Условия продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев)
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков с учетом их этнокультурных особенностей.
Цель статьи – выявить условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в решении проблем формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев).
Методология. В качестве методологической основы выступают научные труды ведущих специалистов, посвященные вопросам формирования гражданской идентичности и патриотизма, а также результаты собственного исследования кумандинских подростков, проведенные в 2022–2023 гг. в Алтайском крае. В исследовании был использован социологический опросник «Мой этнос», который позволил выявить когнитивные и аффективные аспекты этнической идентичности подростков; шкала гражданского самосознания как патриотизма и национализма Международного социального опроса (ISSP), позволяющая оценить конструктивные и неконструктивные проявления гражданской идентичности молодежи; шкала этнической идентичности Дж. Финни для оценки этнической идентичности подростков. С целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев был проведен опрос школьных учителей и проанализированы планы воспитательной работы в школах, где обучаются кумандинцы. В исследовании приняли участие 90 подростков из семей, в которых хотя бы один из родителей был кумандинцем.
Результаты. В статье представлен теоретический анализ подходов к формированию гражданской идентичности и патриотизма. Результаты исследования показали, что большинство кумандинцев-подростков продемонстрировали высокий уровень этнической идентификации. По итогам исследования с помощью оценки этнической идентичности по методике Дж. Финни удалось установить наличие высокой внутренней согласованности проявлений когнитивных и эмоциональных компонентов этнической идентичности подростков. Авторами выявлены существенные особенности в выраженности различных компонентов гражданской и этнической идентичности у кумандинских подростков в сравнении с подростками других национальностей. В частности, статистически значимые сильные (d от 0,65 до 0,92) различия обнаружились по всем показателям этнической идентичности по методике Дж. Финни, при этом средние значения выше у кумандинских подростков. Вместе с тем установлено, что кумандинцы-подростки имеют слабое представление о культуре и традициях своего этноса, практически не владеют кумандинским языком, не стремятся демонстрировать принадлежность к коренному народу. Исследование показало потребность школы в организации условий продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев: целенаправленная и систематическая воспитательная работа по изучению кумандинской культуры и сохранению языка в тех классах, где обучаются кумандинцы, привлечение семьи в рамках гражданского и патриотического воспитания в формате социальных проектов, мотивирование кумандинцев-подростков к участию в мероприятиях гражданского и патриотического направления, связанного с их этническими особенностями, разработка методического сопровождения для учителей.
Заключение. На основании полученных данных авторами выявлены условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в формировании гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев.
социализация школьников; семейное воспитание; кумандинцы; подростки; гражданская идентичность; патриотизм; коренные малочисленные народы; этническая идентификация.
- Андриченко Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности // Журнал российского права. – 2020. – № 6. – С. 38–51. DOI: https://doi.org/10.12737/jrl.2020.066 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43115812
- Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. – 2008. – № 7. – С. 214–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17904822
- Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Фадеев П. В., Щеголькова Е. Ю., Эндрюшко А. А. Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49407531
- Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 155–175. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37057223
- Wang S. Patriotism Education of Higher Vocational College Students from the Perspective of New Media // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1147. – P. 420–427. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-43309-3_58
- Jaufar S. Shaping of sustainable citizenship among young people of Kulhudhuffushi, Maldives and Hamilton, New Zealand: context, conditions and experiences // Sustainable Earth. – 2021. – Vol. 4 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s42055-020-00040-3
- Wray-Lake L., Shubert J. Understanding stability and change in civic engagement across adolescence: A typology approach // Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 55 (10). – P. 2169–2180. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000772
- Wray‐Lake L., Abrams L. S. Pathways to Civic Engagement Among Urban Youth of Color // Monographs of the Society for Research in Child Development. – 2020. – Vol. 85 (2). – P. 7–154. DOI: https://doi.org/10.1111/mono.12415
- Campbell D. E. What Social Scientists Have Learned About Civic Education: A Review of the Literature // Peabody Journal of Education. – 2019. – Vol. 94 (1) – P. 32–47. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2019.1553601
10. Rossi G., Lenzi M., Sharkey J., Vieno A., Santinello M. Factors associated with civic engagement in adolescence: the effects of neighborhood, school, family, and peer context // Journal of community psychology. – 2016. – Vol. 44 (8). – P. 1040–1058. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.21826
11. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С., Чугаева И. Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 97–121. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50381979
12. Bryan J., Williams J. M., Griffin D. Fostering Educational Resilience and Opportunities in Urban Schools Through Equity-Focused School-Family-Community Partnerships // Professional School Counseling. – 2020. – Vol. 23 (1_part_2). – P. 2156759X1989917. DOI: https://doi.org/10.1177/2156759X19899179
13. Шаброва Н. В. Родители в системе школьного образования в Европе // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 539–558. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.539-558 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49467927
14. Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 222–245. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130102
15. Barger M. M., Kim E. M., Kuncel N. R., Pomerantz E. M. The relation between parents’ involvement in children’s schooling and children’s adjustment: A meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2019. – Vol. 145 (9). – P. 855–890. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000201
16. Dodillet S., Christensen D. S. Parents, a Swedish Problem: On the Marginalisation of Democratic Parental Involvement in Swedish School Policy // Comparative Education. – 2020. – Vol. 56 (3). – P. 379–393. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2020.1724489
17. Bonal X., González S. The impact of lockdown on the learning gap: family and school divisions in times of crisis // International Review of Education. – 2020. – Vol. 66 (5–6). – P. 635–655. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-020-09860-z
18. Bordalba M. M., Bochaca J. G. Digital media for family-school communication? Parents' and teachers' beliefs // Computers & Education. – 2019. – Vol. 132. – P. 44–62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.01.006
19. Snell E. K., Hindman A. H., Wasik B. A. Exploring the use of texting to support family-school engagement in early childhood settings: teacher and family perspectives // Early Child Development and Care. – 2018. – Vol. 190 (4). – P. 447–460. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1479401
20. Hannon L., O’Donnell G. Teachers, parents, and family-school partnerships: emotions, experiences, and advocacy // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 48 (2). – P. 241–255. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1989981
21. Беспалов А. М., Макарова О. Н., Власов М. С. Этническая идентичность кумандинских подростков: её проявления и связь с семейной идентичностью // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 484. – С. 207–217. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/484/23 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50503970
22. Черкесова Е. В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 99–102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20583418
23. Махинин А. Н. Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2017. – № 47. – С. 44–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ytsinj
24. Григорьев С. И., Беспалов А. М., Гуслякова Л. Г., Прудникова М. М. Социальное качество и структура смысложизненных ориентаций подростков российско-монгольского приграничья на Алтае (опыт пилотного исследования международного российско-монгольского проекта) // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. – № 9. – C. 70–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21448823
25. Беспалов А. М., Прудникова М. М., Бавуу Н., Даваа У. Этническая идентичность малочисленных народов Западной Монголии // Вестник Томского Государственного Университета. – 2018. – № 431. – C. 70–80. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/431/9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35552690
26. Григорян Л. К. Патриотизм и национализм в России: механизмы влияния на экономическую самостоятельность // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 3. – C. 22–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21375425