Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 4, С. 30–52
УДК: 
378.1+159.9+316.6

Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза

Воронцова А. В. 1 (Кострома, Россия), Райкина М. А. 1 (Кострома, Россия)
1 Костромской государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения построения жизненных стратегий студентами вуза в условиях глобальной трансформации. Цель исследования состоит в выявлении особенностей построения жизненных стратегий студентами вуза и определении направлений и форм психолого-педагогического сопровождения этого процесса.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал личностно ориентированный подход и его идеи. Для достижения цели исследования и проверки гипотез авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (анкетирование, метод математической и статистической обработки информации) методы. Для сбора фактических данных применялся опрос в электронной форме. Выборка исследования состояла из 422 студентов Костромского государственного университета.
Результаты. В статье представлены теоретический анализ подходов к проблеме построения личностью жизненных стратегий и результаты исследований в области психолого-педагогического сопровождения студентов в образовательной среде вуза. В ходе исследования выявлены особенности процесса построения жизненных стратегий студентами вуза: внешняя детерминация этого процесса, доминирование краткосрочного и среднесрочного планирования, тесная связь собственной готовности к долгосрочному планированию с наличным опытом построения жизненных стратегий в семье; большая зависимость жизненных стратегий от обстоятельств близкого социального окружения, чем от глобальных трансформационных процессов, обусловленность динамики процесса построения жизненных стратегий компетенциями личности в большей степени, чем изменяющимися социальными обстоятельствами; амбивалентность воздействия вуза на процесс построения жизненных стратегий личности, которая выражена позитивно в нарастании способности к планированию и негативно – в разрушении ранее сложившихся жизненных стратегий.
Авторы пришли к выводу, что опосредованные, контекстные форматы педагогической деятельности гораздо сильнее влияют на жизненные стратегии личности, чем специально организованные обучающие программы по самопроектированию. Исследование показало готовность студентов включиться в специально-организованную деятельность по проектированию жизненных стратегий в вузе. Выявлено, что среди студентов проявляется запрос на индивидуальные, психологические форматы поддержки в процессе долгосрочного планирования, при этом преподаватели и кураторы являются наиболее референтными для студентов субъектами влияния на жизненную стратегию в среде вуза.
Заключение. На основании полученных данных авторами выявлены особенности построения жизненных стратегий студентами вуза и определены направления и формы психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

Ключевые слова: 

жизненная стратегия; психолого-педагогическое сопровождение; долгосрочное планирование; жизненные цели; студенты вуза; учебная деятельность; внеаудиторная деятельность

Библиографическая ссылка:
Воронцова А. В., Райкина М. А. Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 30–52. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.02
Список литературы: 
  1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2008. – № 1–2. – С. 74–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15133739
  2. Асриев А. Ю., Маврин С. А. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов: монография. – Омск, 2009. – 131 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=sjnotk 
  3. Белугина М. А. Особенности образов будущего как содержательной характеристики жизненной стратегии личности в юношеском возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2008. – № 4. – С. 100–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15322378
  4. Белугина М. А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 109–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15200939
  5. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74–84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15499905
  6. Демченко З. А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3. – С. 98–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17852490
  7. Легостаев Н. И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2. – С. 92–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19013104
  8. Мдивани М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. – 2006. –  № 4. – С. 146–150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19103997
  9. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 3. – С. 70–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20463125 

10. Постников П. Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 38–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15558536

11. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа): монография. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23027978

12. Савина Н. Н., Илаева Р. А. Сущность жизненной стратегии и её типологии // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – C. 355. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695179

13. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715194

14. Аrnett J. J. Concepts of the transitions to adulthood among emerging adults in American ethnic groups // New Directions for child and adolescent development: Cultural conceptions of the transitions to adulthood / Arnett J. J. & N. L. Galambos (eds). – 2003. – No. 100. – P. 63–76. DOI: https://doi.org/10.1002/cd.75 

15. Borzova T. V., Plotnikova E. S. Specific Features Of Self-Realization In Students With Different Levels Of Self-Control // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European. – 2021. – P. 747–755. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.06.03.100 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47170303

16. Eckstein D. G. Life-style assessment // Encyclopedia of Psychology. – 1984. – Vol. 2. – P. 309–310. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/82261142.pdf

17. Guerreiro M., Abrantes P. Moving into adulthood in a southern European country: transitions in Portugal // Portuguese Journal of Social Science. – 2004. – Vol. 3 (3). – P. 191–209. DOI: https://doi.org/10.1386/pjss.3.3.191/1   URL: https://www.mdpi.com/2075-4698/8/2/21/htm  

18. Kasser T., Ryan R. M. Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals // Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving / P. Schmuck, K.M. Sheldon (eds.). – Goettingen. – Germany: Hogrefe and Huber, 2001. – P. 116–131 DOI: https://doi.org/10.1521/scpq.18.2.192.21858

19. Kudinov S., Mihailova O., Kudinov V., Imomberdieva N. Different Self-Attitude Indicators in Students and Their Self-Realization in a University // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2020. – Vol. 8. – P. 47–59.  DOI: https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44425040  

20. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – P. 19–41. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43206530

21. Moss R. H., Schaefer J. A. Life transitions and crises // Coping with life crises: An integrative approach / Moos, R.H. (eds). – New York: Plenum Press, 1986. – P. 3–28. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4684-7021-5_1 URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4684-7021-5_1

22. Rusu M. The Process of Self-Realization - From the Humanist Psychology Perspective // Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 1095–1115. URL: https://www.scirp.org/pdf/PSYCH_2019062714304422.pdf

23. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55 (1). – P. 68–78. URL: https://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2000_RyanDeci_SDT.pdf

24. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 58 (5). – P. 878–891. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1037/0022-3514.58.5.878

25. Schwartz S. H., Butenko T. Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology. – 2014. – Vol. 44 (7). – P. 799–813. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2053

26. Shutenko E., Shutenko A., Kuzmicheva T., Koreneva A., Romanova G., Talysheva I. Attractive Spheres of Students' Selfrealization as Practices for Supporting Their Psychological Well-being in University Education // International Journal of Cognitive Research in Science Engineering and Education. – 2021. – Vol. 9 (2). – P. 173–188. DOI: https://doi.org/10.23947/2334-8496-2021-9-2-173-188 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46499047 

27. Weber H. Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations // Anxiety, Stress and Coping: An International Journal. – 2003. – Vol. 16 (2). – P. 133–153. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2003.10382969

Дата публикации 31.08.2023