Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 141–156
УДК: 
303.214+316.6+378.126

Оценка показателей эффективности деятельности научных школ в педагогическом университете

Шаймарданова Э. Х. 1 (Уфа, Россия), Рябова С. В. 1 (Уфа, Россия), Юмагужина Р. Р. 1 (Уфа, Россия), Батталова З. Д. 1 (Уфа, Россия), Гареева С. А. 1 (Уфа, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуются взаимосвязанные проблемы – мотивация молодежи к участию в научной и научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, и изменение научных традиций в образовательной или научной организации под влиянием современных тенденций – с другой стороны. Цель статьи – оценка показателей эффективности деятельности научных школ в педагогическом университете и выявление наиболее эффективного критерия оценки деятельности научных школ.
Методология. Методологической основой исследования выступают теоретические идеи науковедения, формирующие представление о научной школе как о сложившейся системе научных взглядов конкретного научного сообщества (М. Г. Ярошевский и др.). В статье представлен анализ практической деятельности научных школ Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании были рассмотрены 12 научных школ, относящихся к гуманитарным и естественным наукам. Оценка эффективности деятельности научных школ осуществлялась на основе таких квалиметрических показателей деятельности научных школ, как количество изданных монографий, статей и защищенных диссертаций.
Результаты. В результате исследования было обнаружено, что в 2018–2022 гг. публикационная активность научно-педагогических работников Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы увеличилась, однако данный критерий был нестабильным при публикационной активности научных школ. Анализ данных показывает, что основные показатели эффективности не демонстрируют стабильность – устойчивое повышение или понижение.
Развитие научной школы определяет механизм накопления результативности по каждому показателю в течение нескольких лет, который выявляется как внутренними факторами (система стимулирования профессорско-преподавательского состава по результатам научной деятельности, приток молодых исследователей из числа магистрантов и аспирантов), так и внешними. В итоге было показано, что наиболее эффективным критерием оценки деятельности научных школ является не только оценка совокупности квалиметрических показателей, но и оценки внешних факторов – изменений в деятельности диссертационных советов, в рейтинге научных изданий, в системе грантовой поддержки научной деятельности и т. п.
Заключение. В заключении авторы обобщают результаты оценки показателей эффективности деятельности научных школ в педагогическом университете, указывая на наиболее эффективные критерии оценки деятельности научных школ.

Ключевые слова: 

научно-исследовательская деятельность; научная школа; педагогический университет; показатели эффективности научной деятельности; публикационная активность; мотивация молодежи; изменение научных традиций.

Библиографическая ссылка:
Шаймарданова Э. Х., Рябова С. В., Юмагужина Р. Р., Батталова З. Д., Гареева С. А. Оценка показателей эффективности деятельности научных школ в педагогическом университете // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 141–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.07
Список литературы: 
  1. Лабзина И. А. Перспективы вовлеченности современной студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность (на материалах Тульской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10, № 6–1. – С. 158–165. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-158-165  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36774755
  2. Thoonen E. E. J., Sleegers P. J. C., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Can teachers motivate students to learn? Educational Studies. – 2010. – Vol. 37 (3). – P. 345–360. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2010.507008   
  3. Покровская Н. Н., Маргулян Я. А. Гражданская наука как форма социальной активности молодежи и привлечения волонтеров в научно-исследовательские проекты в мобилизационной экономике знаний // Социология и право. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 256–273. DOI: https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-256-273   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49457919
  4. Lewis R. E., Heckman R. J. Talent management: A critical review // Human Resource Management Review. – 2006. – Vol. 16 (2). – P. 139-154.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2006.03.001  
  5. Woelfle M., Olliaro P., Todd M. H. Open science is a research accelerator // Nature Chemistry. – 2011. – Vol. 3 (10). – P. 745-748. DOI: https://doi.org/10.1038/nchem.1149  
  6. Мельничук М. В., Грузина Ю. М., Фирсова И. А. Формирование научно-образовательных ценностей в системе мотивации молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – Т. 12, № 6. – С. 260–275. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41753697 
  7. Jang H. Supporting students’ motivation, engagement, and learning during an uninteresting activity. Journal of Educational Psychology. – 2008. – Vol. 100 (4). – P. 798–811. DOI: https://doi.org/10.1037/a0012841
  8. Яровенко Е. Е. Психологические характеристики студентов-исследователей: самораскрытие способностей, Я-концепция, мотивация // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. – 2022. – Т. 14, № 4. – С. 139–150. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/139-150  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50735934 
  9. Дианова Ю. А. Инновационные технологии во внеучебной научно-проектной работе со студентами вуза // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 39–45. DOI: https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_02_39  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49295319 

10. Никитина В. В., Чернега Е. В. Трансформация личностных интересов студентов IT-специальностей в процессе обучения в вузе // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 78–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35534454 

11. Цибизова Т. Ю. О социализации школьников в системе довузовской подготовки // Дизайн и технологии. – 2012. – № 28. – С. 130–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18794022 

12. Прокопов Н. И., Иванов С. Ю., Томашевская В. С., Антонюк С. Н., Иванова Д. В. Научный потенциал современного вуза: перспективы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 1. – С. 14–23. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2020.1.1   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42444059 

13. Castelló M., Pardo M., Sala-Bubaré A., Suñe-Soler N. Why do students consider dropping out of doctoral degrees? Institutional and personal factors. Higher Education. – 2017. – Vol. 74 (6). – P. 1053–1068. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0106-9

14. Бабосова Е. С. Роль научных школ в развитии мотивационной ориентированности молодежи на научную деятельность // Социологический альманах. – 2010. – № 1. – С. 204–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19042217 

15. Долженко Р. А., Карпилянский В. А., Хади Р. А., Диденко А. С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 9. – С. 122–153. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-122-153  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41367677 

16. Капранова В. А. Научная школа как социальный феномен: сущность, типология, закономерности развития // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 11–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37403777  

17. Моргун А. Н., Эттингер А. П. Оценка деятельности научных школ при помощи библиометрического картирования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. – 2021. – № 1. – С. 38–53. DOI: https://doi.org/10.24075/MTCPE.2021.004  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46502231 

18. Ramsey G. A., Howe R. W. An analysis of research on instructional procedures in secondary school science. Part I Outcomes of Instruction // The Science Teacher. – 1969. – Vol. 36 (3). – Р. 62–70. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED026287.pdf  

19. Sin C. Epistemology, Sociology, and Learning and Teaching in Physics // Science Education. – 2014. – Vol. 98 (2). – Р. 342–365. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21100     

20. Ojediran I. A., Oludipe D. I., Ehinder O. J. Impact of Laboratory-Based Instructional Intervention on the Learning Outcomes of Low Performing Senior Secondary Students in Physics // Scientific Research. – 2014. – Vol. 5 (4). – Р. 197–206. DOI: https://doi.org/10.4236/ce.2014.54029     

21. Williams C., Stanisstreet M., Spall K., Boyes E., Dickson D. Why aren’t secondary students interested in physics? // Physics Education. – 2003. – Vol. 38 (4). – Р. 324–329. DOI: https://doi.org/10.1088/0031-9120/38/4/306  

22. Teng X., Yang H. Research on the construction of open laboratory in universities based on the cultivation of innovative and entrepreneurial talents // Proceedings of the 2018 5th International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2018). – 2018. – Vol. 264. – Р. 207–210. DOI: https://doi.org/10.2991/icemaess-18.2018.42   

23. Егерев Д. С., Егерев С. В., Ладный А. О., Захарова С. А., Поликарпова Н. В. Ведущие научные школы: опыт 1996–2008 гг. // Наука. Инновации. Образование. – 2009. – Т. 4, № 1. – С. 241–264. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20789342  

24. Радина Н. К. Границы воспроизводства научных традиций в региональных научных школах (на материале научной школы У. В. Ульенковой) // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 5. – C. 124–132. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230512  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36944538 

25. Павельева Т. Ю. Проблемы современных российских научных школ // Социально-политические науки. – 2012. – № 1. – С. 156–161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17339121 

Дата публикации 31.10.2023