Единство субъективных предикторов речевого поступка как индикатор активности субъекта в образовательной деятельности: эмпирическое исследование
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проблемы проявления активности личности в образовательной деятельности. Цель статьи – на основе эмпирического исследования субъективных предикторов речевого поступка обосновать индикатор активности студентов в образовательной деятельности.
Методология. Исследование основывается на деятельностном подходе А. Н. Леонтьева, теории контекстного образования А. А. Вербицкого, когнитивной теории личности Дж. Келли. Использованы методы анализа, синтеза, обобщения, классификации, метод репертуарных решеток Дж. Келли, методы математической статистики, а также методика ко-терапевтической компьютерной системы «КЕЛЛИ-98».
Результаты. В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных предикторов речевого поступка. Выявленные в эмпирическом исследовании единства (связи) между субъективными предикторами речевого поступка, которыми являются значимые роли, сопряженности Я-реального/Я-идеального, тип коммуникации, позволили предложить четыре варианта активности студентов в образовательной деятельности. Первый вариант – это нормальный тип коммуникации, проявленная активность в межличностном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, речевой поступок на уровне диалога; второй вариант – нормальный тип коммуникации, непроявленная активность в межличностном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, речевой поступок на уровне внутреннего диалога; третий вариант – жесткий тип коммуникации, отсутствие объективности в межличностном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, речевой поступок на уровне противопоставления себя с другими и сопротивления, четвертый вариант – жесткий тип коммуникации, слабо развитая способность самостоятельно разрешать проблемную ситуацию в межличностном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, речевой поступок на уровне манипуляции.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов эмпирического исследования делается вывод о том, что единство субъективных предикторов речевого поступка (значимые роли, сопряженности Я-реального/Я-идеального, тип коммуникации) является индикатором «активность/ пассивность»; на основе данного индикатора описаны четыре варианта поведения студентов в образовательной деятельности.
субъективный предиктор речевого поступка; значимые роли; сопряженность Я-реального/Я-идеального; тип коммуникации; индикатор активности.
- Jayadiputra E. The Implementation of Project Citizen in Contextual Teaching and Learning Approach // Proceedings of the Annual Civic Education Conference (ACEC 2018). – 2018. – Vol. 251. – P. 524–528. DOI: https://doi.org/10.2991/acec-18.2018.118
- Mussadad A. A., Sulistyaningrum I. C. D., Agung S. L. The Effective ness of Multicultural Education Implementation Model in Social Science Learning Using Contextual Teaching and Learning // Proceedings of the Third International Conference of Arts, Language and Culture (ICALC 2018). – 2019. – Vol. 279. – P. 121–129. DOI: https://doi.org/10.2991/icalc-18.2019.18
- Osman K., Suryawati Е. Contextual Learning: Innovative Approach towards the Development of Students’ Scientific Attitude and Natural Science Performance // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (1). – P. 79329. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/79329
- Wahyuningtyas R. S., Wuryadi. The Influence of Contextual Teaching and Learning (CTL) on Critical Thinking Ability and Conceptual Understanding of Skeletal System Materials // AIP Conference Proceedings. – 2018. – P. 5062828. DOI: https://doi.org/10.1063/1.5062828
- Tari D. K., Rosana D. Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills // Journal of Physics: Conference Series. – 2019. – Vol. 1233 (1). – P. 012102. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1233/1/012102
- Kim H-J. Socio-Cultural Development Approach to Investigate Teacher Learning across Two Contexts // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (2). – P. 37. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11020037
- Schirmbeck K., Rao N., Wang R., Richards B., Chan S. W. Y., Maehler C. Contrasting executive function development among primary school children from Hong Kong and Germany // European Journal of Psychology of Education. – 2021. – Vol. 36 (4). – P. 923–943. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-020-00519-9
- Benz A. Epistemic Perspectives and Communicative Acts // Frontiers in Communication. – 2021. – Vol. 6. – Р. 612733. DOI: https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.612733
- Sun J., Zhang Z., Sun B., Liu H., Wei C., Liu Y. The effect of aging on context use and reliance on context in speech: A behavioral experiment with Repeat-Recall Test // Frontiers Aging Neuroscience. – 2022. – Vol. 14. DOI: https://doi.org/10.3389/fnagi.2022.924193
10. Mogilevich B. R. Socio-cultural context of speech conflicts // Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology. – 2021. – Vol. 21 (2). – Р. 172–174. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-172-174 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46452728
11. Shi X., Li S., Dang J. Dimensional Emotion Prediction Based on Interactive Context in Conversation // Interspeech. – 2020. – Р. 4193–4197. DOI: https://doi.org/10.21437/Interspeech.2020-1820
12. Lockshin J., Williams T. «We Need to Start Thinking Ahead»: The Impact of Social Context on Linguistic Norm Adherence. – Center for Open Science, 2020.DOI: https://doi.org/10.31234/osf.io/2wtzq
13. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 3. – С. 5–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23803959
14. Жукова Н. В. Деловая игра как средство формирования внутреннего кросс-культурного контекста в профессиональной подготовке студентов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 1. – С. 25–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989165
15. Вербицкий А. А., Данилочкина В. В. Теоретико-эмпирическая модель исследования смыслообразующего психологического контекста участников краткосрочных деловых переговоров // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 2. – С. 208–220. DOI: https://doi.org/10.37724/RSU.2021.58.2.019 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46303728
16. Жукова Н. В., Вершинина Т. С. Речевой поступок в контекстном образовании // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 2. – С. 137–149. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-2-137-149 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46423955
17. Nandy A., Nixon E., Quigley J. Communicative functions of parents’ child-directed speech across dyadic and triadic contexts // Journal of Child Language. – 2021. – Vol. 48 (6). – P. 1281–1294. DOI: https://doi.org/10.1017/S030500092000080x
18. Paz C., Aguilera M., Salla M., Compañ V., Medina J. C., Bados A., García-Grau E., Castel A., Cañete Crespillo J., Montesano A., Medeiros-Ferreira L., Feixas G. Personal Construct Therapy vs Cognitive Behavioral Therapy in the Treatment of Depression in Women with Fibromyalgia: Study Protocol for a Multicenter Randomized Controlled Trial // Neuro-psychiatric disease and treatment. – 2020. – Vol. 16. – Р. 301–311. DOI: https://doi.org/10.2147/NDT.S235161
19. Irtelli F., Durbano F., Marchesi B. The Real Self and the Ideal Self // Psychoanalysis – A New Overview. – 2021. – P. 98194. DOI: https://doi.org/10.5772/intechopen.98194
20. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 // Психологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 6. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.863 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16350653
21. Indraswari N. M., Ningrum N. K., Maharani B. D., Wahid R. A. Does Self-congruence Mediate Brand Familiarity on Brand Attachment? // Advances in Economics, Business and Management Research. – 2023. – P. 47–55. DOI: https://doi.org/10.2991/978-94-6463-160-9_6
22. Li M.-H., Lai I. K. W. Actual Self-Image Versus Ideal Self-Image: An Exploratory Study of Self-Congruity Effects on Gambling Tourism // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 588190. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.588190
23. Wu Sh., Ren M., Pitafi A. H., Islam T. Self-Image Congruence, Functional Congruence, and Mobile App Intention to Use // Mobile Information Systems. – 2020. – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1155/2020/5125238
24. Zogaj A., Tscheulin D. K., Lindenmeie J., Olk S. Linking actual self-congruence, ideal self-congruence, and functional congruence to donor loyalty: the moderating role of issue involvement // Journal of Business Economics. – 2021. – Vol. 91 (3). – P. 379–400. DOI: https://doi.org/10.1007/s11573-020-01006-9
25. Калашников В. Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2019. – № 4. – С. 40–55. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-4-40-55 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42236665
26. Матвеева Т. В. О методе выявления ценностной информации разговорного диалога // Научный диалог. – 2018. – № 10. – С. 89–101. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-10-89-101 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36332712