Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив
2 Новосибирский государственный педагогический университет
3 Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева
Проблема и цель. Авторами исследуются вопросы научно-методического сопровождения подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в современной системе образования. Цель статьи – выявить изменения ведущих характеристик научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в современных условиях, определить его перспективы в контексте трансформации высшего образования.
Методология. Исследование носит теоретический характер, включает анализ, обобщение теоретических подходов научно-методического сопровождения преподавателей вузов и эмпирических данных, полученных в ходе комплексного изучения содержания, форм и методов практики подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. В качестве методологической основы выступили подходы психолого-педагогического сопровождения, научно-методического обеспечения, концепции вовлеченности, позволяющие зафиксировать успешные сферы и основные затруднения научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в учебной и внеаудиторной деятельности, определить перспективы научно-методического сопровождения в контексте трансформации высшего образования.
Результаты. В работе выделены основные направления сопровождения: научно-методическая обеспеченность, вовлеченность студентов во внеаудиторные, научно-исследовательские проекты по проблемам классного руководства, адресная информационно-методическая поддержка; раскрыты противоречия между удовлетворенностью преподавателей существующим научно-методическим обеспечением и низкой оценкой студентов и руководителей образовательных организаций качества подготовки к работе классными руководителями в современной школе; определены особенности совершенствования научно-методического сопровождения в современных условиях, связанные с актуализацией сетевых форм, создающих мотивирующую среду для профессионального роста педагога, его самовыражения и педагогического творчества.
Заключение. Исследование показало социально-педагогическую и профессиональную значимость научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в образовательной деятельности высших учебных заведений, реализующих программы подготовки педагогических кадров. В качестве ресурсов научно-методического обеспечения подготовки классных руководителей выступают новые методологические подходы к пониманию роли и места научно-методического сопровождения в вузе, инновационные, сетевые, интерактивные форматы подготовки, создание воспитывающей, открытой профессионально-ориентированной среды.
современная система образования; подготовка будущих педагогов; воспитание; научно-методическое сопровождение; классное руководство; вовлеченность
- Андриенко Е. В., Попова О. С., Ромм Т. А. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 73–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425110
- Харланова Е. М., Рослякова С. В., Сиврикова Н. В., Пашко Т. Г., Соколова Н. А. Изучение оценки студентов как этап конструирования проактивной подготовки к воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 46–63. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46513825
- Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю., Попова Н. Н., Серебрякова С. С. Результаты исследования мнения будущих педагогов о воспитательной деятельности в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. – С. 59. DOI: http://dx.doi.org/10.17513/spno.32149 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49767199
- Кувырталова М. А. Традиции и инновации в практической подготовке будущего педагога как организатора воспитательной среды // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2-1. – С. 214–218. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46463338
- Миронова А. Н. Освоение студентами бакалавриата субъектно ориентированных технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 4. – С. 83–88. DOI: http://dx.doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-83-88 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421925
- Куртеева О. В. Технология формирования готовности будущего педагога к конструированию содержания воспитательного проекта // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 176–186. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2021.2.12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45804539
- Абрамова В. В., Ромм Т. А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. – 2022. – № 2. – С. 139–151. DOI: http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49232044
- Buckley P., Lee P. The impact of extra-curricular activity on the student experience // Active Learning in Higher Education. – 2021. – Vol. 22 (1) – P. 37–48. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787418808988
- Ефимова Г. З., Зюбан Е. В., Кичерова М. Н., Муслимова Е. О. Парадоксы неформального образования студентов // Интеграция образования. – 2019. – № 2. – С. 303–321. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37820734
10. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 6. – С. 88–103. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250608 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44469087
11. Pithers R., Soden R. Critical thinking in education: a review // Educational Research. – 2000. – Vol. 42 (3). – P. 237–249. DOI: https://doi.org/10.1080/001318800440579
12. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for first-year students’ studies, socialization and adaptation // Active Learning in Higher Education. – 2023. – Vol. 24 (2). – P. 125–138. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787420945212
13. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Gardner M. Effective Teacher Professional Development. Research Brief. – Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017. – 76 p. URL: https://learningpolicyinstitute.org/product/effective-teacher-professional-development-brief
14. Глоба А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия // Вопросы образования. – 2022. – № 3. – С. 7–35. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593231
15. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 42–52. DOI: http://dx.doi.org/10.26907/esd13.2.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36335288
16. Шакурова М. В. Влияние «иллюзорной причинности» на качество подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 1. – С. 62–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=384974 62
17. Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. – 2021. – № 3. – С. 114–137. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46598601
18. Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 289–295. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44069385
19. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 6. – С. 14–21. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44652105
20. Адольф В. А. Организационно-методическое обеспечение наставничества в профессиональной подготовке будущих педагогов // Народное образование. – 2022. – № 3. – С. 115–120. DOI: https://doi.org/10.52422/01306928_2022_3_115 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48685836
21. Shcheglova I. A. An student engagement in extracurricular activities facilitate the development of their soft skills? // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. – 2019. – No. 6. – P. 111–121. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41870052
22. Мурзалинова А. Ж., Булатбаева К. Н., Альмагамбетова Л. С., Иманов А. К. Непрерывное профессиональное развитие педагогов в условиях сдвига образовательной парадигмы // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 1. – С. 49–60. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2301.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50348048
23. Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Калининградский вестник образования. – 2022. – № 3. – С. 14–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49521555
24. Рудь Н. Н. Научно-методическое обеспечение образовательного учреждения по организации воспитательного процесса // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 68–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20299948
25. Сопин В. И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Человек и образование. – 2014. – № 4. – С. 43–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22970359
26. Козырев В. А, Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Научное обеспечение развития педагогического образования в России // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 2. – С. 34–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16496277
27. Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual and empirical foundations // Using NSSE in institutional research. New Directions for Institutional Research / R. M. Gonyea & G. D. Kuh (Eds.). – 2009. – P. 5–20. DOI: https://doi.org/10.1002/ir.283
28. Astin A. W. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of college student personnel. – 1984. – Vol. 40. – P. 518–529. URL: https://www.middlesex.mass.edu/ace/downloads/astininv.pdf
29. McCormick A. C., Kinzie J., Gonyea R. M. Student engagement: Bridging research and practice to improve the quality of undergraduate education // Higher education: Handbook of theory and research / Paulsen M. B. Dordrecht: Springer, 2013. – P. 47–92. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-5836-0_2
30. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 438. – С. 186–193. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/438/25 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182738
31. Silva J., Corse S. Envisioning and enacting class mobility: The routine constructions of the agentic self // American Journal of Cultural Sociology. – 2018. – Vol. 6 (2). – P. 231–265. DOI: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0026-x
32. Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессиологии образования (по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 3. – С. 112–122. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.011 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46617280