Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 1, С. 80–95
УДК: 
1(091)+37.013.46

Акторно-сетевая интерпретация феноменов и актуальных проблем образования: историцистские основания и специфика

Власова О. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Корниенко А. Г. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях. Цель статьи – выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования.
Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000‒2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики – историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.

Ключевые слова: 

историцистские основания; образовательные модели; полидисциплинарная методология; образовательная пространственность; педагогические практики.

Библиографическая ссылка:
Власова О. А., Корниенко А. Г. Акторно-сетевая интерпретация феноменов и актуальных проблем образования: историцистские основания и специфика // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 80–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.04
Список литературы: 
  1. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 100–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390175
  2. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 92–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49425111   
  3. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 6. – С. 9–18. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54145950
  4. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 227–239. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.17 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545601
  5. Власова О. А. Дискуссии об историзме в педагогике и трансформация образовательных моделей // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 57–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623128
  6. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 110–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849696
  7. Денисова Г. С., Полонская И. Н., Сусименко Е. В. Акторно-сетевая теория: инновационные аспекты социологической методологии // Вестник Института социологии. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 137–158. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.2.797 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49205254
  8. Ореховский П. А. “Акторно-сетевой подход” Б. Латура и “фактор культуры” в анализе экономических процессов // Общественные науки и современность. – 2017. – № 3, – C. 157–167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29333820
  9. Вяткин Д. «Плазма в себе»: между онтологией и эпистемологией // Философско-литературный журнал «Логос». – 2017. – № 3. – С. 57–82. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-57-80 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29077882

10. Соколов Б. Г. Постапокалипсис и постистория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2023. – Т. 39, № 2. – С. 274–288. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.206 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54114857

11. Фатенков А. Н. Онтология Бруно Латура как технологизированное берклианство // Философские науки. – 2019. – Т. 62, № 9. – С. 68–87. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-9-68-87   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41806766

12. Hetland P. T. Fenwick and R. Edwards: Actor-Network Theory in Education // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2012. – Vol. 7 (1). – P. 70–72. DOI: https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2012-01-06

13. Fenwick T., Edwards R. Actor-Network Theory in Education. – Routledge, 2010. – 200 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203849088

14. Waltz S. Giving Artifacts a Voice? Bringing into Account Technology in Educational Analysis // Educational Theory. – 2004. – Vol. 54 (2). – P. 157–172. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1741-5446.2004.00012.x

15. Fenwick T., Edwards R. (eds.) Researching Education Through Actor-Network Theory. – Wiley-Blackwell, 2012. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118275825

16. Fenwick T., Edwards R. (eds.) Revisiting Actor-Network Theory in Education. – Routledge, 2018. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315114521

17. Nespor J. Devices and educational change // Researching Education Through Actor-Network Theory / (Eds) T. Fenwick, R. Edwards. Wiley-Blackwell. – 2012. – P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118275825.ch1 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118275825.ch1 

18. Mukhopadhyay R., Sriprakash A. Target-driven reforms: Education for All and the translations of equity and inclusion in India // Journal of Education Policy. – 2018. – Vol. 28 (3). – P. 306–321.  DOI: https://doi.org/10.1080/02680939.2012.718362 URL: https://publications.azimpremjiuniversity.edu.in/361/

19. MсGregor J. Spatiality and the Place of the Material in Schools // Pedagogy, Culture and Society. – 2004. – Vol. 12 (3). – P. 347–372. DOI: https://doi.org/10.1080/14681360400200207

20. Leander K., Lovvorn J. Literacy Networks: Following the Circulation of Texts, Bodies, and Objects in the Schooling and Online Gaming of One Youth // Cognition and Instruction. – 2006. – Vol. 24 (3). – P. 291–340. DOI: https://doi.org/10.1207/s1532690xci2403_1

21. Tummons J. Education as a mode of existence: A Latourian inquiry into assessment validity in higher education // Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52 (1). – P. 45–54. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2019.1586530

22. Tummons J. Ethnographies of Higher Education and Modes of Existence: using Latour's philosophical anthropology to construct faithful accounts of higher education practice // Theory and method in higher education research. – Emerald Publishing Limited, Leeds, 2019. – Vol. 5. – P. 207–223. DOI: https://doi.org/10.1108/S2056-375220190000005013 URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/S2056-375220190000005013/full/html

23. Tummons J. Higher education, theory, and modes of existence: thinking about universities with Latour // Higher Education Research and Development. – 2021. – Vol. 40 (6). – P. 1313–1325. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2020.1804337

24. Fenwick T. (un)Doing Standards in Education with Actor-Network Theory // Journal of Education Policy. – 2010. – Vol. 25 (2). – P. 117–133. DOI: https://doi.org/10.1080/02680930903314277 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02680930903314277

25. Mulcahy D. Managing spaces: (Re)working relations of strategy and spatiality in vocational education and training // Studies in Continuing Education. – 2007. – Vol. 29 (2). – P. 143–162. DOI: https://doi.org/10.1080/01580370701403266

26. Park Eun J. For Technological Literacy Education: Comparing the Asymmetrical View of Heidegger and Symmetrical View of Latour on Technology // Studies in Philosophy and Education. – 2022. – Vol. 41 (5). – P. 551–565. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-022-09841-9

27. Portin F. The Diplomatic Teacher: The Purpose of the Teacher in Gert Biesta’s Philosophy of Education in Dialogue with the Political Philosophy of Bruno Latour // Studies in Philosophy and Education. – 2020. – Vol. 39 (5). – P. 533–548. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-020-09712-1

28. Czahajda R., Cairovic N., Cernko M. Live Online Education Efficiency Mediators From the Actor Network Theory Perspective // Frontiers in Education. – 2022. – Vol. 7. – P. 859783. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.859783

29. Tatnall A. Researching Computers and Education Through Actor-Network Theory // 1st International Conference on Sustainable ICT, Education, and Learning (SUZA) / (Eds) A. Tatnall, N. Mavengere. Springer Cham – 2019. – P. 78–88. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-28764-1_10

30. Rowan L., Bigum C. Actor network theory and the study of online learning // Quality Education a Distance / (Eds) G. Davies, E. Stacey. Springer New York. – 2003. – P. 179–188. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-35700-3_33

31. Oral S. B. Thinking Education through Object-Oriented Philosophy: A triple pedagogical movement // Measuring Up: Proceedings of the 43rd PESA Annual Conference /  (Eds.) R. S. Webster, S. Stolz. Philosophy of Education Society (PESA) – 2013. – P. 158–168. URL: https://pesa.org.au/images/papers/2013-papers/Thinking_Education_Through_Object-Oriented_Philosophy-_A_Triple_Pedagogical_Movement_Sevket_Benhur_Oral.pdf

32. Dickinson C. Bruno Latour and the myth of autonomous academic discipline: Rethinking education in the light of various modes of existence // Transformation in Higher Education. – 2019. – Vol. 4. – P. 75. DOI: https://doi.org/10.4102/the.v4i0.75

Дата публикации 29.02.2024