Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 4, С. 196–217
УДК: 
612.8+37.025+159.955+378

Исследование динамики взаимосвязи стилей и типов мышления личности специалистов в условиях профессионального медицинского образования

Крамская Л. А. 1 (Ярославль, Россия), Перевозкина Ю. М. 2 (Новосибирск, Россия), Пошехонова Ю. В. 3 (Ярославль, Россия), Кашапов М. М. 4 (Ярославль, Россия)
1 Ярославский государственный медицинский университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
3 Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
4 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Аннотация: 

Проблема и цель. Актуальность исследования профессионального мышления личности специалистов в условиях медицинского образования определяется сочетанием теоретической и практической значимости проблемы, имеющей гносеологическую, а не онтологическую природу: становление профессионального клинического мышления врача. В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы психологических закономерностей, лежащих в основе соотношения стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей в условиях образовательной и профессиональной деятельности. Цель статьи – выявить динамику взаимосвязи стилей и типов мышления у врачей на разных этапах профессионального становления.
Методология. Стилевые и типологические особенности мышления врача устанавливались посредством анализа акмеологических и психологических механизмов творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода. На основе реализации ресурсного подхода к пониманию профессионального мышления субъекта клиническое мышление рассматривается как высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне не заданных, имплицитных свойств познаваемой и преобразуемой медицинской ситуации. Использованы следующие методики: «Стили мышления» (А. К. Белоусова), «Определение типа мышления и уровня креативности» (В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец).
Результаты. Авторы выявили взаимосвязь стилей и типов мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей. Установили, что доминирующими типом и стилем мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей являются образный тип мышления и практический стиль мышления. Обосновали динамику взаимосвязи стилей и типов мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей, которая меняется в зависимости от этапа профессионализации врача. Раскрыли психологические особенности типовых и стилевых характеристик мышления врача. Обобщили связь творческих способностей врачей именно с этими ведущими стилями и типами мышления, обосновали ресурсные возможности профессионализации клинического мышления.
Заключение. В статье представлено понимание профессионального мышления врача как вида мышления, закономерности которого основываются на общих законах мышления, но подчиняются специфике лечебной деятельности. Показано, что связи между стилями и типами мышления врача приобретают количественное и качественное своеобразие на соответствующих этапах профессионального становления врача.

Ключевые слова: 

ресурсный подход; клиническое мышление; стиль мышления; тип мышления; профессиональное медицинское образование; креативность; студенты-медики; ординаторы; врачи

Библиографическая ссылка:
Крамская Л. А., Перевозкина Ю. М., Пошехонова Ю. В., Кашапов М. М. Исследование динамики взаимосвязи стилей и типов мышления личности специалистов в условиях профессионального медицинского образования // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 196–217. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.09
Список литературы: 
  1. Белоусова А. К., Рубцова Д. С. Личностные особенности стилей мышления у медицинских сестер // Психология обучения. –2016. – № 7. – С. 74–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26250477
  2. Белоусова А. К., Рубцова Д. С. Стили мышления и их выраженность у представителей различных профессиональных групп // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 31–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21091019
  3. Знаков В. В. Аналитичность и холистичность во взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 135–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21195774  
  4. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – Т. 22. – С. 10–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32251609
  5. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. – 2020. – № 11. – С. 116–130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42822108
  6. Кашапов М. М. Ментальные ресурсы как средство становления профессионального мышление субъекта // Методология современной психологии. – 2021. – № 13. – С. 161–175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838126 
  7. Кашапов М. М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. – 2021. – № 14. – С. 35–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46584025
  8. Кашапов М. М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. – 2022. – № 15. – С. 152–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48250164
  9. Лебедева Л. А. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития профессионального мышления врача-терапевта // Гуманитарий. – 2005. – № 5. – С. 229–232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21124783
  10. Рябова Т. В., Сахарова А. Е. Совершенствование клинического мышления и системного принятия решения в медицинском образовании // Образование и саморазвитие. –2011. – № 3. – С. 139–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17389744
  11. Халифаева О. А. Особенности взаимосвязи стилей мышления и креативности в юношеском возрасте // Психология обучения. – 2016. – № 12. – С. 38–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27346302 
  12. Халифаева О. А. Взаимосвязь креативности и когнитивных стилей в период ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 69. – С. 172–190. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/69/10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35656107
  13. Холодная М. А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 3. – С. 18–31. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028217
  14. Akcay S. O. Examining the relationship between the thinking styles and some demographical variables of the students receiving professional music education // Kastamonu Egitim Dergisi. – 2019. – Vol. 27 (2). – P. 683–700. DOI: https://doi.org/10.24106/kefdergi.2687
  15. Alshammri F. S., Alenezi A. K. Creative leadership and its relationship to thinking styles among Saudi university leaders // International Journal of Education and Practice. – 2021. – Vol. 9 (2). – P. 340–353. DOI: https://doi.org/10.18488/journal.61.2021.92.340.353
  16. Chen S. Predictive roles of thinking styles in coping strategies among mainland postgraduate students in Hong Kong // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.693637 
  17. Cheng S., Tingzhao W., Sin K. Thinking styles and student engagement among deaf and hard of hearing students // Journal of developmental and physical disabilities. – 2021. – Vol. 33 (3). – P. 217–232. DOI: https://doi.org/10.1007/s10882-020-09745-x
  18. Dikicia A. Relationships between thinking styles and behaviors fostering creativity: an exploratory study for the mediating role of certain demographic traits // Educational Sciences: Theory & Practice. – 2014. – Vol. 14 (1). – P. 179–201. DOI: https://doi.org/10.12738/ESTP.2014.1.1939 URL: https://www.academia.edu/66530591/Relationships_between_Thinking_Styles_and_Behaviors_Fostering_Creativity_An_Exploratory_Study_for_the_Mediating_Role_of_Certain_Demographic_Traits
  19. Djulbegovic M., Beckstead J., Elqayam S., Reljic T., Kumar A., Paidas C., Djulbegovic B. Thinking styles and regret in physicians // PLoS ONE. – 2015. – Vol. 10 (8). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0134038 
  20. Faucher C. Differentiating the Elements of Clinical Thinking // Optometric Education. – 2011. – Vol. 36. (3). – P. 140–145. URL: https://journal.opted.org/articles/Volume_36_Number_3_CriticalThinking.pdf
  21. Ghanbari S., Papi M., Derakhshanfard S. Relationship between thinking styles and the academic achievement of occupational therapy students in Iran // Journal of Education and Health Promotion. – 2020. – Vol. 9 (1). – P. 82. DOI: https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_545_19 
  22. Güner P. Problem-posing skills and thinking styles of pre-service teachers. HAYEF // Journal of Education. – 2021. – Vol. 18 (2). – P. 254–277. DOI: https://doi.org/10.5152/hayef.2021.21003
  23. Hamid A., Saputro S., Ashadi S., Masykuri M. Analysis of critical-creative thinking styles and their implications on self efficacy teacher pre-service // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – Vol. 1760. – P. 012033. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1760/1/012033
  24. Kars S., Akyürek G. Thinking styles in occupational therapy students // Psychology in the Schools. – 2023. – Vol. 60 (8). – P. 2717-2728. DOI: https://doi.org/10.1002/pits.22889
  25. Kessler L. A. In a high tech age, is clinical judgment a lost art form? // Surgical Neurology. – 1999. – Vol. 52 (1). – P. 22–23. DOI:  https://doi.org/10.1016/S0090-3019(98)00112-8
  26. Kuan T. Y. J., Zhang L. F. Thinking styles and time perspectives // Educational Psychology. – 2022. – Vol. 42 (1). – P. 119–137. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2020.1730306
  27. Locke R., Mason A., Coles C., Lusznat R., Masding M. The development of clinical thinking in trainee physicians: the educator perspective //  BMC Medical Education. – 2020. – Vol. 20. – P. 226.  DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02138-w  
  28. Minbashian A., Birney D. P., Bowman D. B. The thinking styles of managers: Dimensionality, profiles and motivational antecedents // Australian Journal of Management. – 2018. – Vol. 44 (1). – P. 70–80. DOI: https://doi.org/10.1177/0312896218775150
  29. Rana A., Rana R., Rana S. Thinking styles: A portrayal of an individual's persona // Integrated Journal of Social Sciences. – 2022. – Vol. 9 (1). – P. 6–9. URL: https://pubs.iscience.in/journal/index.php/ijss/article/view/1416/802
  30. Saini G., Shabnam I., Seema I., Bhatnagar V.  The pattern of executive professionals' thinking styles in relation to cognitive styles and metacognition skills // Cogent Psychology. – 2022. – Vol. 9 (1). – P. 2068741. DOI: https://doi.org/10.1080/23311908.2022.2068741
  31. Saricoban A., Kirmizi O. The correlation between metacognitive awareness and thinking styles of pre-service EFL teachers // International Online Journal of Education and Teaching. – 2020. – Vol. 7 (3). – P. 1032–1052. URL: https://iojet.org/index.php/IOJET/article/view/921
  32. Sternberg R. J. Thinking Styles. New York, NY, Cambridge University Press. 1997. ISBN: 9780511584152 DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511584152 
  33. Zhang L.-F. Thinking styles and cognitive development department of education. The University of Hong Kong // Journal of Genetic Psychology. – 2002. – Vol. 163 (2). – P. 179–195. DOI: https://doi.org/10.1080/00221320209598676  URL: http://hdl.handle.net/10722/53493
Дата публикации 31.08.2023