting R. H. Financial literacy and retirees' resource allocation decisions in New Zealand //Pacific-Basin Finance Journal. – 2023. – Vol. 79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2023.101985

19. Sekita S., Kakkar V., Ogaki M. Wealth, financial literacy and behavioral biases in Japan: the effects of various types of financial literacy // Journal of the Japanese and International Economies. – 2022. – Vol. 64. – P. 101190. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jjie.2021.101190

20. Sharma S. Enablers to financial literacy: A DEMATEL approach // Procedia Computer Science. – 2022. – Vol. 214. – P. 520–527. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.207

21. Sun G., Li T., Ai Y., Li Q. Digital finance and corporate financial fraud // International Review of Financial Analysis. – 2023. – Vol. 87. – P. 102566. DOI: https://doi.org/10.1016/j.irfa.2023.102566

22. Vali S. Mathematics of interest rates and finance // Principles of Mathematical Economics. – 2014. – P. 379–428. DOI: https://doi.org/10.2991/978-94-6239-036-2_12

23. Осташевский С. М., Петрова В. С. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 3. – С. 86–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46664551

24. Гуляева М. А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – С. 11–20. DOI: https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47697000

Дата публикации 31.10.2023