Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 6, С. 233–256
УДК: 
37.035.6+316.344.8

Условия продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев)

Макарова О. Н. 1 (Бийск, Россия), Беспалов А. М. 1 (Бийск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков с учетом их этнокультурных особенностей.
Цель статьи – выявить условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в решении проблем формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев).
Методология. В качестве методологической основы выступают научные труды ведущих специалистов, посвященные вопросам формирования гражданской идентичности и патриотизма, а также результаты собственного исследования кумандинских подростков, проведенные в 2022–2023 гг. в Алтайском крае. В исследовании был использован социологический опросник «Мой этнос», который позволил выявить когнитивные и аффективные аспекты этнической идентичности подростков; шкала гражданского самосознания как патриотизма и национализма Международного социального опроса (ISSP), позволяющая оценить конструктивные и неконструктивные проявления гражданской идентичности молодежи; шкала этнической идентичности Дж. Финни для оценки этнической идентичности подростков. С целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев был проведен опрос школьных учителей и проанализированы планы воспитательной работы в школах, где обучаются кумандинцы. В исследовании приняли участие 90 подростков из семей, в которых хотя бы один из родителей был кумандинцем.
Результаты. В статье представлен теоретический анализ подходов к формированию гражданской идентичности и патриотизма. Результаты исследования показали, что большинство кумандинцев-подростков продемонстрировали высокий уровень этнической идентификации. По итогам исследования с помощью оценки этнической идентичности по методике Дж. Финни удалось установить наличие высокой внутренней согласованности проявлений когнитивных и эмоциональных компонентов этнической идентичности подростков. Авторами выявлены существенные особенности в выраженности различных компонентов гражданской и этнической идентичности у кумандинских подростков в сравнении с подростками других национальностей. В частности, статистически значимые сильные (d от 0,65 до 0,92) различия обнаружились по всем показателям этнической идентичности по методике Дж. Финни, при этом средние значения выше у кумандинских подростков. Вместе с тем установлено, что кумандинцы-подростки имеют слабое представление о культуре и традициях своего этноса, практически не владеют кумандинским языком, не стремятся демонстрировать принадлежность к коренному народу. Исследование показало потребность школы в организации условий продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев: целенаправленная и систематическая воспитательная работа по изучению кумандинской культуры и сохранению языка в тех классах, где обучаются кумандинцы, привлечение семьи в рамках гражданского и патриотического воспитания в формате социальных проектов, мотивирование кумандинцев-подростков к участию в мероприятиях гражданского и патриотического направления, связанного с их этническими особенностями, разработка методического сопровождения для учителей.
Заключение. На основании полученных данных авторами выявлены условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в формировании гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев.

Ключевые слова: 

социализация школьников; семейное воспитание; кумандинцы; подростки; гражданская идентичность; патриотизм; коренные малочисленные народы; этническая идентификация.

Библиографическая ссылка:
Макарова О. Н., Беспалов А. М. Условия продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев) // Science for Education Today. – 2023. – № 6. – С. 233–256. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.11
Список литературы: 
  1. Андриченко Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности // Журнал российского права. – 2020. – № 6. – С. 38–51. DOI: https://doi.org/10.12737/jrl.2020.066 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43115812
  2. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. – 2008. – № 7. – С. 214–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17904822
  3. Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Фадеев П. В., Щеголькова Е. Ю., Эндрюшко А. А. Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49407531
  4. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 155–175. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37057223
  5. Wang S. Patriotism Education of Higher Vocational College Students from the Perspective of New Media // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1147. – P. 420–427. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-43309-3_58
  6. Jaufar S. Shaping of sustainable citizenship among young people of Kulhudhuffushi, Maldives and Hamilton, New Zealand: context, conditions and experiences // Sustainable Earth. – 2021. – Vol. 4 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s42055-020-00040-3
  7. Wray-Lake L., Shubert J. Understanding stability and change in civic engagement across adolescence: A typology approach // Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 55 (10). – P. 2169–2180. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000772
  8. Wray‐Lake L., Abrams L. S. Pathways to Civic Engagement Among Urban Youth of Color // Monographs of the Society for Research in Child Development. – 2020. – Vol. 85 (2). – P. 7–154. DOI: https://doi.org/10.1111/mono.12415
  9. Campbell D. E. What Social Scientists Have Learned About Civic Education: A Review of the Literature // Peabody Journal of Education. – 2019. – Vol. 94 (1) – P. 32–47. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2019.1553601

10. Rossi G., Lenzi M., Sharkey J., Vieno A., Santinello M. Factors associated with civic engagement in adolescence: the effects of neighborhood, school, family, and peer context // Journal of community psychology. – 2016. – Vol. 44 (8). – P. 1040–1058. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.21826

11. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С., Чугаева И. Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 97–121. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50381979

12. Bryan J., Williams J. M., Griffin D. Fostering Educational Resilience and Opportunities in Urban Schools Through Equity-Focused School-Family-Community Partnerships // Professional School Counseling. – 2020. – Vol. 23 (1_part_2). – P. 2156759X1989917.  DOI: https://doi.org/10.1177/2156759X19899179

13. Шаброва Н. В. Родители в системе школьного образования в Европе // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 539–558. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.539-558 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49467927

14. Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 222–245. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130102

15. Barger M. M., Kim E. M., Kuncel N. R., Pomerantz E. M. The relation between parents’ involvement in children’s schooling and children’s adjustment: A meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2019. – Vol. 145 (9). – P. 855–890. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000201

16. Dodillet S., Christensen D. S. Parents, a Swedish Problem: On the Marginalisation of Democratic Parental Involvement in Swedish School Policy // Comparative Education. – 2020. – Vol. 56 (3). – P. 379–393. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2020.1724489

17. Bonal X., González S. The impact of lockdown on the learning gap: family and school divisions in times of crisis // International Review of Education. – 2020. – Vol. 66 (5–6). – P. 635–655. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-020-09860-z

18. Bordalba M. M., Bochaca J. G. Digital media for family-school communication? Parents' and teachers' beliefs // Computers & Education. – 2019. – Vol. 132. – P. 44–62. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.01.006

19. Snell E. K., Hindman A. H., Wasik B. A. Exploring the use of texting to support family-school engagement in early childhood settings: teacher and family perspectives // Early Child Development and Care. – 2018. – Vol. 190 (4). – P. 447–460. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1479401

20. Hannon L., O’Donnell G. Teachers, parents, and family-school partnerships: emotions, experiences, and advocacy // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 48 (2). – P. 241–255. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1989981

21. Беспалов А. М., Макарова О. Н., Власов М. С. Этническая идентичность кумандинских подростков: её проявления и связь с семейной идентичностью // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 484. – С. 207–217. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/484/23 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50503970

22. Черкесова Е. В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 99–102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20583418

23. Махинин А. Н. Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2017. – № 47. – С. 44–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ytsinj

24. Григорьев С. И., Беспалов А. М., Гуслякова Л. Г., Прудникова М. М. Социальное качество и структура смысложизненных ориентаций подростков российско-монгольского приграничья на Алтае (опыт пилотного исследования международного российско-монгольского проекта) // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. – № 9. – C. 70–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21448823

25. Беспалов А. М., Прудникова М. М., Бавуу Н., Даваа У. Этническая идентичность малочисленных народов Западной Монголии // Вестник Томского Государственного Университета. – 2018. – № 431. – C. 70–80. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/431/9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35552690

26. Григорян Л. К. Патриотизм и национализм в России: механизмы влияния на экономическую самостоятельность // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 3. – C. 22–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21375425

Дата публикации 31.12.2023