Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 5, С. 79–104
УДК: 
004+378.1+378.2

Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования

Токтарова В. И. 1 (Йошкар-Ола, Россия), Ребко О. В. 1 (Йошкар-Ола, Россия), Семенова Д. А. 1 (Йошкар-Ола, Россия)
1 Марийский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме анализа и оценки цифровой компетентности современных преподавателей учреждений высшего образования. Авторы обращают внимание на тот факт, что в условиях цифровой трансформации образования вопрос о компетенциях педагога становится все более острым. Однако единых стандартов цифровых компетенций, как и их единого определения, на данный момент не существует. Это создает определенные трудности при актуализации программ подготовки будущих педагогов и повышения квалификации действующих. Цель статьи состоит в выявлении специфики моделей цифровых компетенций педагогов и иллюстрации их внедрения в образовательную практику высшей школы в условиях цифровой трансформации образования.
Методология. Исследование базируется на положениях компетентностного, системного, деятельностного и средового подходов. Использован комплекс теоретических (структурно-функциональный и контент-анализ, синтез, обобщение), эмпирических (анкетирование, опрос, беседа, ранжирование, экспертная оценка) и математических (математическая статистика, математическое моделирование) методов. В рамках исследования был проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам эмпирического сбора данных. Выборочную совокупность составили 573 студента педагогических направлений подготовки Марийского государственного университета. Для подтверждения надежности и значимости представленных статистических данных применялся критерий χ2 Пирсона.
Результаты. На основе анализа теоретических исследований и педагогических практик авторами было проанализировано понятие «цифровые компетенции». Описаны и приведены результаты сравнительно-сопоставительного анализа пяти моделей цифровых компетенций для педагогов (DigCompEdu, TPACK, SAMR, TDC и INTEF).
Выявлены общие компоненты, входящие в состав приведенных моделей: технологический, педагогический, когнитивный, коммуникативный, личностный; рассмотрена их характеристика и взаимосвязь. Авторы приводят данные опроса будущих педагогов, обучающихся в Марийском государственном университете, и определяют степень формирования и развития компетенций в рамках выявленных компонентов обобщенной модели. Обоснованы условия интеграции пятикомпонентной структуры модели цифровых компетенций в профессиональную подготовку педагогических кадров на примере программы магистратуры по профилю «Цифровая педагогика» направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Заключение. На основании полученных данных авторами выявлены особенности и специфика реализации моделей цифровых компетенций педагогов, заключающаяся в наличии у них общего ядра из пяти компонентов компетенций и необходимости гармоничного их развития у современных педагогов. Подчеркивается междисциплинарный характер их формирования и развития в условиях цифровой трансформации образования, что иллюстрируется на примере магистерской программы по цифровой педагогике.

Ключевые слова: 

компетенция; цифровые компетенции педагогов; педагоги; модели цифровых компетенций; компетентность; цифровая трансформация образования; цифровая грамотность; цифровая культура; цифровизация образования.

Библиографическая ссылка:
Токтарова В. И., Ребко О. В., Семенова Д. А. Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Science for Education Today. – 2023. – № 5. – С. 79–104. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.04
Список литературы: 
  1. Бузыкова Ю. С., Гафиатулина Е. С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы // Техник транспорта: образование и практика. – 2020. – № 41. – С. 278–282. DOI: https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.278-282 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44241652
  2. Гончарова Н. Ю., Тимошенко А. И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 75–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13103873
  3. Грязнов С. А. Цифровая компетентность преподавателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 2. – С. 79–81. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0016 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46325252
  4. Солдатова Г. У., Рассказов Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2. – С. 50–60. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27536970
  5. Токтарова В. И., Ребко О. В. Структурно-функциональная модель развития компетенций цифровой культуры будущих педагогов // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 6. – С. 18–27. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-18-27 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49836594
  6. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 8. – С. 1–4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29214609
  7. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Концепт. – 2021. – № 4. – С. 46–57. DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11021 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45669310
  8. Adulyasas L. The use of learning community incorporating with lesson study in teaching and learning mathematics through TPACK and SAMR model: The effects on students’ mathematics achievement // Psychology and Education Journal. – 2021. – Vol. 58 (1). – P. 1708–1711. DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i1.971 
  9. Angeli C., Valanides N. Epistemological and methodological issues for the conceptualization, development, and assessment of ICT–TPCK: Advances in technological pedagogical content knowledge (TPCK) // Computers & Education. – 2009. – Vol. 52 (1). – P. 154–168. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2008.07.006

10. Arantes J. The SAMR model as a framework for scaffolding online chat: A theoretical discussion of the SAMR model as a research method during these ‘interesting’ times // Qualitative Research Journal. – 2022. – Vol. 22 (3). – P. 294–306. DOI: https://doi.org/10.1108/qrj-08-2021-0088 

11. Babaev D., Saipidinova B., Babaeva A., Alieva B., Abdullaeva Z. Information and Communicative Competence Development in Prospective Teachers // Creative Education. – 2020. – Vol. 11 (12). – P. 2867–2875. DOI: https://doi.org/10.4236/ce.2020.1112212

12. Cabero-Almenara J., Gutiérrez-Castillo J. J., Palacios-Rodríguez A.,  Barroso-Osuna J. Comparative European DigCompEdu framework (JRC) and common framework for teaching digital competence (Intef) through expert judgment // Texto Livre: Linguagem e Tecnologia. – 2021. – Vol. 14 (1). DOI: https://doi.org/10.35699/1983-3652.2021.25740 

13. Cabero J., Palacios A. Marco Europeo de Competencia Digital Docente «DigCompEdu» y cuestionario «DigCompEdu Check-In» // EDMETIC: Revista De Educación Mediática y TIC. – 2020. – Vol. 9 (1). – P. 213–234. DOI: https://doi.org/10.21071/edmetic.v9i1.12462

14. Caena F., Redecker C. Aligning teacher competence frameworks to 21st century challenges: The case for the European Digital Competence. Framework for Educators (DigCompEdu) // European Journal of Education. – 2019. – Vol. 54 (3). – P. 356–369. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12345

15. Falloon G. From Digital Literacy to digital competence: The teacher digital competency (TDC) framework // Educational Technology Research and Development. – 2020. – Vol. 68 (5). – P. 2449–2472. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4 

16. Feerrar J. Development of a framework for digital literacy // Reference Services Review. – 2019. – Vol. 47 (2). – P. 91–105. DOI: https://doi.org/10.1108/rsr-01-2019-0002 

17. Fuchs C. The ethics of the Digital Commons // Digital Ethics. – 2022. – P. 45–80. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003279488-4 

18. Gallego-Arrufat M. J., Torres-Hernández N., Pessoa T. Competence of future teachers in the Digital Security Area. – Center for Open Science, 2021. DOI:  https://doi.org/10.31219/osf.io/hgxwn 

19. Giangiulio Lobo A., Lara Jiménez R. Evaluating basic grammar projects, using the SAMR model (La Evaluación de Proyectos de Gramática Básica según el Modelo Samr) // LETRAS. – 2017. – Vol. 1 (61). – P. 123. DOI: https://doi.org/10.15359/rl.1-61.5 

20. Ivanović Đ., Simović V. DigComp: Methodological Frame for measuring digital competencies // Trendovi u poslovanju. – 2020. – Vol. 8 (1). – P. 83–92. DOI: https://doi.org/10.5937/trendpos2001083i 

21. Janssen J., Stoyanov S., Ferrari A., Punie Y., Pannekeet K., Sloep P. Experts’ views on digital competence: Commonalities and differences // Computers & Education. – 2013. – Vol. 68. – P. 473–481. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.06.008

22. Kimmons R., Hall C. How useful are our models? Pre-service and practicing teacher evaluations of technology integration models // Tech Trends. – 2018. – Vol. 62 (1). – P. 29–36. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-017-0227-8

23. Kloos C. D., Alario-Hoyos C. Educational pyramids aligned: Bloom's taxonomy, the DIGCOMPEDU framework and instructional designs // World Engineering Education Forum/Global Engineering Deans Council (WEEF/GEDC). – 2021. DOI: https://doi.org/10.1109/weef/gedc53299.2021.9657335 

24. Koh J. H., Chai C. S., Tsai C. C. Examining practicing teachers' perceptions of technological pedagogical content knowledge (TPACK) pathways: A structural equation modeling approach // Instructional Science. – 2013. – Vol. 41 (4). – P. 793–809.DOI: https://doi.org/10.1007/s11251-012-9249-y 

25. Lim C., Chai C., Churchill D. A framework for developing pre-service teachers’ competencies in using technologies to enhance teaching and learning // Educational Media International. – 2011. – Vol. 48 (2). – P. 69–83. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2011.576512

26. Mishra P., Koehler M. J. Technological Pedagogical Content Knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers College Record: The Voice of Scholarship in Education. – 2006. – Vol. 108 (6). – P. 1017–1054. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x 

27. Mishra P., Mehta R. What we educators get wrong about 21st-century learning: Results of a survey // Journal of Digital Learning in Teacher Education. – 2017. – Vol. 33 (1). – P. 6–19. DOI: https://doi.org/10.1080/21532974.2016.1242392

28. Montag C., Diefenbach S. Towards homo digitalis: Important research issues for psychology and the neurosciences at the dawn of the internet of things and the Digital Society // Sustainability. – 2018. – Vol. 10 (2). – P. 415. DOI: https://doi.org/10.3390/su10020415 

29. Nair R. S., Chuan T. C. Integrating technology that uses modified SAMR model as a pedagogical framework in evaluating learning performance of undergraduates // The Educational Review, USA. – 2021. – Vol. 5 (10). – P. 373–384. DOI: https://doi.org/10.26855/er.2021.10.001 

30. Ndongfack M. TPACK constructs: A sustainable pathway for teachers’ professional development on technology adoption // Creative Education. – 2015. – Vol. 06 (16). – P.1697–1709. DOI: http://doi.org/10.4236/ce.2015.616171  

31. Öhman C., Watson D. Digital Ethics: Goals and approach // Digital Ethics Lab Yearbook. – 2019. – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-17152-0_1 

32. Ovcharuk O. Prospects for the development of the Digital Competence Reference Framework digcomp 2.2 // Comparative and International Education – 2021: Education Innovations in the context of European Integration and Globalisation. – 2021. DOI: https://doi.org/10.32405/978-966-97763-9-6-2021-219-220 

33. Ottestad G., Kelentrić M., Guðmundsdóttir G. Professional digital competence in teacher education // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2014. – Vol. 9 (4). – P. 243–249. DOI: https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2014-04-02

34. Scherer R., Tondeur J., Siddiq F., Baran E. The importance of attitudes toward technology for pre-service teachers' technological, pedagogical, and content knowledge: Comparing structural equation modelling approaches // Computers in Human Behavior. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.11.003

35. Sindi Alivi J. A review of Tpack and SAMR models: How should language teachers adopt technology? // Journal of English for Academic and Specific Purposes (JEASP). – 2019. – Vol. 2 (2). – P. 2–11. DOI: https://doi.org/10.18860/jeasp.v2i2.7944 

36. Tang L., Gu J., Xu J. Constructing a digital competence evaluation framework for in-service teachers’ online teaching // Sustainability. – 2022. – Vol. 14 (9). – P. 5268. DOI: https://doi.org/10.3390/su14095268 

37. Tunjera N., Chigona A. Teacher educators' appropriation of TPACK-SAMR models for 21st century pre-service teacher preparation // International Journal of Information and Communication Technology Education. – 2020. – Vol. 16 (3). – P. 126–140. DOI: https://doi.org/10.4018/ijicte.2020070110 

38. Valtonen T., Sointu E., Kukkonen J., Kontkanen S., Lambert M. C., Mäkitalo-Siegl K. TPACK updated to measure pre-service teachers’ twenty-first century skills // Australasian Journal of Educational Technology. – 2017. – Vol. 33 (3). – P. 15–31. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3518

Дата публикации 31.10.2023