Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 83–98
УДК: 
141.201+37.03+004.8+316.77

«Константы» и «переменные» цифрового образования [in English]

Летягин Л. Н. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Игнатьев Д. Ю. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема информатизации глобализирующегося социума. Цель исследования – обобщение представлений о «константах» и «переменных» современного университетского образования как самоорганизующейся системы, активно включающейся в процессы цифровизации.
Методология. Для достижения цели выполнен тематический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам информатизации глобализирующегося социума. Исследование предполагало сопоставление альтернативных точек зрения, получивших отражение в работах B. Readings, P. Cramer и других авторов. Проведена аналитика существующих теорий информационного общества.
Результаты. Обобщение отечественных и зарубежных исследований показало, что современные коммуникации выступают важнейшим условием структурирования картины мира, при этом многие тенденции, связанные с процессами информатизации глобализирующегося социума, приобретают сегодня характер не в полной мере управляемых процессов.
Их проблемный анализ в качестве неявных намечающихся парадигмальных изменений не раз актуализировался в истории философской мысли. В статье раскрывается авторское представление о «константах» и «переменных» современного университетского образования как самоорганизующейся системы, активно включающейся в процессы цифровизации. Классический европейский университет традиционно позиционирует свою aura of age (ауру своего возраста). В какой мере развитие цифровых ресурсов, «перепоручение» функций академического слова и индивидуальной памяти различного рода внешним цифровым носителям влияет на структуру сознания? В какой степени производство университетского знания способно выступать в качестве интеллектуальной практики и определяет независимость мышления? Дискуссионной представляется проблема тематизации присутствия в онлайн-формате академического взаимодействия.
Авторами показано, что как субъект познавательной деятельности современный человек оказался в ситуации ценностного выбора, определяющего перспективы культурного развития; мнемонические операции перестали восприниматься как «искусство памяти».
Отмечено, что особую значимость эта проблема обретает при выстраивании гуманитарного образования в системе электронной коммуникации.
Нельзя однозначно утверждать, что, доверяя хранение информации оцифрованным знаковым системам как универсальному ресурсу, человек перестает мыслить структурно.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что развитие цифровых технологий как средства реализации общественных интересов – это позиционирование идеи «цифрового равенства» в качестве главного общественного достояния, что стало стимулом формирования принципиально новых направлений гуманитарных исследований. Вместе с тем потребность актуальной связи понятий «инфогенез» и «семиозис» воспринимается сегодня в качестве одной из актуальных мировоззренческих проблем.

Ключевые слова: 

проблема информатизации; глобализирующийся социум; современное университетское образование; процессы цифровизации; теории информационного общества

Библиографическая ссылка:
Летягин Л. Н., Игнатьев Д. Ю. «Константы» и «переменные» цифрового образования [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 83–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.04
Список литературы: 
  1. Braiki B. Al., Harous S., Zaki N., Alnajjar F. Artificial intelligence in education and assessment methods // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. – 2020. – Vol. 9 (5). – P. 1998–2007. DOI: https://doi.org/10.11591/eei.v9i5.1984  URL: https://www.beei.org/index.php/EEI/article/view/1984/1595
  2. Bender P. K., Gentile D. A. Internet gaming disorder: Relations between needs satisfaction in-game and in life in general // Psychology of Popular Media Culture. – 2020. – Vol. 9 (2). – P. 266–278. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000227
  3. Cramer P. A. Review of The university in ruins // Workplace: A Journal for Academic Labor. – 2000. – Vol. 6. – P. 107–109. DOI: https://doi.org/10.14288/workplace.v0i6  URL: https://ices.library.ubc.ca/index.php/workplace/issue/view/182231
  4. Донских О. А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 10. – С. 56–64. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44036483
  5. Gómez-Galán J., Martínez-López J. Á., Lázaro-Pérez C., Fernández-Martínez M. del M. Usage of internet by university students of Hispanic countries: Analysis aimed at digital literacy processes in higher education // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 53–65. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.1.53  URL: https://ejce.cherkasgu.press/journals_n/1618325289.pdf
  6. Huang Y.-C., Backman S. J., Backman K. F., McGuire F. A., Moore DeWayne. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24 (1). – P. 591–611. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9784-5
  7. Игнатьев Д. Ю., Летягин Л. Н. Телеология университета как идеал научного познания // Идеи и идеалы. – 2017. – № 3. – С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2017-3.1-77-86 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29966189
  8. Koukopoulos Z., Koukopoulos D. Integrating educational theories into a feasible digital environment // Applied Computing and Informatics. – 2019. – Vol. 15 (1). – P. 19–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aci.2017.09.004
  9. Летягин Л. Н., Ашихмин А. В. Институциализация университетской эстетики: от формальной риторики к системе философского знания // Научное мнение. – 2022. – № 5. – С. 38–44. DOI: https://doi.org/10.25807/22224378_2022_5_38 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48591938
  10. Майер Б. О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. – 2012. – № 6. – С. 117–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152690
  11. Marzullo R. Education and technology // Journal of Systemics, Cybernetics and Informatics. – 2022. – Vol. 20 (1). – P. 163–173. DOI: https://doi.org/10.54808/jsci.20.01.163
  12. Mubarak A., Quinn S. General strain theory of Internet addiction and deviant behaviour in social networking sites (SNS) // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. – 2019. – Vol. 17 (1). – P. 61–71. DOI: https://doi.org/10.1108/JICES-08-2016-0024
  13. Пискунова Е. В., Ахаян А. А., Заир-Бек Е. С., Летягин Л. Н., Луговая В. Ф., Проект Ю. Л., Бессонова Е. А., Боровик Л. К. Методологические основания сопровождения образовательного процесса в метапредметном поле цифрового контента в контексте концептуальных идей информационной антропологии: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – 255 с. ISBN 978-5-8064-2841-8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44400609
  14. Пружинин Б. И., Богданов С. И., Грякалов А. А., Игнатьев Д. Ю., Корольков А. А., Летягин Л. Н., Монахов В. М., Ляшко А. В., Никифорова Л. В., Степанова А. С., Цветкова Л. А., Шоломова Т. В. Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2019. – № 5. – C. 5–23. DOI: https://doi.org/10.31857/S004287440005052-2 URL: http://ras.jes.su/vphil/s004287440005052-2-1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37711037
  15. Пружинин Б. И., Грякалов А. А., Игнатьев Д. Ю., Корольков А. А., Летягин Л. Н., Щедрина Т. Г., Шоломова Т. В. … Валицкая А. П. Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 2018. – № 6. – C. 34–58. DOI: https://doi.org/10.7868/S0042874418060031 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35095714
  16. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447640
  17. Пушкарева Е. А., Пушкарев Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях: монография. – Новосибирск: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2019. – 142 с. ISBN 978-5-00104-518-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
  18. Readings B. The university in ruins. – Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1996. – X, 238 p. URL: https://www.ses.unam.mx/docencia/2007I/Lecturas/Mod4_Readings.pdf
  19. Rossmann A. Digital Maturity: Conceptualization and Measurement Model // 39th International Conference on Information Systems (ICIS–2018) Bridging the Internet of People, Data, and Things. – San Francisco (Calif.): Curran Associates, Inc. Publ., 2019. – Vol. 2. – P. 1633–1642. ISBN 978-1-5108-8104-4 URL: https://aisel.aisnet.org/icis2018/governance/Presentations/8
  20. Salmi H., Thuneberg H., Vainikainen M.-P. Making the invisible observable by augmented reality in informal science education context // International Journal of Science Education, Part B: Communication and Public Engagement. – 2016. – Vol. 7 (3). – P. 253–268. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/21548455.2016.1254358  URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/21548455.2016.1254358
  21. Senyo P. K., Liu K., Effah J. Digital business ecosystem: Literature review and a framework for future research // International Journal of Information Management. – 2019. – Vol. 47. – P. 52–64. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2019.01.002
  22. Шоломова Т. В. Буржуазная эстетика и русская культура: монография. – СПб.: Астерион, 2017. – 287 с. ISBN 978-5-00045-415-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837787
  23. Souto-Otero M. Validation of non-formal and informal learning in formal education: Covert and overt // European Journal of Education. – 2021. – Vol. 56 (3). – P. 365–379. DOI: http://doi.org/10.1111/ejed.12464  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/ejed.12464
  24. Sureda Garcia I., López Penádes R., Rodríguez Rodríguez R., Sureda Negre J. Cyberbullying and internet addiction in gifted and nongifted teenagers // Gifted Child Quarterly. – 2020. – Vol. 64 (3). – P. 192–203. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986220919338  URL: https://www.sci-hub.ru/10.1177/0016986220919338
  25. Valitskaya A. P., Nikiforova A. A., Preobrazhenskaya K. V. European Education: Phenomenon, Myth, or Project? // Journal of Higher Education Theory and Practice. – 2022. – Vol. 22 (15). – P. 12–19. URL: https://www.articlegateway.com/index.php/JHETP/article/view/5556/5277
  26. Зимбули А. Е. Интернет: ресурс и нравственное испытание // Гуманитарный вектор. – 2020. – Т. 15, № 4. – С. 200–209. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-4-200-209 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43930655

 

Дата публикации 31.12.2023